ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3328/2022 от 24.08.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-3328/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.,

при секретаре Гринченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3328/2022 по иску заместителя прокурора Ростовской области к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, 3-е лицо Федеральная служба исполнения наказаний России об обязании привести помещения следственного изолятора в соответствие с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, 3-е лицо Федеральная служба исполнения наказаний России об обязании привести помещения следственного изолятора в соответствие с требованиями законодательства.

СИЗО-1 зарегистрировано администрацией г. Ростова-на-Дону 24.06.1996, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС № 25 России по Ростовской области с 18.08.1995, расположено по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 219.

СИЗО-1 осуществляется содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также выполнение функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с УИК РФ.

В соответствии со ст. 15, 90 и 115 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения ФИО1 соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы. Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено ФИО2 о Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФИО2). Согласно пп. 1 и 4 ФИО2, Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН ФИО4) подведомственна Минюсту ФИО4 и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста ФИО4 и ФИО2.

ФСИН ФИО4 осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, следственные изоляторы, в том числе расположенные на территории , ФИО1 в своей деятельности руководствоваться требованиями правовых актов указанных выше государственных органов.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № ЮЗ-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно п. 2.1 Устава СИЗО-1 предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с п. 2.5.1, 2.5.2 и 2.5.3 Устава СИЗО-1 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных; пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров; материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных; эксплуатацию, техническое обслуживание имущества учреждения, разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно требованиям п. 15.1 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 (далее - Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений), основой правильной технической эксплуатации зданий и сооружений является своевременное проведение ремонтных работ.

При этом по результатам проведенных проверок СИЗО-1 установлено, что в нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ и п. 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений в камерах 69 штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка разрушено и осыпается; имеет дефекты покрытия штукатурное и лакокрасочное покрытие стен в камерах .

Также в ненадлежащем техническом состоянии находятся покрытия потолка, пола и стен помещений сборного отделения; покрытия пола и стен в процедурном кабинете, а также стен в кабинете фтизиатра филиала «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России (далее - МЧ-12), расположенных в режимном корпусе .

В соответствии с п. 5.2 Свода правил «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации» (СП 336.1325800.2017), утвержденного приказом Минстроя ФИО4 от 15.09.2017 /пр (далее -СП 336.1325800.2017), в течение всего срока эксплуатации зданий (сооружений) должны быть обеспечены предусмотренные проектными решениями параметры микроклимата и предельно допустимая концентрация вредных веществ, нормируемое качество воздуха.

Согласно таблицы 5.28 Санитарных правил и норм (СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), температура воздуха в помещениях с постоянным пребыванием людей, в которых люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток, не должна превышать 28 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха - 60 %.

Проведенными проверками СИЗО-1 установлено, что в нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.2, 9.3 и 9.5 СП 336.1325800.2017, таблицы 5.28 СанПиН 1.2.3685-21, ежедневные осмотры системы приточно-вытяжной вентиляции, ее очистка и устранение нарушающих режим работы неисправностей не производится, система фактически не функционирует, что не позволяет соблюсти установленные параметры микроклимата в используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещениях СИЗО-1, контроль за их значениями не осуществляется.

Согласно требованиям ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства России от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации организует проведение проверок водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

В нарушение указанных требований администрацией СИЗО-1 проверка водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах и не проведена.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 14.3.2 Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 10.13130), прокладка питающих неметаллических трубопроводов должна предусматриваться скрытой для защиты от воздействия высокотемпературных продуктов, образующихся при пожаре.

В нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 3 ст. 86 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 14.3.2 и 14.3.3 СП 10.13130 выполненные из пропилена трубы внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов и проложены открытым способом вне коробов.

Согласно ст. 58 Федерального закона № 123-ФЗ огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.

Вопреки требованиям ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 25 Правил пожарного режима напольное покрытие лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса и переходной галереи между режимными корпусами и выполнено из горючего материала, огнезащитная обработка не проведена.

Также в нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.2 и 6.1.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 485.1311500.2020), утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2020 № 628, п. 5.2.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (СП 4.13130), утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, помещение расположенной в режимном корпусе № 2 электрощитовой не оборудовано автономной установкой пожаротушения, дверь помещения электрощитовой выполнена не противопожарной.

Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования – внесенные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области представления, нарушения закона в сфере обеспечения пожарной безопасности и материально-бытовом обеспечении заключенных под стражу и осужденных в деятельности СИЗО-1 до настоящего времени не устранены.

Администрация СИЗО-1 неоднократно обращалась в ГУФСИН России по Ростовской области с заявками о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, однако денежные средства не выделялись.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

СИЗО-1 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - подозреваемых, обвиняемых и осужденных, количество и состав которых постоянно меняется, в связи с чем исковые требования подаются в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно Уставу Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Ростовской области» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.

В соответствии с пп. 1 и 2 п. 15 Положения о ГУФСИН России по Ростовской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 , Управление обеспечивает условия содержания содержащихся под стражей лиц в следственных изоляторах; осуществляет финансирование и материально- техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания;

Согласно требованиям ст. 123.21 и 123.22 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, обеспечение соблюдения вышеуказанных требований закона, требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счет средств СИЗО-1, а при их недостаточности за счет выделяемых ФСИН России средств Российской Федерации, представляемых на территории области - ГУФСИН России по Ростовской области.

На основании изложенного, заместитель прокурора Ростовской области просил суд обязать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

1) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ, п. 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, провести в камерах ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; в камерах провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; в помещениях сборного отделения провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; в процедурном кабинете МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; в кабинете фтизиатра МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен;

2) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, таблицы 5.28 Санитарных правил и норм (СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2, п. 5.2, 9.3 и 9.5 Свода правил «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации» (СП 336.1325800.2017), утвержденного приказом Минстроя России от 15.09.2017 № 1222/пр, оборудовать используемые для размещения заключенных под стражу камерные помещения следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений;

3) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 48 Правил противопожарного режима провести проверку водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах и ;

4) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 3 ст. 86 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 14.3.2 и 14.3.3 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» (СП 10.13130), утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559, выполнить прокладку труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов и скрытым способом или заменить указанные трубы на стальные;

5) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 25 Правил пожарного режима провести огнезащитную обработку напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса и переходной галереи между режимными корпусами и

6) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.2 и 6.1.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 485.1311500.2020), утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2020 № 628, п. 5.2.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (СП 4.13130), утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, оборудовать помещение расположенной в режимном корпусе № 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.

ФИО1 по в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ФИО3 по в целях выполнения требований законодательства по проведению в камерах ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; проведению в камерах ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; проведению в помещениях сборного отделения ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; проведению в процедурном кабинете МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; проведению в кабинете фтизиатра МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; оборудованию используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещений следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений; проведению проверки водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах и прокладке труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов и скрытым способом или замене указанных труб на стальные; проведению огнезащитной обработки напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса и переходной галереи между режимными корпусами и оборудованию помещения расположенной в режимном корпусе электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.

Представитель истца ФИО7 в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Пояснил, что несоблюдение требований закона негативно влияет на статус федеральной службы исполнения наказания, которая не может в полном объеме обеспечить минимальный набор гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей в указанном следственном изоляторе. Вопрос сроков оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика СИЗО-1 и третьего лица ФСИН России – ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в исковых требованиях отказать.

Представитель ответчика СИЗО-1 ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признает, пояснила, что устранить заявленные нарушения, не предоставляется возможным в заявленные сроки.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой области проведена проверка соблюдения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В результате проверки выявлены нарушения в деятельности СИЗО-1, касающейся материально-бытового обеспечения обвиняемых и подозреваемых.

По итогам проверки исполняющий обязанности начальника отдела пришел к выводу о внесении начальнику СИЗО-1 представления об устранении выявленных нарушений, а также о необходимости обращения в суд с иском к СИЗО-1 о возложении обязанности по обеспечению размеров оконных проемов в камерах позволяющих проводить надлежащее проветривание и инсоляцию помещений; ремонту штукатурного и лакокрасочного покрытия потолка в камерах ; восстановлению арматурного каркаса межэтажного перекрытия и устранения его оголения в камерах ; восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытия стен в камерах ; устранению повреждения напольного покрытия в камерах ; оборудованию светильниками камер ; оборудованию сетей внутреннего пожарного водопровода в полном объеме пожарными кранами; обеспечению работоспособности автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях СИЗО-1; обеспечению функционирования эвакуационного освещения во всех помещениях СИЗО-1; проведению проверки состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытания и измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств; оборудования камер и коридоров режимных зданий и помещений, а также прогулочных дворов СИЗО-1 в полном объеме видеокамерами для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей; оборудованию дверей карцерных помещений электромеханическими замковыми устройствами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний (далее – Положение). Согласно пунктам 1 и 4 Положения Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России) подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, следственные изоляторы, в том числе расположенные на территории Ростовской области, обязаны в своей деятельности руководствоваться требованиями правовых актов указанных выше государственных органов.

Согласно статьям 15, 23, 24 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно пунктам 2.5.1 и 2.5.2 Устава СИЗО-1 предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требованиями пункта 15.1 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 г. № 276, определено, что основой правильной технической эксплуатации зданий и сооружений является своевременное проведение ремонтных работ.

Судом установлено, что в нарушение статьи 23 Федерального закона № 103-ФЗ, пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 г. № 189, пункта 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений в камерах штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка разрушено и осыпается; имеет дефекты покрытия штукатурное и лакокрасочное покрытие стен в камерах .

Также в ненадлежащем техническом состоянии находятся покрытия потолка, пола и стен помещений сборного отделения; покрытия пола и стен в процедурном кабинете, а также стен в кабинете фтизиатра филиала «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России (далее - МЧ-12), расположенных в режимном корпусе .

Проведенными проверками СИЗО-1 установлено, что в нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.2, 9.3 и 9.5 СП 336.1325800.2017, таблицы 5.28 СанПиН 1.2.3685-21, ежедневные осмотры системы приточно-вытяжной вентиляции, ее очистка и устранение нарушающих режим работы неисправностей не производится, система фактически не функционирует, что не позволяет соблюсти установленные параметры микроклимата в используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещениях СИЗО-1, контроль за их значениями не осуществляется.

В соответствии с требованиями п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства России от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации организует проведение проверок водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

В нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 3 ст. 86 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 14.3.2 и 14.3.3 СП 10.13130 выполненные из пропилена трубы внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов и проложены открытым способом вне коробов.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 14.3.2 Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 10.13130), прокладка питающих неметаллических трубопроводов должна предусматриваться скрытой для защиты от воздействия высокотемпературных продуктов, образующихся при пожаре.

Вопреки требованиям ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 25 Правил пожарного режима напольное покрытие лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса и переходной галереи между режимными корпусами и выполнено из горючего материала, огнезащитная обработка не проведена.

Также в нарушение ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.2 и 6.1.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 485.1311500.2020), утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2020 № 628, п. 5.2.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям» (СП 4.13130), утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, помещение расположенной в режимном корпусе № 2 электрощитовой не оборудовано автономной установкой пожаротушения, дверь помещения электрощитовой выполнена не противопожарной.

Судом установлено, что прокуратурой неоднократно вносились представления об устранении нарушений закона в деятельности СИЗО-1 (представления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, нарушения закона об обеспечении безопасных условий содержания под стражей и материально-бытовом обеспечении заключенных под стражу до настоящего времени не устранены.

Как следует из представленных в материалы дела писем, Администрация СИЗО-1 неоднократно обращалась в ФИО3 по с заявками о выделении денежных средств для ремонта ФИО3 по от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГж; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; о выделении денежных средств для проведения обработки огнезащитным составом напольного покрытия лестницы площадью 30м2; для проведения замеров давления воды в 29 пожарных кранах; для проведения работ по замене пластиковых участков труб систем внутреннего противопожарного водоснабжения на стальные в количестве около 1 тонны; для приобретения пожарной двери, автономной установки пожаротушения; для устранения дефектов покрытия потолка, пола и стен помещений сборного отделения, покрытия пола и стен в процедурном кабинете фтизиатра, однако денежные средства не выделялись.

Ответчик пояснил суду, что согласно инвентарным карточкам учета нефинансовых активов в учреждении имеется вентиляционная система. Согласно инвентарным карточкам учета нефинансовых активов в учреждении имеется вентиляционная система. Все камеры СИЗО-1 оборудованы смешанной (комбинированной) системой вентиляции, а именно имеют естественную вентиляцию через воздуховоды, оконные (камеры оборудованы металлопластиковыми окнами с поворотно-откидными секциями для проветривания) и дверные проемы с возможностью включения механического побуждения в соответствии с п.19,14 СП 247 и п.6,1,2 СП 336. Устранение выявленных нарушений не представляется возможным в сроки, заявленные заместителем прокурора Ростовской области, в связи с тем, что на выделение денежных средств, разработку аукционной документации, проведение аукциона, заключение государственного контракта, проведение государственной экспертизы по выполнению работ капитального ремонта необходимо больше времени. Также, просит учитывать тот факт, что ремонтные работы необходимо провести во многих камерных помещениях. Учитывая тот факт, что в учреждении имеется перелимит, перемещение спецконтингента в другие камеры, с соблюдением ст. 33 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», займет значительное время.

В силу положений статьи 9 Федерального закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Положения ГУФСИН России по Ростовской области обеспечивает финансирование и материально-техническое обеспечение подведомственных учреждений.

Доводы ответной стороны о частичном исполнении исковых требований в ходе рассмотрения дела в части оборудования сетей внутреннего пожарного водопровода в полном объеме пожарными кранами, произведении их обслуживания, не являются основанием для частичного отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку объем выполненных работ является начальной стадией исполнения и не свидетельствует об отсутствии нарушения на момент рассмотрения дела судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

Судебное решение как правоприменительный акт направлен на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения. В силу указанных обстоятельств вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. В этой связи исполнимость решения суда является проявлением общеобязательности решения по гражданскому делу.

В этой связи, при рассмотрении требований истца в части установления сроков исполнения решения суда, судом учитывается значительный объем работ, установленный порядок осуществления финансирования, выбора исполнителя и порядок заключения контрактов. Испрашиваемый истцовой стороной срок для устранения всех недостатков содержания следственного изолятора, изложенные в иске, в размере 9 месяцев суд находит недостаточным, соглашаясь в этой части с доводами ответной стороны. С учетом разумности и справедливости, суд полагает, что срок совершения перечисленных в иске действий должен быть увеличен до 11 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, что будет способствовать исполнимости решения суда.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ростовской области удовлетворить в части.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Ростовской области» в течение одиннадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

1) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ, п. 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, провести в камерах ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; в камерах провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; в помещениях сборного отделения провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; в процедурном кабинете МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; в кабинете фтизиатра МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен;

2) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, таблицы 5.28 Санитарных правил и норм (СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2, п. 5.2, 9.3 и 9.5 Свода правил «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации» (СП 336.1325800.2017), утвержденного приказом Минстроя России от 15.09.2017 № 1222/пр, оборудовать используемые для размещения заключенных под стражу камерные помещения следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений;

3) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 48 Правил противопожарного режима провести проверку водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах и ;

4) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 3 ст. 86 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 14.3.2 и 14.3.3 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» (СП 10.13130), утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559, выполнить прокладку труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов и скрытым способом или заменить указанные трубы на стальные;

5) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 25 Правил пожарного режима провести огнезащитную обработку напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса и переходной галереи между режимными корпусами и

6) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.2 и 6.1.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 485.1311500.2020), утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2020 № 628, п. 5.2.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (СП 4.13130), утвержденного приказом МЧС ФИО4 от 24.04.2013 , оборудовать помещение расположенной в режимном корпусе № 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.

Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по проведению в камерах ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; проведению в камерах ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; проведению в помещениях сборного отделения ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; проведению в процедурном кабинете МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; проведению в кабинете фтизиатра МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; оборудованию используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещений следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений; проведению проверки водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах и прокладке труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов и скрытым способом или замене указанных труб на стальные; проведению огнезащитной обработки напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса и переходной галереи между режимными корпусами и оборудованию помещения расположенной в режимном корпусе электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Федоренко

Решение в окончательной форме принято 31 августа 2022 года.