ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3329/18 от 18.09.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А., при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием представителя истца Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета - ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» - ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3329/2018 по иску Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Байкальский государственный университет» о признании недействительным решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Первичная профсоюзная организация работников Байкальского государственного университета обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Байкальский государственный университет», требуя признать недействительным решение Ученого совета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет», оформленное выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным приказ ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности»; взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» сумму госпошлины в размере <данные изъяты>. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Ученым советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» принято решение о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Ученого совета от ДД.ММ.ГГГГ ректором ФГБОУ ВО «БГУ» вынесен приказ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ из Института национальной безопасности переданы образовательные программы 3ДД.ММ.ГГГГ Экономическая безопасность, 3ДД.ММ.ГГГГ Таможенное дело, 3ДД.ММ.ГГГГ Государственный аудит, определены кафедры, ответственные за реализацию указанных программ (кафедра мировой экономики и экономической безопасности, кафедра торгового и таможенного делай кафедра бухгалтерского учета и налогообложения соответственно). Согласно п. 3 приказа в соответствии с Приложением учебная нагрузка по указанным кафедрам передается с кафедры налогов и таможенного дела. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ вся учебная нагрузка распределена на вышеперечисленные кафедры, что фактически означает ликвидацию кафедры налогов и таможенного дела. В соответствии с п. 4.8 Устава ФГБОУ ВО «БГУ», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Ученый совет является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство университетом. В соответствии с п. 4.17 Устава единоличным исполнительным органом является ректор университета. Исходя из ч.ч. 1, 2, 4 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании в РФ», образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Согласно п. 3.3 Устава кафедры университета являются одним из структурных подразделений Университета. В соответствии с пп. 8 п. 4.11 Устава к компетенции Ученого совета относится принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность. В соответствии с п. 8.2, п. 8.3 Устава Ученым советом, ректором и иными органами управления принимаются локальные нормативные акты в соответствии со своей компетенцией, в том числе в форме приказов и протокольных решений. Пунктом 8.4 Устава установлено, что локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся и работников университета, принимаются с учетом мнения студенческого совета, а также в порядке и случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством - профсоюзов. В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. На основании п.

коллективного договора, заключенного между работодателем (ФГБОУ ВО «БГУ») и работниками университета, представленными первичной профсоюзной организацией работников Байкальского государственного университета, все вопросы, связанные с изменением структуры университета, реорганизацией, предварительно рассматриваются работодателем с участием профсоюза. В соответствии с п. 7.4 Положения об объединенном студенческом совете ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ректором ФГБОУ ВПО «БГУЭП», решения по вопросам управления университета, а также решения, затрагивающие права и законные интересы обучающихся, принимаются с учетом мнения Совета. В соответствии с п. 8.5 Устава Ученый совет в случае принятия локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся, перед принятием решения о принятии такого акта направляет проект такого акта в студенческий совет. Вместе с тем, ни Профсоюзу, ни Студенческому совету решение Ученого совета от ДД.ММ.ГГГГ или приказ от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и проекты указанных актов, не направлялись, мнение данных организаций учтено не было. Изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ довод ответчика о присутствии представителей Профсоюза ФИО8 и ФИО20 на заседании ученого совета ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельным, поскольку действующим законодательством установлен порядок получения мотивированного мнения профсоюзного органа, указанный в ст. 372 ТК РФ. Нормы об обязательном учете мнения Профсоюза и Студенческого совета направлены на возможность осуществления надлежащего представления интересов сотрудников и обучающихся при принятии актов, затрагивающих их права и законные интересы, с учетом мотивированных точек зрения, доведенных в установленном порядке до сведения лиц, принимающих окончательное решение. Таким образом, решение Ученого совета от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ от ДД.ММ.ГГГГ приняты в нарушение как внутренних локальных нормативных актов (Устав, Коллективный договор, Положение об объединенном студенческом совете), там и норм трудового законодательства РФ, что нарушает права и законные интересы обучающихся и работников ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».

В судебном заседании представитель истца Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» ФИО2 требования Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета не признал, в удовлетворении иска просил отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе следующая информация: структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В силу ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 27 Закона образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

Статьей 28 Закона регламентировано, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет».

Согласно п. 3.1 Устава университет самостоятельно формирует свою структуру, если иное не установлено федеральными законами.

Университет самостоятельно устанавливает штатное расписание исходя из объема и форм реализуемых образовательных программ, оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в структурных подразделениях и осуществляет прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей (п. 3.2 Устава).

Пунктом 3.3 Устава регламентировано, что университет может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности университета.

Согласно п. 4.1 Устава университет обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, инновационной, административной, финансово-экономической, инвестиционной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных правовых актов в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим уставом.

Органами управления университета являются, в том числе Ученый совет университета, ректор университета (п. 4.3 Устава).

В соответствии с п. 4.8 Устава Ученый совет университета является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство университетом.

Количество членов ученого совета университета определяется конференцией работников и обучающихся университета.

Состав ученого совета университета объявляется приказом ректора университета на основании решения конференции работников и обучающихся университета.

Согласно п. 4.9 Устава решение ученого совета университета считается принятым, если за него проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50 процентов списочного состава ученого совета университета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

К компетенции ученого совета университета относятся, в том числе (п. 4.11 Устава):

- определение основных перспективных направлений развития университета, включая его образовательную и научную деятельность,

рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно- исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества университета,

принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность, за исключением филиалов университета.

В соответствии с п. 4.14 Устава решения ученого совета университета оформляются протоколами и вступают в силу с даты их подписания председателем ученого совета университета.

Решения ученого совета университета по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми работниками и обучающимися университета (п. 4.16 Устава).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Ученого совета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет», на заседании Ученого совета университета из списочного состава 38 человек присутствовало 35 человек, на повестку дня был поставлен, в том числе вопрос о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета, по итогам заседания составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета слушали ФИО9, проректора по учебной работе, которая представила проект структуры образовательных подразделений университета, содержащий количество и наименования институтов и факультетов в составе университета, количество и наименования кафедр в составе каждого института и факультета, реализуемые институтами и факультетами укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН), количество реализуемых образовательных программ и контингент студентов всех форм обучения. Указала, что представленный проект предполагает сокращение общего количества институтов и факультетов за счет перераспределения реализуемых образовательных программ в соответствии с УГСН. Тем самым, в числе указанных институтов, создаются крупные образовательные подразделения, ведущие подготовку в рамках одной УГСН. Основные достигаемые при этом цели — оптимизация структуры образовательных подразделений путем сокращения их количества и частичное исключение дублирования направлений подготовки несколькими образовательными подразделениями. Отдельное направление модернизации - интеграция программ среднего профессионального образования (СПО) в состав институтов, что позволит создать единую образовательную среду, в которой будет реализовываться непрерывное образование: СПО - бакалавриат - магистратура - аспирантура. Основные достигаемые при этом цели - увеличение доли выпускников программ СПО, желающих продолжить обучение на программах высшего образования в университете, оптимизация организационной структуры университета путем отказа от колледжа как отдельного структурного подразделения.

По данному вопросу о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета выступили члены Ученого совета: ФИО10, ФИО11, ФИО8, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 По итогам обсуждения постановили:

Рассматривать предлагаемые структурные изменения как единый комплекс взаимосвязанных изменений и голосовать «пакетом».

Голосовали: «за» - 33, «против» - 2, «воздержались» - нет.

Утвердить комплекс взаимосвязанных структурных изменений, завершающих формирование структуры образовательных подразделений университета, и ввести данные изменения в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Голосовали: «за» - 33, «против» - 2, «воздержались» - нет.

На основании решения Ученого совета университета (выписка из протокола от

) ректором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности».

Названным приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ:

Передана с ДД.ММ.ГГГГ из Института национальной безопасности реализация образовательных программ:

В Институт мировой экономики и международных отношений по специальностям

Экономическая безопасность и 3ДД.ММ.ГГГГ Таможенное дело.

В Институт управления и финансов по направлению подготовки магистратуры 3ДД.ММ.ГГГГ Государственный аудит, образовательная программа «Государственный аудит, контроль и безопасность».

Определены:

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения (ФИО21) ответственной за реализацию образовательной программы по направлению подготовки магистратуры 3ДД.ММ.ГГГГ Государственный аудит, образовательная программа «Государственный аудит, контроль и безопасность».

Кафедра мировой экономики и экономической безопасности (ФИО22) ответственной за реализацию образовательной программы по специальности 3ДД.ММ.ГГГГ Экономическая безопасность.

Кафедра торгового и таможенного дела (ФИО23) ответственной за реализацию образовательной программы по специальности 3ДД.ММ.ГГГГ Таможенное дело.

Передана учебная нагрузка с кафедры налогов и таможенного дела в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

На директора Института национальной безопасности (ФИО18) возложена обязанность передать до ДД.ММ.ГГГГ личные дела обучающихся и учебно-методическую документацию по реализуемым образовательным программам, указанным в п. 1.1 настоящего приказа, директору Института мировой экономики и международных отношений (ФИО19), в п. 1.2 настоящего приказа - директору Института управления и финансов (ФИО13).

На директора Института мировой экономики и международных отношений (ФИО19) и директора Института управления и финансов (ФИО13) возложена обязанность обеспечить внесение изменений:

на сайте университета и института;

в состав ученого совета института (при необходимости);

доведение настоящего приказа до работников соответствующего института.

На заведующего кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения (ФИО21), заведующего кафедрой мировой экономики и экономической безопасности (ФИО22) и заведующего кафедрой торгового и таможенного дела (ФИО23) возложена обязанность внести изменения в положения о кафедрах.

На Управление информационных технологий (ФИО24) возложена обязанность отразить:

в автоматизированной информационно-аналитической системе управления учебным процессом университета изменения, установленные настоящим приказом (совместно с учебно-методическим управлением).

изменения, установленные настоящим приказом, на сайте университета.

Оценивая исследованные решение Ученого совета, оформленное выпиской из протокола

заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», суд не находит оснований для признания их недействительными и удовлетворения требований

Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета.

Заседание Ученого совета университета проведено ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Устава университета, легитимным составом совета, согласно предоставленным совету полномочиям. Решение по итогам заседания принято путем голосования, большинством голосов членов, присутствующих на заседании, явка членов совета составляла более 50 процентов списочного состава ученого совета университета, что полностью соответствует п. 4.9, 4.11, 4.11 Устава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный

университет».

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» издан ректором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный

университет» также в пределах его полномочий и компетенции, в соответствии с п.п. 4.3, 4.16 Устава.

Принятие решений при формировании структуры организации, при определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам, распределении учебной нагрузки относится сугубо к прерогативе образовательной организации, в данном случае - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет».

Таким образом, нормы действующего законодательства при издании приказа от

«О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» ответчиком не нарушены.

В обоснование доводов о недействительности решения Ученого совета, оформленное выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от

«О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» Первичной профсоюзной организацией работников Байкальского государственного университета указано на несоблюдение ответчиком порядка принятия локальных нормативных актов и нарушение п. 8.4. п. 8.5 Устава, ст. 372 ТК РФ, п. 3.1 Коллективного договора, п. 7.4 Положения об объединенном студенческом совете.

Данные утверждения стороны истца суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В силу ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Согласно п. 8.1 Устава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» университет принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения и иную деятельность, осуществляемую университетом, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты принимаются ученым советом университета, ректором университета и иными органами управления университета в соответствии со своей компетенцией, установленной в настоящем уставе (п. 8.3 Устава).

Локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся и работников университета, принимаются с учетом мнения студенческого совета, а также в порядке и случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством - профсоюзов (п. 8.4 Устава).

Ученый совет университета, ученые советы факультетев/институтов университета, подразделений университета в случае принятия локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся университета, перед принятием решения о принятии такого акта направляют проект локального нормативного акта в студенческий совет университета (п. 8.5 Устава).

Согласно п. 3.1 Коллективного договора все вопросы, связанные с изменением структуры университета, реорганизацией, а также сокращением численности или штата, предварительно рассматриваются работодателем с участием Профсоюза.

Согласно п. 7.4 Положения об объединенном Студенческом совете Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» решения по вопросам управления университета, а также решения, затрагивающие права и законные интересы обучающихся, принимаются с учетом мнения Совета.

Судом установлено, что при принятии решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, и издании приказа от

«О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», мнение профсоюза, студенческого совета ответчиком не учитывалось, проект приказа в студенческий совет университета не направлялся, предварительно вопрос о передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности с участием профсоюза не рассматривался.

По мнению суда, у ответчика обязанность по соблюдению такой процедуры отсутствовала.

По смыслу действующего законодательства локальный нормативный акт образовательной организации - это принимаемый образовательной организацией внутренний документ, действующий только в отношении работников и (или) обучающихся данной организации, рассчитанный на неоднократное применение и распространяющий свое действие на всех работников организации и (или) обучающихся или на отдельные их категории в части, не урегулированной трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами.

Документы однократного применения или касающиеся только одного работника или обучающегося локальными нормативными актами не являются. Такие документы являются индивидуальными правовыми актами.

Решение Ученого совета, оформленное выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» не являются локальными нормативными актами, поскольку не содержат в себе норм, регулирующих трудовые или образовательные отношения, подлежащих неоднократному применению и распространяющих свое действие на всех работников и (или) обучающихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет».

Не может суд согласиться и с доводами стороны истца о необходимости предварительного рассмотрения вопроса о передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности с участием профсоюза, поскольку в соответствии с п.

Коллективного договора предварительному рассмотрению работодателем с участием Профсоюза подлежат только вопросы, связанные с изменением структуры университета, реорганизацией, а также сокращением численности или штата.

Однако решение Ученого совета, оформленное выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» такие вопросы не затрагивали, в связи с их принятием структура университета не изменилась, реорганизации, сокращения численности или штата не произошло.

Не затронуто оспариваемыми решением, приказом и прав, законных интересов обучающихся, что исключает необходимость соблюдения п. 7.4 Положения об объединенном Студенческом совете Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права».

При таких обстоятельствах требования Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Байкальский государственный университет» о признании недействительным решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализацииобразовательных программ из Института национальной безопасности», взыскании расходов по оплате государственной пошлины не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Байкальский государственный университет» о признании недействительным решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола заседания Ученого совета университета от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», взыскании расходов по оплате государственной пошлины оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.