Дело № 2-332/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года р.п.Шербакуль Омской области
Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре судебного заседания Моляровской О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Азовского немецкого национального района Омской области» о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за невыплаченную заработную плату,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, в обоснование ссылаясь на то, что она работала в БУ «МФЦ Шербакульского района Омской области» начальником отдела (сектора) - главным бухгалтером в период с 6 октября 2011 года по 11 января 2018 года. В связи с реорганизацией учреждения (в форме присоединения), должность была сокращена. 11 января 2018 года она была уволена согласно ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Расчет при увольнении, пособие были получены в день увольнения. Остальные выплаты должны были быть произведены БУ «МФЦ Азовского немецкого национального района Омской области», к которому, путем реорганизации, присоединено БУ «МФЦ Шербакульского района Омской области». Ответчик произвел необходимые выплаты при сокращении штата за второй и третий месяцы. Однако премия по итогам работы за IV квартал 2017 года, предусмотренная трудовым договором истца, не выплачена, со ссылкой на то, что оценка деятельности руководителей учреждения не проводилась, премия за IV квартал руководителю не выплачивалась.
Считает действия ответчика неправомерными, поскольку БУ «МФЦ Азовского немецкого национального Омской области» является правопреемником БУ «МФЦ Шербакульского района Омской области», к нему перешли права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно пп. 3.4. п. 3 «Права и обязанности работодателя» дополнительного соглашения № к трудовому договору № от 06 октября 2011 года, работодатель принимает на себя обязательства по отношению к работнику по выплате своевременной и в полном объеме заработной платы. Согласно пп. 6.1. п. 6 работнику устанавливается заработная плата в размере: оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, в которые, наряду с надбавкой за сложность и стаж работы (выплачивались ежемесячно), входят премиальные выплаты по итогам работы за квартал. Основания, по которым премиальные выплаты работнику не производятся, указаны в п. 14 Приказа МТСР Омской области от 24 декабря 2009 года № 61-п «О порядке и условиях установления должностных окладов и стимулирующих выплат руководителям бюджетных, автономных и казенных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, их заместителям и главным бухгалтерам». Прекращение деятельности учреждения не является таким основанием.
Считая, что работодателем нарушены обязательства, установленные трудовым договором по выплате своевременно и в полном объеме заработной платы, просит взыскать с БУ «МФЦ Азовского немецкого национального района Омской области» в ее пользу не выплаченную в полном объеме заработную плату в размере 11 102 рубля 89 копеек; денежную компенсацию за несвоевременно выплаченную заработную плату в размере 1 096 рублей 83 копейки.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила удовлетворить. Пояснила, что премия руководителю БУ «МФЦ Шербакульского района Омской области» за IV квартал была выплачена, поэтому оснований для отказа в выплате премии ей не имеется. Полагает, что ее премия не зависит от фактической выплаты таковой руководителю, а предусмотрена трудовым договором, выплата премии должна быть произведена, так как она отработала четвертый квартал 2017 года в полном объеме, все необходимые показатели оценки деятельности руководителя учреждения были достигнуты.
Руководитель БУ «МФЦ Азовского немецкого национального района Омской области» ФИО2, представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, поддержали письменный отзыв, из которого следует, что выплата премии главному бухгалтеру МФЦ Шербакульского района поставлена в зависимость от оценки целевых показателей эффективности деятельности руководителя и факта выплаты руководителю МФЦ Шербакульского района премии по итогам работы за квартал (необходимо одновременное наличие указанных условий). Выплата премий по итогам работы за квартал главному бухгалтеру не является безусловной обязанностью работодателя и эти выплаты не относятся к постоянной части заработной платы работника, занимающего должность главного бухгалтера. Бесспорных доказательств того, что премия по итогам работы за квартал входила в систему оплаты труда и являлась обязательной, истцом в материалы дела не представлено. Премирование главного бухгалтера МФЦ Шербакульского района является правом, а не обязанностью работодателя. В удовлетворении исковых требований просят отказать.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области, выступающий также как представитель БУ «МФЦ Азовского немецкого национального района Омской области», ФИО4 (по доверенностям), в судебном заседании возразила против заявленных требований, поддержала письменный отзыв, в котором содержатся положения, аналогичные приведенным выше. Полагает заявленные требования не обоснованными.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации);
- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации - Поощрения за труд).
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 6 октября 2011 года принята на работу начальником отдела – главным бухгалтером в отдел финансового обеспечения и кадровой работы Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально – технического обеспечения по Шербакульскому району Омской области» (приказ № от 06.10.2011), с ней заключен трудовой договор от 06.10.2011 № (л.д.70, 65-68).
Дополнительным соглашением № к трудовому договору № от 6 октября 2011 года определено место работы: бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Шербакульского района Омской области», установлены, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы за квартал, условиями выплаты которых указано фактическое отработанное работником время по результатам оценки выполнения целевых показателей эффективности деятельности руководителя учреждения, а также с учетом выполнения должностных обязанностей, размер премии установлен на 10-30 процентов ниже размера премиальных выплат руководителя учреждения (пп.1.4 п.в) части 6.1 раздела 6 дополнительного соглашения).
В представленном трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору истца отсутствует закрепленное положение о том, что премия подлежит обязательному начислению и выплате ежемесячно (ежеквартально) и в фиксированном размере, ее выплата и размер зависят от наличия определенных условий, указанных выше.
На основании приказа от 10 января 2018 года № ФИО1 уволена с 11 января 2018 года на основании пункта 2 части 1 статьи 841 ТК РФ в связи с сокращением численности (штата) работников организации. Все причитающиеся истцу выплаты были произведены в полном объеме, что ею не оспаривается.
Согласно Положению об оплате труда работников бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Шербакульского района Омской области», стимулирующие выплаты руководителю учреждения, его заместителю и главному бухгалтеру устанавливаются в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Омской области.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 24 декабря 2009 года № 61-п утверждено Положение о порядке и условиях установления должностных окладов и стимулирующих выплат руководителям бюджетных, автономных и казенных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, их заместителям и главным бухгалтерам (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения установлено, что руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются стимулирующие выплаты, в том числе премиальные выплаты по итогам работы за квартал, год. Стимулирующие выплаты выплачиваются руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру в пределах установленного годового фонда оплаты труда учреждения.
Согласно пункту 8 Положения назначение премиальных выплат осуществляется:
- распоряжением Министерства - премиальных выплат руководителям учреждений;
- приказами учреждений - премиальных выплат по итогам работы за квартал, год заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений.
Пунктами 9, 10 Положения установлено, что премиальные выплаты по итогам работы за квартал, год (далее - премия по итогам работы) руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам осуществляются за фактически отработанное время по результатам оценки выполнения целевых показателей эффективности деятельности руководителя учреждения (далее - целевые показатели), а также с учетом выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
Распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от 25 января 2018 № выплачена премия по итогам работы за IV квартал 2017 года за фактически отработанное время руководителям (директорам) государственных учреждений Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство. В указанном списке руководитель БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Шербакульского района Омской области» ФИО5 не указан.
В расчетном листке ФИО5 за январь 2018 года премия по итогам работы за четвертый квартал отсутствует.
В связи с этим суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что в связи с прекращением деятельности МФЦ Шербакульского района оценка выполнения целевых показателей эффективности деятельности его руководителя Министерством не проводилась и соответственно, премия по итогам работы за 4 квартал 2017 года руководителю МФЦ Шербакульского района не выплачивалась, поскольку доказательств обратного стороной истца суду не представлено.
Согласно представленным документам руководителю МФЦ Шербакульского района произведена выплата разовой премии за выполнение особо важных и срочных работ в январе 2018 года, что следует из приказа БУ «МФЦ Азовского немецкого национального района Омской области» от 29 января 2018 года №, на основании протокола заседания постоянно действующей комиссии по премированию и установлению стимулирующих выплат № от 29.01.2018.
Ссылаясь в обоснование своих требований, истец представила приказы руководителя БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Шербакульского района Омской области» о премировании, в том числе главного бухгалтера учреждения за I, III кварталы 2017 года.
Подобного приказа о премировании главного бухгалтера за IV квартал 2017 года суду не представлено, что также подтверждает необоснованность заявленных требований.
Сама по себе невыплата премии, не носящей обязательного характера для работодателя и не являющейся гарантированной выплатой, предусмотренной трудовым договором и локальным нормативным актом, не может расцениваться судом как дискриминация работника и нарушение его трудовых прав.
Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о взыскании премии, то не подлежат удовлетворению требования о взыскании денежной компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату, поскольку они являются производными от основных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Азовского немецкого национального района Омской области» о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за невыплаченную заработную плату отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.В.Забелина
Решение принято в окончательной форме 22 сентября 2018 года. Решение в з/силу не вступило.