ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-332/20 от 07.08.2020 Кировградского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-332/2020

УИД:66RS0032-01-2020-000578-30

Решение изготовлено

в окончательной форме

07 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2020 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Корюковой Е.С.,

при секретаре Нафиковой В.А.,

с участием помощника прокурора г. Кировграда Желновода Д.В.ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировградского городского округа, Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» о признании незаконным бездействия по ликвидации свалок и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировградский городской суд с иском к Администрации Кировградского городского округа, Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» о ликвидации несанкционированных свалок и признании бездействие Администрации Кировградского городского округа в части неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства, о пожарной безопасности - незаконным. В обоснование иска указал следующее: прокуратурой города в рамках осуществления надзорных функций на территории Кировградского городского округа установлено, что в Кировградском городском округе (поселки Левиха, Карпушиха, Тепловая) выявлены факты складирования горючих отходов, бытового мусора (порубочные остатки после проведения работ по очистке противопожарных разрывов от хвойной поросли в сельских населенных пунктах) а именно: поселок Левиха, западная сторона ул. Щорса, Первомайская (складированы порубочные остатки, мусор в лесном массиве за домом № 17 ул. Щорса, сруб за домом № 17 ул. Щорса); поселок Левиха (район 3-й Левихи) справа от въезда, в лесном массиве свалка бытового мусора); <...> за домом № 26 (складированы порубочные остатки, мусор в противопожарном разрыве); <...> за домом № 60 (складированы порубочные остатки в противопожарном разрыве); ул. Победы, за домом № 13; поселок Тепловая в районе дома № 19 ул. Карла Маркса (складирование порубочных остатков в противопожарном разрыве). Несанкционированные свалки, непринятие своевременных мер по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права неограниченного числа граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию Кировградского городского округа, Кировградское муниципальное предприятие «Благоустройство» в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать на территории Кировградского городского округа складирование горючих отходов, бытового мусора (порубочные остатки после проведения работ по очистке противопожарных разрывов от хвойной поросли в сельских населенных пунктах), а именно: поселок Левиха, западная сторона ул. Щорса, Первомайская ликвидировать порубочные остатков, мусора в лесном массиве за домом № 17 ул. Щорса, сруб за домом № 17 ул. Щорса; поселок Левиха (район 3-й Левихи) справа от въезда, в лесном массиве ликвидировать свалку бытового мусора; <...> за домом № 26 ликвидировать порубочные остатки, мусор в противопожарном разрыве; <...> за домом № 60 ликвидировать порубочные остатки в противопожарном разрыве; ул. Победы, за домом № 13; п. Тепловая в районе дома № 19 ул. Карла Маркса ликвидировать порубочных остатков в противопожарном разрыве. А так же просил признать незаконными бездействие Администрации Кировградского городского округа в части неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства, о пожарной безопасности.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кировграда Желновод Д.В. заявленные исковые требования уточнил, просил признать бездействие администрации Кировградского городского округа в части неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства, о пожарной безопасности - незаконным. На остальных требованиях не настаивал в связи с добровольным исполнением требований ответчиками.

Представитель ответчика Кировградского муниципального предприятия «Благоустройство» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации Кировградского городского округа, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела в суд не явился, направил в суд письменный отзыв в котором указал, что требование прокурора о ликвидации свалок выполнено в полном объеме, что подтверждается фотоматериалами, приложенными к письменному отзыву.

Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором г. Кировграда требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу п.5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и природопользования на территории Кировградского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории Кировградского городского округа обнаружено складирование горючих отходов, бытового мусора (порубочные остатки после проведения работ по очистке противопожарных разрывов от хвойной поросли в сельских населенных пунктах) а именно: в п.Левиха, западная сторона ул. Щорса, Первомайская порубочные остатки, мусор в лесном массиве за <...> сруб за <...>; п. Левиха (район 3-й Левихи) справа от въезда, в лесном массиве свалка бытового мусора; <...> за д. № 26 порубочные остатки, мусор в противопожарном разрыве; <...> за <...> за д. № 13 порубочные остатки в противопожарном разрыве; п. Тепловая в районе дома № 19 ул. Карла Маркса порубочных остатков в противопожарном разрыве.

В соответствии с п.п. 10, 11, 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 того же Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов на почву

Согласно примечанию к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктами 19, 79 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов. Запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 6 Устава Кировградского городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению

твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются основные принципы охраны окружающей среды. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В соответствии с Уставом «Кировградского муниципального предприятия» администрация Кировградского городского округа является учредителем указанного предприятия. Согласно указанного выше Устава Кировградское муниципальное предприятие «Благоустройство» осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и содержание полигонов твердых бытовых отходов.

Несанкционированные свалки, непринятие своевременных мер по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права неограниченного числа граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Кировградского городского округа создано КМП «Благоустройство», которое в соответствии с Уставом осуществляет, в том числе организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и содержание полигонов твердых бытовых отходов.

Выявленные на территории Кировградского городского округа несанкционированные свалки в значительной степени приводят к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушают действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что требования прокурора о ликвидации свалок были заявлены правомерно. Однако, согласно представленных фотоматериалов, обнаруженные свалки в пос. Левиха, пос. Карпушиха и пос. Тепловая в настоящее время ликвидированы, что так же не оспаривает старший помощник прокурора.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора о ликвидации свалок не имеется.

При этом суд усматривает основания для удовлетворения требований прокурора о признании бездействий Администрации Кировградского городского округа по ликвидации свалок незаконными поскольку как следует из ответа начальника ОНД и ПР Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД иПР ФИО2 от 21.05.2020 года предписание по устранению нарушений складирования горючих отходов было выдано еще 24.04.2019 года. Однако, до мая 2020 года данное предписание Администрацией Кировградского городского округа не исполнено, что свидетельствует о длительном бездействии ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным бездействия по ликвидации свалок, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Кировградского городского округа в части неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства, о пожарной безопасности в части ликвидации свалок.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Е.С. Корюкова