ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-332/20 от 07.12.2020 Краснинского районного суда (Смоленская область)

Дело №2-332/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Красный 7 декабря 2020 года

Краснинский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего, судьи Вдовиной Н.И.,

при секретаре Масловой О.П.,

с участием

помощника прокурора Краснинского района Смоленской области

Бондарева Д.А.,

представителя ответчика Пожиловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснинского района Смоленской области к муниципальному образованию Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области об обязании принять меры по обустройству и оборудованию пляжа для купания людей в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности,

установил:

Прокурор Краснинского района Смоленской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к муниципальному образованию Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области об обязании принять меры по обустройству и оборудованию пляжа для купания людей в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В обоснование иска, с которым прокурор обратился в суд в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц, указано, что прокуратурой Краснинского района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни людей на водных объектах на территории Краснинского района Смоленской области, по результатам которой установлено, что вопреки требованиям законодательства Российской Федерации, на территории муниципального образования Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области отсутствует обустроенный и оборудованный пляж для купания людей, меры к обустройству и оборудованию которого администрацией муниципального образования не приняты.

В судебном заседании помощник прокурора Краснинского района поддержал заявленные исковые требования в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил обязать ответчика принять меры по обустройству и оборудованию пляжа для купания людей в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области Пожилова О.П. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила, что согласно Генеральному плану Гусинского сельского поселения, на территории поселения имеется два вида водоемов, это реки и ручьи и три пруда. Река Днепр по скорости течения, глубине и пр., теоретически может подходить для обустройства пляжа, однако, по части реки проходит граница Республики Беларусь, часть русла проходит по землям с/х назначения, таким образом, что невозможно обеспечить подъезд, а часть реки идет по землям лесного фонда. В некоторых местах, река примыкает к границам населенного пункта, но в этих н.п. к этому берегу, как правило, расположены сельские кладбища, и достаточно обрывистые берега. Также в летний период бывает подъём воды на длительный период, до 30 дней, поэтому с точки зрения представителя ответчика река Днепр не пригодна для обустройства пляжа. Реки Березина, Ольшанка, Вязовка, Гусинка, Радомля, Мерея также непригодны для оборудования пляжа, по той же причине, зачастую эти реки мелкие, заболоченные, обеспечить к ним подход, невозможно. Оборудование пляжей на береговой линии, расположенной на землях с/х назначения невозможно в соответствии с Земельным кодексом РФ. Оборудование пляжей на береговой линии, расположенной на землях лесного фонда, также невозможно в соответствии Лесным кодексом РФ. Практически ежегодно дождевые паводки наблюдаются на всех водоемах продолжительностью от 8 до 30 дней, в зависимости от длительности и интенсивности выпадения осадков. Береговая линия также меняется в соответствии с обстоятельствами. В связи с изложенным, обустройство пляжа на реках, и крупных безымянных ручьях, протекающих по территории поселения невозможно. В соответствии с Генеральным планом в Гусинском сельском поселении есть три пруда, это пруд на восточной окраине <адрес>; пруд на ручье без названия в <адрес> (придорожный); и пруд на ручье без названия в <адрес>. На обоих прудах в <адрес> расположены гидротехнические сооружения, которые расположены так, что оборудовать пляж на указанных прудах невозможно. Пруд, расположенный в <адрес>, имеет следующие особенности расположения: часть береговой линии и самого пруда расположены в полосе отвода железнодорожных путей, две части пруда с двух сторон входят в охранную зону промышленных производств, часть входит в охранную зону ЛЭП 35 кВ. Почва, на которой расположен пруд, является торфяной, в том числе дно, с большим слоем илистых отложений. Берега по большей части заболочены, не позволяющие подойти к зеркалу пруда. В связи с указанными обстоятельствами оборудование пляжа на пруду <адрес> невозможно. В связи с имеющимися геологической, природно-климатической, ландшафтной, санитарно-гигиенической обстановке и сложившейся застройкой и функциональным зонированием территории обустройство пляжей в соответствии с ГОСТом 58737 на территории поселения невозможно.

Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Согласно ч. ч. 1, 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В соответствии с п. п. 15, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта РФ после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, Министерством природных ресурсов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з (ред. от 28.10.2016) "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения" закрепил за сельскими поселениями вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Во исполнение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения" в Уставе Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области (п. 11, 14 ч. 2 ст. 8 Устава) предусмотрена обязанность поселения по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно п. 1.4 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Смоленской области, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2006 N 322 (ред. от 31.12.2010) "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Смоленской области", Водные объекты общего пользования используются для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) с учетом настоящих Правил, а также правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления). Проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным законодательством), а также государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

Судом установлено, что на территории Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, имеются водные объекты, являющиеся традиционными местами массового посещения людьми, однако в нарушение п. п.15, 26 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязанность по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья не выполняются.

Так, проведенной прокуратурой Краснинского района Смоленской области проверкой установлено, что на территории Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области отсутствует обустроенный и оборудованный пляж для купания людей, администрацией муниципального образования не принимаются меры в сфере организации мест и создания условий для массового отдыха людей на водных объектах общего пользования.

23.01.2020 прокурором Краснинского района Смоленской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в отношении главы муниципального образования Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, а именно было потребовано незамедлительно рассмотреть представление и принять конкретные меры к устранению указанных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению и недопущению их впредь; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона в установленный законом месячный срок.

Согласно сообщению главы муниципального образования Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области ФИО4 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора Краснинского района Смоленской области, администрация Гусинского сельского поселения Смоленской области направила обращение в Совет депутатов Гусинского сельского поселения для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств для изготовления кадастровой и проектно-сметной документации для обустройства места массового отдыха на берегу пруда в <адрес> сельского поселения Краснинского района Смоленской области.

Решением Совета депутатов Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в выделении денежных средств для проведения работ по обустройству места массового отдыха в <адрес> сельского поселения Краснинского района Смоленской области в 2020 году отказано. Решено рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для проведения работ по обустройству места массового отдыха в <адрес> сельского поселения Краснинского района Смоленской области при формировании и утверждении бюджета Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ запрещено купание в водоемах, расположенных на территории Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области. Также постановлено принять меры по соблюдению требований о запрете купания в летний сезон 2020 года в водоемах, расположенных на территории Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, организовать проведение агитационной работы среди населения о запрете и опасности купания в водоемах, состояние которых не соответствует требованиям правил охраны жизни людей на воде, в метах, запрещенных для купания, установить знаки безопасности «Купание запрещено».

Из сообщения главы муниципального образования Гусинского сельского поселения Краснинского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действительно пунктом 11 части 2 статьи 8 Устава Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Одновременно с этим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными и областными законами выделение денежных средств на проведение работ по благоустройству мест массового отдыха осуществляется из бюджета поселения в соответствии с принятыми муниципальными программами. Составление и утверждение бюджета поселения, в том числе утверждение муниципальных программ осуществляется до наступления финансового периода. Бюджетом сельского поселения на 2020 год не предусмотрены денежные средства для проведения работ по благоустройству мест массового отдыха. В связи с вышеизложенным Советом депутатов было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выделении денежных средств в 2020 году. Рассмотрение вопроса отложено на период формирования бюджета на следующий финансовый период 2021 года. Пунктом 14 части 2 статьи 8 Устава устанавливаются полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В целях обеспечения безопасности граждан, предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации купание на водных объектах на территории поселения запрещено, граждане оповещаются об ограничениях в соответствии с пунктом 5 указанной статьи. В настоящее время купание запрещено постановлением Администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О запрете купания в водоёмах, расположенных на территории Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области».

Таким образом, ответчиком не оспаривалось, что оборудованных мест для массового отдыха людей у воды – пляжей около водных объектов, находящихся на территории муниципального образования Гусинского сельского поселения Краснинского района, не имеется.

Отсутствие на территории муниципального образования Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области организованных мест массового отдыха на водных объектах (пляжей), соответствующих требованиям действующего законодательства, свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования в части создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, и несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах в купальный сезон.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области не исполняется возложенная законом обязанность по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Доводы представителя ответчика о том, что обустройство пляжей на водных объектах является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку положения статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющие перечень вопросов местного значения сельского поселения, являются императивными, и предусматривают именно обязанность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения, которой корреспондируется соответствующее право жителей поселения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Исключения установлены пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которым пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.

Под пунктом 19 в этот перечень включены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Таким образом, доводы ответчика о том, что для размещения испрашиваемых объектов необходимо разрешение собственника земельного участка, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Доводы представителя ответчика о том, что в бюджете Гусинского сельского поселения не заложены денежные средства на оборудование пляжей, несостоятельны, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, а именно в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения вправе составлять и рассматривать проект бюджета поселения, утверждать и исполнять бюджет поселения, осуществлять контроль за его исполнением (ч. 3, п.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Также установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что со стороны администрации муниципального образования Гусинское сельское поселение отсутствовали какие-либо обращения за разрешением на пользование пляжем на водных объектах, расположенных на территории сельского поселения, а также за получением санитарно-эпидемиологического заключения на пользование водными объектами в целях купания; спасательных станций на исторически сложившихся местах купания не имеется, спасательные мероприятия не организованы, информации по обследованию водных объектов не имеется. Вследствие чего, суд приходит к выводу о том, что ответчик не выполняет возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности людей на водных объектах, в связи с чем, создается угроза жизни и здоровью людей. В ходе рассмотрения дела администрацией Гусинского сельского поселения не представлено объективных доказательств невозможности оборудования места массового отдыха населения (пляжа) в пределах границ сельского поселения.

На основании изложенного исковые требования прокурора Краснинского района Смоленской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным установить ответчику срок для принятия мер по обустройству и оборудованию не менее одного пляжа для купания людей в муниципальном образовании до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до наступления купального сезона ДД.ММ.ГГГГ года. Данный срок является разумным и достаточным для выполнения указанных действий, с учетом того, что представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления прокурором Краснинского района Смоленской области было внесено уже ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Краснинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области принять меры по обустройству и оборудованию пляжа для купания людей в муниципальном образовании в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.И. Вдовина