ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-332/2012 от 27.02.2012 Березовского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-332/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2012 года п.Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Иншакова О.А.,

при секретаре Жигулевой О.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-332/2012 по заявлению ФИО1, ФИО2 об обжаловании действий администрации Березовского района Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации Березовского района Красноярского края выразившиеся в отказе 13.12.2011 года в приеме заявления ФИО1 о включении молодой семьи в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги) в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858,

о признании незаконным действия администрации Березовского района Красноярского края выразившееся в отказе в включении молодой семьи в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги) в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858,

об обязании администрации Березовского района Красноярского края включить молодую семью в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги) в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858.

Свои требования заявители мотивировали тем, что 13.12.2011 г. заявители в целях реализации своих прав и законных интересов на включение их молодой семьи в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги); в состав участников долгосрочной целевой программы "улучшение жилищный условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы, обратились с письменным заявлением в администрацию Березовского района Красноярского края.

Однако в приеме документов специалистом администрации Березовского района Красноярского края представителю ФИО3 - ФИО4 было неправомерно отказано, что в силу закона недопустимо и противоречит ст.9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Основанием для отказа в приеме документов послужило якобы отсутствие оснований для участия молодой семьи заявителей в программе.

Таким образом, неправомерными действиями администрации Березовского района Красноярского края созданы все препятствия в реализации прав и законных интересов молодой семьи заявителей, в том числе нарушено право на рассмотрение заявления ФИО1 и получение письменного мотивированного ответа. Также в неправомерных действиях специалиста администрации усматриваются признаки самоуправства, что в силу закона недопустимо.

Поэтому действующий по доверенности в интересах ФИО3 - ФИО4 обратился с письменной жалобой 14.12.2011 г. в администрацию Березовского района Красноярского края с просьбой:

Провести служебную проверку по факту неправомерных действий главного специалиста отдела сельского хозяйства администрации Березовского района Красноярского края ФИО5, которая не осуществила прием заявления 13.12.2011 г. о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" молодую семью в составе: ФИО1 (супруга), ФИО2 (супруги);

Привлечь виновное лицо к установленной законом ответственности;

О принятых мерах письменно уведомить заявителя настоящей жалобы;

Рассмотреть заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" молодую семью в составе: ФИО1 (супруга), ФИО2 (супруги).

К жалобе были приложены следующие документы: заявление, копия диплома, копии паспортов супругов, копия свидетельства о браке, копия трудового договора, выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет, постановление № 108 от 25.03.2011 года, справка ВСП № 161 Сбербанка России, копия доверенности.

Однако орган местного самоуправления предоставил необоснованный, неправомерный и незаконный отказ в форме письменного уведомления от 16.01.2012 г. Данный отказ заявители рассматривают как препятствие в реализации их прав и законных интересов, как молодой семьи, а также надуманную созданную необоснованную волокиту по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. «а» Приложения №1 к Приложению №16 федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 - право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336), постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;

Согласно п.1 подраздела 3.1 долгосрочной целевой программы «улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. N 586-п - участниками программы являются:

гражданин, являющийся членом молодой семьи, - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в случае переезда в эту сельскую местность;

Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии со ст.1 ФЗ «об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом «об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Пенсионный фонд РФ - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд осуществляет рад социально значимых функций, в т.ч.: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы. Героям Советского Союза, Героям РФ и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

реализация Программы государственного софинансирования пенсии и другое.

Таким образом, доводы администрации Березовского района Красноярского края, что Пенсионный фонд не является организацией социальной сферы, являются надуманными и необоснованными. Заявителями же предоставлен полный пакет документов, необходимый и подтверждающий право молодой семьи заявителей быть признанной участницей долгосрочной целевой программы "улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. N 586-п.

Поэтому исходя из принципов разумности, законности администрация Березовского района Красноярского края не должна препятствовать в реализации прав и законных интересов заявителей и принять законное решение о включении молодой семьи ФИО3 в состав участников долгосрочной целевой программы "улучшение жилищный условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы.

Заявители, как добросовестные граждане РФ, провели предусмотренные законом действия, т.е. собрали все необходимые документы и предоставили в администрацию Березовского района Красноярского края, что подтверждается жалобой от 14.12.2011 г.

Считают, что незаконные действия органа местного самоуправления имеют место быть, в части отказа в включении молодой семьи ФИО3 в состав участников долгосрочной целевой программы "улучшение жилищный условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 -2014 годы.

Так как заявителями в досудебном порядке были предприняты необходимые меры в восстановлении своих нарушенных прав и законных интересов, которые не принесли заявителям результата, в силу ч.1 ст. 46 Конституции РФ заявителям необходима судебная защита, т.к. в ином порядке защитить свои права и законные интересы заявители не имеют возможности.

В судебном заседании представитель заявителей ФИО1, ФИО2 – ФИО4, действующий на основании доверенности от 23.10.2010 года заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Березовского района Красноярского края извещенный о времени и месте рассмотрения дела своевременно, надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. О рассмотрении дела в их отсутствие не просил, также не представил заявление об отложении рассмотрения дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также дела, возникающие из публичных правоотношений, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

На основании части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как установлено в судебном заседании представитель действующий по доверенности в интересах ФИО3 - ФИО4 обратился с письменной жалобой 14.12.2011 г. в администрацию Березовского района Красноярского края с просьбой провести служебную проверку по факту неправомерных действий главного специалиста отдела сельского хозяйства администрации Березовского района Красноярского края ФИО5, которая не осуществила прием заявления 13.12.2011 г. о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" молодую семью в составе: ФИО1 (супруга), ФИО2 (супруги). Привлечь виновное лицо к установленной законом ответственности. О принятых мерах письменно уведомить заявителя настоящей жалобы. Рассмотреть заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" молодую семью в составе: ФИО1 (супруга), ФИО2 (супруги).

К жалобе были приложены следующие документы: заявление, копия диплома, копии паспортов супругов, копия свидетельства о браке, копия трудового договора, выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет, постановление № 108 от 25.03.2011 года, справка ВСП № 161 Сбербанка России, копия доверенности.

Письмом от 16.01.2012 года за исх. № 107 в адрес представителя заявителей ФИО3 – ФИО4 администрацией Березовского района Красноярского края дан ответ на жалобу, согласно которого формирование списка осуществляется согласно утвержденного Порядка формирования, утверждения и исключения из сводного списка участников данной целевой программы, который направляется на последующее согласование в Министерство сельского хозяйства Красноярского края с приложением к нему документов, предусмотренных п. 2 подразделом 3.3. Программы.

Прежде чем принять документы для участия в программе по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, специалист отдела сельского хозяйства администрации района обязан определить: имеет ли право данный гражданин участвовать в мероприятиях программы. Так как участником программы может быть только определенная категория граждан, а именно работающих по трудовому договору в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы сельской местности.

ФИО1 согласно трудового договора является работником Управления Пенсионного фонда РФ в Березовском районе Красноярского края, данная организация не относится к организации АПК или социальной сферы села, поэтому заявителям было правомерно отказано специалистом ФИО5 в приеме документов.

В соответствии с п.п. «а» Приложения №1 к Приложению №16 федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 - право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336), постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;

Согласно п.1 подраздела 3.1 долгосрочной целевой программы «улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. N 586-п - участниками программы являются:

гражданин, являющийся членом молодой семьи, - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в случае переезда в эту сельскую местность;

молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в случае переезда в эту сельскую местность.

Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии со ст.1 ФЗ «об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом «об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Пенсионный фонд РФ - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Таким образом, доводы администрации Березовского района Красноярского края о том, что Пенсионный фонд не является организацией социальной сферы не нашли своего подтверждения.

При таких обстоятельствах, ФИО1 и ФИО2 должны быть включены в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858.

Таким образом, установленные судом факты свидетельствуют о необходимости удовлетворения требований заявителей

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Березовского района Красноярского края выразившиеся в отказе 13.12.2011 года в приеме заявления ФИО1 о включении молодой семьи в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги) в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858,

признать незаконным действия администрации Березовского района Красноярского края выразившееся в отказе в включении молодой семьи в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги) в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858,

обязать администрацию Березовского района Красноярского края включить молодую семью в составе: ФИО1 (супруга) и ФИО2 (супруги) в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Судья Березовского районного суда О.А. Иншаков

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>