ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-332/2014 от 29.07.2014 Пинежского районного суда (Архангельская область)

 Дело № 2-332/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

      Именем Российской Федерации

 29 июля 2014 года село Карпогоры

 Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б.,

 при секретаре судебного заседания Зукаевой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сурское» о возложении обязанности организовать санитарно-очистные работы на свалке твердых бытовых отходов и по очистке лесного участка земель государственного лесного фонда от твердых бытовых отходов,

 у с т а н о в и л:

 заместитель прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Сурское» (далее – МО «Сурское») о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести санитарно-очистные работы на свалке твердых бытовых отходов: оканавливание, установить легкие щиты участка автодороги по направлению <...>-<...>-<...> в 1 км от <адрес> (квартал 7 выдел 52 <...> участкового лесничества Сурского лесничества), а также очистить лесной участок земель государственного лесного фонда (с противоположной стороны свалки по автодороге <...>-<...>-<...> квартал № 7 выдел 52) от твердых бытовых отходов жизнедеятельности людей, проживающих в <адрес> МО «Сурское», обосновав заявленные требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО «Сурское».

 Комиссионным выездом ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста главы администрации МО «Сурское» ФИО1 установлено, что в 1 км от <адрес> по направлению автодороги <...>-<...>-<...> расположена свалка твердых бытовых отходов, размеры которой составляли 1 га, однако, фактически она вышла за пределы на дорожное полотно в направлении автодороги <...>- <...>-<...> до 1 м. На противоположной стороне по направлению автодороги <...>-<...>-<...> в 1 км от <адрес> (кв.7 выд.52) на землях государственного лесного фонда РФ <...> участкового лесничества Сурского лесничества имеются несанкционированные участки свалки ТБО шириной 50 м и длиной до 100 м. Указатель о месте нахождения свалки, ее размерах, схеме расположения свалки отсутствует, предупреждающих аншлагов о недопущении свалки за ее пределами нет, оканавливание не проводится, отсутствуют легкие ограждения, работы по очистке прилегающей территории, в т.ч. земель гослесфонда и дорожного полотна не проводятся.

 Земельный участок площадью 1 га в квартале № 7 выдел 52 <...> лесничества Сурского лесхоза изъят из гослесфонда и передан Сурскому сельсовету на основании постановления главы администрации Пинежского района № 128 от 16 мая 1994 г. «О предоставлении земельных участков Сурскому сельсовету под расширение гражданского кладбища и устройство свалки бытовых отходов» под устройство свалки бытовых отходов в <адрес>.

 Согласно техническому обследованию лесных площадей, испрашиваемых из состава государственного лесного фонда от 27 августа 1993 года, подписанному представителем Архангельского управления лесного хозяйства и представителем Сурского сельсовета, участок расположен в границах нерестоохранной полосы <адрес>. Пунктом 12 п.п. «в» Технического обследования лесных площадей... условием передачи испрашиваемой площади и в обязательства получателя участка при подписании документа установлено соблюдение санитарных правил и правил пожарной безопасности. Согласно выкопировки отвода лесного участка под поселковую свалку в квартале 7 выдела 52 <...> лесничества Сурского лесхоза параметры свалки определены до автодороги.

 В нарушение статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией МО «Сурское»» не проводятся мероприятия по сохранению почв и их плодородия, не принимаются меры по ликвидации загрязнения, в том числе захламления земель, не принимаются меры к рекультивации нарушенных земель. Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

 В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

 Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" устанавливающей, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; согласно ст.ст. 3, 4 ФЗ N 7-ФЗ от 10.02.2002 г. "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

 Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ N 7-ФЗ от 10.02.2002 г. "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву - запрещен.

 В нарушение п. 4.4, 5.4, 5.5, 5.6 "СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила" органом местного самоуправления МО «Сурское» не приняты меры к сохранению почвы, легкое ограждение по периметру территории свалки отсутствует, не проводится санитарная очистка прилегающей территории свалки, не проведено оканавливание, очистка вокруг свалки отходов производства и потребления не производится.

 Несоблюдение администрацией МО «Сурское» действующего законодательства и непринятие мер к предотвращению деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных(вредных) воздействий хозяйственной деятельности, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, существенно ущемляет конституционные
права граждан на благоприятную окружающую среду. Допущенные нарушения создают угрозу пожарной безопасности в лесах.

 Старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарова Л.З. поддержала требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, при этом, уточнила заявленные требования и просила возложить на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать санитарно-очистные работы: на свалке твердых бытовых отходов в виде ее оканавливания на участке автодороги по направлению <...>-<...>-<...> в 1 км от <адрес> (квартал 7 выдел 52 <...> участкового лесничества Сурского лесничества), а также в виде очистки от твердых бытовых отходов лесного участка земель государственного лесного фонда квартал 7 выдел 52 <...> участкового лесничества Сурского лесничества в 1 км от <адрес> (с противоположной стороны свалки по автодороге направлением <...> – <...> - <...> квартал № 7 выдел 52).

 Представитель ответчика - администрации МО «Сурское» в лице и.о.главы МО «Сурское» ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление.

 Представитель третьего лица – территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Сурское лесничество по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями, заявленными заместителем прокурора Вышатиным Е.А., согласился.

 Третье лицо – территориальный отдел в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, представитель третьего лица по доверенности ФИО3 просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя территориального отдела.

 В отзыве на исковое заявление прокурора начальник Пинежского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО4 указал, что основным видом деятельности администрации МО «Сурское» является деятельность по управлению вопросами общего характера. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения района, в связи с чем, иск должен содержать требование ликвидации несанкционированной свалки, а соответчиком по делу необходимо привлечь администрацию МО «Пинежский муниципальный район».

 Заслушав объяснения старшего помощника прокурора, представителя ответчика – и.о.главы МО «Сурское» ФИО1, представителя третьего лица по доверенности ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как следует из искового заявления в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пинежского района Архангельской области исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения администрацией МО «Сурское» законодательства об отходах производства и потребления.

 Установлено, что в 1 км от <адрес> по направлению автодороги <...>-<...>-<...> на земельном участке размером 1 га расположена свалка твердых бытовых отходов, фактически свалка вышла за пределы на расстояние метра на дорожное полотно по направлению автодороги <...> - <...> - <...>. На противоположной стороне по направлению автодороги <...>-<...>-<...> в 1 км от <адрес> (квартал 7 выдел 52) на землях государственного лесного фонда РФ <...> участкового лесничества Сурского лесничества имеются несанкционированные участки свалки ТБО шириной 50 м и длиной до 100 м. Указатель о месте нахождения свалки, ее размерах, схеме расположения свалки отсутствует, предупреждающих аншлагов о недопущении свалки за ее пределами нет, оканавливание не проводится, отсутствуют легкие ограждения, работы по очистке прилегающей территории, в т.ч. земель гослесфонда и дорожного полотна не проводятся, что подтверждается актом осмотра свалки бытовых отходов <адрес> МО «Сурское» от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.11-15).

 Постановлением главы администрации Пинежского района № 128 от 16 мая 1994 г. «О предоставлении земельных участков Сурскому сельсовету под расширение гражданского кладбища и устройство свалки бытовых отходов» по ходатайству Сурского сельсовета земельный участок площадью 1 га лесов 1 группы в квартале № 7 выдел 52 <...> лесничества Сурского лесхоза изъят из гослесфонда и передан в ведение (постоянное пользование) Сурскому сельсовету под устройство свалки бытовых отходов (л.д.7-10).

 В силу ст.ст. 12, 13 и 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель; в том числе - меры пожарной безопасности.

 В соответствии с требованиями статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьями 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к компетенции органов местного самоуправления, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

 К вопросам местного значения муниципального образования «Сурское» относятся организация благоустройства территории Сурского муниципального образования, использования, охраны, защиты лесов, расположенных в границах населенных пунктов Сурского муниципального образования и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункты 17, 18 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Сурское»).

 Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Сурское» к вопросам местного значения относится и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Сурского муниципального образования.

 Как следует из материалов дела, спорный участок расположен в границах нерестоохранной реки Пинега, меры по организации благоустройства территории, в том числе организации санитарно-очистных работ от твердых бытовых отходов жизнедеятельности населения <адрес> МО «Сурское» на автодороге по направлению <...>-<...>-<...> в 1 км от <адрес> (квартал 7 выдел 52 <...> участкового лесничества Сурского лесничества), а также на лесном участке земель государственного лесного фонда (с противоположной стороны свалки по автодороге <...>-<...>-<...> квартал № 7 выдел 52), расположенных в границах поселения, до настоящего времени не приняты, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается.

 Согласно статье 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

 Таким образом, учитывая, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обязанность по организации уборки участков размещения бытовых отходов, выходящих за пределы территории свалки, а также по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов лежит на Администрации сельского поселения МО «Сурское», однако, содержание данной свалки ТБО не отвечает санитарным правилам "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в том числе (п.4.4.) отсутствует легкое ограждение по периметру территории полигона (свалки) либо траншея; (п.5.6.) в случае загрязнения территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель обеспечивается их тщательная уборка.

 При этом, ссылка в отзыве представителя третьего лица - начальника Пинежского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО4 на необходимость заявления дополнительного требования в виде ликвидации несанкционированной свалки и привлечения в связи с этим в качестве соответчика по делу администрации МО «Пинежский муниципальный район» несостоятельна.

 Пунктом 1.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией, т.е. содержанием полигонов для твердых бытовых отходов.

 В соответствии с пунктом 2.1. Санитарных правил полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов.

 Кроме того, правом на предъявление требований наделен истец и суд в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Содержание свалки ТБО не отвечает Санитарным правилам, в связи с чем, неисполнение Администрацией МО «Сурское» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории МО «Сурское» и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

 И.о.Главы МО «Сурское» ФИО1 в ходе судебного заседания представил суду письменное заявление, в котором указал, что исковые требования прокурора по организации санитарно-очистных работ на свалке твердых бытовых отходов и лесном в срок до ДД.ММ.ГГГГ признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные частью 3 ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены.

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

 В силу части 3 статьи 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Согласно пункту 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

 Учитывая, что волеизъявление представителя ответчика на признание иска выражено в адресованном суду письменном заявлении, которое подписано представителем ответчика в лице и.о.Главы МО «Сурское» ФИО1, суд полагает возможным принять признание иска, поскольку оно не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.

 При указанных обстоятельствах, требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л:

 исковые требования заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Вышатина Е.А., заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сурское» удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального образования «Сурское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать санитарно-очистные работы: на свалке твердых бытовых отходов в виде ее оканавливания на участке автодороги по направлению <...>-<...>-<...> в 1 км от <адрес> (квартал 7 выдел 52 <...> участкового лесничества Сурского лесничества), а также в виде очистки от твердых бытовых отходов лесного участка земель государственного лесного фонда квартал 7 выдел 52 <...> участкового лесничества Сурского лесничества в 1 км от <адрес> (с противоположной стороны свалки по автодороге направлением <...> – <...> - <...> квартал № 7 выдел 52).

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 31 июля 2014 года путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.

 Судья                         Н.Б. Самаевская