ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-332/2015 от 16.02.2016 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-8/2016 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2016 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего Омелько Л.В.,

при секретаре Ямановой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Водоканал» о признании действий незаконными

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Водоканал» о признании действий по повторной установке общедомового прибора учета и выставлению счета на оплату работ по его установке незаконным, обосновывая требования тем что, истец ФИО1 является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме расположенном по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году по решению собственников жилых помещений в многоквартирном доме в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" был проведен капитальный ремонт. В соответствии с п.п. 3.2 ст. 15 вышеуказанного закона указано, что капитальный ремонт многоквартирных домов должен обязательно включать в себя выполнение работ по установке коллективных приборов учета потребления ресурсов». Дом расположенный по адресу: <адрес> был оснащен общедомовыми приборами учета холодной воды ДД.ММ.ГГГГ Факт установки прибора учета подтверждается начислениями за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, с использованием показаний общедомового прибора учета производимыми ОАО «Водоканал» с ДД.ММ.ГГГГ г. собственниками помещений, проживающих в данном многоквартирном доме. В ДД.ММ.ГГГГ г., в платежный документ на оплату коммунальных услуг, ответчиком была внесена строка «плата за установку общедомового прибора учета холодного водоснабжения». Истец считает, что данные действия ответчика по повторной установке общедомового (коллективного) прибора учета и выставлению платы за работы по его установке незаконны и необоснованны.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО17 исковые требования поддержала, полагает, что поскольку общедомовой прибор учета холодной воды в доме установлен в рамках программы по капитальному ремонту, то повторная его переустановка не требуется, в случае выхода из строя или поломки прибора учета заменить его должна управляющая компания за счет средств подученных за содержание, обслуживание и ремонт дома.

Представитель ответчика ОАО «Водоканал» ФИО18. с исковыми требованиями не согласен. Суду пояснил, что имела место переустановка вышедшего из строя общедомового прибора учета холодной воды. В результате проведенной проверки многоквартирных домов на предмет наличия общедомовых приборов учета холодной воды в ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в <адрес> в <адрес> общедомовой прибор учета сломан, так как имелась трещина на приборе учета, который входит в состав узла учета, который также был установлен с нарушениями. Поскольку жильцы сами не устранили неполадки, то ОАО «Водоканал» заключили договор с организацией, которая подготовила проектную документацию и привела узел учета в соответствие с нормами. Данное действие предусмотрено законом. Расходы по установке прибора учета в этом случае несут собственники. Поэтому расходы были возложены на собственников.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО «ЖКХ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Причина не явки в судебное заседание, суду не известна. Об отложении рассмотрения дела не просил.

В порядке ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ООО «ЖКХ» надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 данной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из материалов дела усматривается, что истица ФИО1ФИО19. является собственников 1/5 доли в праве общей долевой собственности в <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

Управление названным домом осуществляется управляющей компанией ООО «ЖКХ».

В силу п. 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В судебном заседании установлено и не опровергнуто ответчиком, что, в 2009 г. сособственниками многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> принято решение о проведении капитального ремонта с установкой приборов учета потребления ресурсов.

Работы по капитальному ремонту и установке общедомовых приборов выполнило ООО «Селф». Выполненные работы приняты комиссией. ОАО «Водоканал» начиная с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячно производили снятие показаний общедомового прибора учета холодной воды с выставлением счетов на оплату сособственником указанного многоквартирного жилого <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Водаканал» составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ПТО ОАО «Водоканал» ФИО2 произведена оценка существующего КПУХВ на предмет соответствия требованиям СНиП, согласно которой счетчик холодной воды ВМХ-50 неисправен (разбит). При установки счетчика воды Ду 50 мм не были соблюдены требования СНиП 2.04.01-85* и паспорта счетчика по монтажу - длина прямого участка до счетчика должна быть не менее 2хДу (2х50=100мм-прямой участок трубы между фланцем счетчика и фланцем фильтра). Обводная линия смонтирована меньшим диаметром чем счетчик -что не обеспечит максимальный секундный расход воды в момент обслуживания либо замены счетчика. Между счетчиком и вторым (по движению воды) вентилем отсутствует спускной кран (СНиП 2.04.01-85), в связи с чем, дано техническое заключение, что КПУХВ по <адрес> не отвечает требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* и требованиям по монтажу паспорта счетчика. Необходимо произвести установку узла учета в соответствии с требованиями СП 30.13330.2012 от ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные пояснения ФИО20 дал в судебном заседании при его допросе в качестве свидетеля.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком согласована с управляющей компанией техническая документация по установке общедомового узла учета холодной воды по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Водоканал» и ООО «Вариант-Плюс» заключен договор на установку коллективных (общедомовых) приборов холодной воды.

ДД.ММ.ГГГГ произведена установка коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, который перешел в общую долевую собственность всех собственников помещений многоквартирного дома с момента его установки и передачи копии технического паспорта управляющей организации. В этот же день составлен акт опломбировки и ввода в эксплуатацию узла учета холодной воды.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО21 пояснил, что поскольку имелись нарушения по установке узла учета, то было принято решение установить узел учета смонтированный в специальных условиях узел учета уже включающий в себя общедомовой прибор учета холодной воды в <адрес> в <адрес>.

Свидетель ФИО22. суду пояснил, что он является <данные изъяты> и в его присутствии был выявлен факт неисправности общедомового прибора учета холодный воды.

Свидетель ФИО23 суду пояснил, что до 2012 года действовал СНиП, с 2012 года принят свод правил. Общедомовой прибор учета холодной воды в <адрес> в <адрес> был установлен по СНиП действовавшему до 2012 года. Прибор учета в ДД.ММ.ГГГГ был разбит. Можно было заменить только прибор учета и не менять узел учета в полном объеме.

Согласно заключению судебной технической экспертизы выполненной ООО «РосЭксперТ», номер заключения <данные изъяты>., на день исследования в подвальном помещении <адрес> в <адрес> имеется один узел учета и прибор учета холодной воды (общедомовой) ВСТ-У Ду-50, заводской и имеются следы его переустановки.

Имелась необходимость в новой (повторной) установке всего узла учета коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, потому что, проведенным исследованием экспертами установлено, при установке перед счетчиком ВМХ-50 заводской впритык смонтирован фильтр, отсутствовал прямой участок трубопровода не менее 2 Ду, что не соответствует пункту 5.4. паспорта счетчика ВМХ-50 , пункту 11.6 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

В процессе проведения исследования экспертами установлено, между счетчиком ВМХ-5- и вторым (по движению воды) затвором не установлен спускной кран, что не соответствует пункту 11,6 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

При проведении исследования экспертами установлено, у счетчика ВМХ-50 отсутствует обводная линия на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды, что не соответствует пункту 11,7 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

В ходе проведения исследования экспертами установлено, что корпус коллективного прибора учета (водосчетчика) ВМХ-50 разбит, что не соответствует пункту 5.3 паспорту счетчика ВМХ-50 , в корпусе коллективного прибора учета (водосчетчика) имеется механическое повреждение и прибор учета считается вышедшим из строя, что не соответствует п. 81 (12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. (т. 2 л.д. 22-23).

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета, в силу пп. "е" п. 31 Правил, на исполнителе лежит обязанность ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Распределение объема между потребителями коммунальной услуги, расчет размера платы за ее предоставление определяется в соответствии с приложением указанных Правил.

В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального Закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г., при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из материалов дела усматривается, что в мае месяце 2013 года выявлен факт того что в <адрес> в <адрес> сломан общедомовой прибор учета холодной воды, однако суду не представлено доказательств того, что сособственники многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу были поставлены в известность о том, что в их доме общедомовой прибор учета холодной воды сломан и они в течении двух месяцев должны устранить выявленные недостатки.

Материалами дела подтверждается тот факт что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по вышеуказанному адресу на основании договора заключенного АО «Водоканал» замене узел учета составной частью которого является сам прибор учета холодной воды.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ в производстве суда находилось гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования <адрес>, ФИО24 и неопределенного круга лиц к ООО «Селф» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Вступившим в законную силу решением Белокурихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., признаны незаконным бездействие ООО «Селф» выразившееся в непринятии мер к устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, возложена на ООО «Селф» обязанность выполнить следующие ремонтно-строительные работы по отоплению: установить надлежащее крепление трубопроводов отопления в техническом подвале в торцах здания, выполнить работы по монтажу трубопроводов и приборов отопления, расположенных на междуэтажных площадках четвертого и пятого этажей лестничных клеток; по канализации: установить надлежащее крепление всех трубопроводов канализации, выполнить зачеканку в соединениях чугунных и ПВХ труб, устранить контр уклоны, отсутствие прямолинейности и соосности трубопроводов канализации, установить отсутствующие крышки на ревизиях и прочистки на поворотах; по приборам учета: выполнить демонтаж и монтаж всех приборов учета, выполнить поверку всех приборов учета, предоставить проектную и исполнительную документацию на все приборы учета уполномоченному собственниками многоквартирного дома по адресу <адрес>ФИО25., выполнить сдачу приборов учета в ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» и ОАО «Водоканал» с предоставлением проектной и исполнительной документации на все приборы учета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что после выявления недостатков по приборам учета, сособственники многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> предприняли меры по устранению недостатков, а именно обратились за защитой нарушенных прав к исполнителю работ по капитальному ремонту выполнившему некачественно работы, в том числе и в части установки приборов учета.

Вступившим в законную силу судебным решением, спор сособственников многоквартирного жилого дома с исполнителем работ по капитальному ремонту <адрес> в <адрес> разрешен и на ООО «Селф» возложена обязанность выполнить демонтаж и монтаж всех приборов учета, выполнить поверку всех приборов учета и пр.

Следовательно, у АО «Водоканал» в конкретном случае отсутствовала обязанность по переустановке (замене) общедомового прибора учета холодной воды, а у собственников <адрес> в <адрес>, при наличии вышеуказанного вступившего в законную силу судебного решения отсутствует обязанность по возмещению ОАО «Водоканал» расходов по замене общедомового узла, в состав которого входит прибор, учета холодной воды.

Суд признает несостоятельным довод представителя ответчика ФИО26. о том, что поскольку они не являлись участником того процесса, то о судебном решении ни чего не знали, поскольку неуведомление сособственников о намерении произвести замену вышедшего из строя общедомового прибора учета холодной воды и незнание о споре по поводу этого прибора учета между сособственниками многоквартирного жилого дома и производителем капитального ремонта в рамках госпрограммы не может являться основанием для возложения на сособственника обязанности по компенсации работ по замене узла, в том числе прибора учета холодной воды АО «Водоканал» при наличии должника обязанного выполнить эти работы.

Таким образом, суд признает требования истицы ФИО1 о признании действия ОАО «Водоканал» по установке общедомового (коллективного) прибора учета и выставлению счета на оплату работ по его установке незаконным.

В рамках настоящего гражданского дела ФИО27» по ходатайству ОАО «Водоканал» проведена судебная инженерно-техническая экспертиза.

Обязанность по оплате экспертизы возложена на ОАО «Водоканал».

Стоимость экспертного исследования составила <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В судебном заседании представитель ОАО «Водоканал» ФИО28 подтвердил тот факт что экспертное исследование по настоящее время не оплачено.

ФИО29» просили взыскать в их пользу стоимость проведенной экспертизы.

Таким образом, суд признает требование об оплате экспертизы обоснованным и подлежащим удовлетворению, с возложением обязанностей по оплате на ОАО «Водоканал».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать действия Открытого акционерного общества «Водоканал» по установке общедомового (коллективного) прибора учета и выставлению счета на оплату работ по его установке незаконным.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Водоканал» в пользу ФИО30 государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Водоканал» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Специализированная фирма «РосЭксперТ» <данные изъяты> стоимость работ по проведению судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Белокурихинского

городского суда ФИО31