Дело №
Поступило 01.03.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.,
при секретаре Кащеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СА.рской А. Ю. к Управлению Росреестра по <адрес>, администрации Верх-Ирменского сельсовета <адрес> о признании незаконным уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и установлении границ земельных участков в соответствии с межевым планом,
УСТАНОВИЛ:
СА.рская А.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указала, что заявление об уточнении границ истцом было подано Управлению Росреестра по <адрес> на том основании, что СА.рской А.Ю. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № и №, площадью 1201 кв.м. и 1221 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> Верх-Ирменский сельсовет, ТСН «Обское», участок № и №. Земельные участки являются ранее учтенными, стоят на кадастровом учете. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. С целью уточнения местоположения границ и площади земельных участков истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО1 После проведения кадастровых работ, кадастровым инженером установлено точное местоположение границ и площадь земельных участков, принадлежащих СА.рской А.Ю., с кадастровыми номерами № и № и составлены проекты кадастрового плана территории. Согласно заключению кадастрового инженера, при проведении межевания земельного участка местоположением границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение земельного участка определялось исходя из фактических границ, существующих на местности пятнадцать и более лет, и закрепленных на местности объектами искусственного происхождения. При камеральной обработке полевых материалов установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1556 кв.м. Площадь земельного участка согласно правоустанавливающему документу и сведениям ГКН составляет 1201 кв.м. Оценка расхождения площади (Р-Р кад) составила 355 кв.м. <адрес> земельного участка с кадастровым номером № составляет 1545 кв.м. Площадь земельного участка, согласно правоустанавливающему документу и сведениям ГКН, составляет 1221 кв.м. Оценка расхождения площади (Р-Р кад) составила 324 кв.м. При рассмотрении заявления истца Управление Росреестра по <адрес> вынесло решения о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, основываясь на том, что истец не предоставила документов, доказывающих, подтверждающих существование земельных участков с кадастровыми номерами № и № в установленных кадастровым инженером ФИО1, границах на местности пятнадцать и более лет. 16 и ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастровом учете данных земельных участков истцу было отказано. Истец приобрела указанные земельные участки по договору купли-продажи в июле 2020 года, о чем имеется соответствующая запись в выписке из ЕГРН. Никаких документов, помимо техпаспорта БТИ на дом, расположенный в границах данного участка, предыдущим собственником истцу передано не было. Картографических материалов также нет. Однако, отсутствие указанных документов не может являться основанием для приостановки и отказа в регистрации по следующим основаниям. Площади земельных участков в документах о межевании могут отличаться от площади земельных участков, указанной в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимального размера земельного участка установленного в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления. Указанная норма предусматривает правило, в соответствии с которым предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель устанавливаются в зависимости от целевого назначения и вида использования земельного участка, в частности предельные размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. <адрес>, на которую может уточниться земельный участок в Верх-Ирменском сельсовете по <адрес> с разрешенным использованием для индивидуального садоводства составляет 400 кв.м. В данном случае, площадь земельных участков уточнилась на 355 кв. м. и на 324 кв.м. соответственно, что не превышает предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. При этом никаких документов, подтверждающих существование уточняемых земельных участков в определенных кадастровым инженером границах на местности пятнадцать и более лет, в составе приложения к межевому плану, как требует Управление Росреестра по <адрес>, представлять не требуется, поскольку уточнение границ происходит строго в рамках действующего законодательства в установленных пределах площади. Просит признать уведомления об отказе государственного кадастрового учета № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными; установить границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № в соответствии с межевыми планами от ДД.ММ.ГГГГ, представленными кадастровым инженером ФИО1; признать местоположение границ и площадей земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> Верх-Ирменский сельсовет, ТСН Обское, участок № и №, с кадастровыми номерами № и № по координатам характерных точек, установленными межевыми планами, подготовленными кадастровым инженером ФИО1; обязать Управление Росреестра по <адрес> уточнить границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № в соответствии с решением суда по настоящему делу.
Истец СА.рская А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что договоры купли-продажи земельных участков представлять в суд отказывается, доказывать факт существования уточняемых земельных участков в определенных кадастровым инженером границах на местности пятнадцать и более лет, отказалась, поскольку, по ее мнению, уточнение границ земельных участков происходит строго в рамках действующего законодательства, в связи с тем, что в установленных пределах площади. Вокруг принадлежащих ей земельных участков нет соседей, предыдущий собственник умер, оформив земельный участок на свою жену. СА.рская А.Ю, покупала земельные участки на основании выписки из постановления администрации, никакого самозахвата земли нет.
Представитель ответчика - Управления Росреестра по <адрес>ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, в котором указала, что отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ). Статьей 29 названного Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Федерального закона. Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст.29 Федерального закона №2018-ФЗ).
По существу заявленных требований Управление сообщает, что СА.рская А.Ю. с целью уточнения местоположения границ и площади принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами № и № в соответствии с требованием действующего законодательства обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, приложив к заявлениям межевые планы от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленные кадастровым инженером ФИО1, для целей уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка. Уведомлениями государственного регистратора прав от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2020-14264094/2 и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-14264115/1 кадастровый учет изменений земельных участков был приостановлен по основаниям, предусмотренным п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ (изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ), п. 31 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ (в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом общих требований, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10 % площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН). Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета, не были устранены, Управлением Росреестра по <адрес>, в соответствии со ст.27 Федерального закона №218-ФЗ, вынесены обжалуемые Уведомления об отказе в государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-14264094/2 и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-14264115/2. Приостанавливая государственный кадастровый учет изменений земельных участков по заявлениям СА.рской А.Ю., государственный регистратор указал, что документы, используемые при подготовке межевых планов, разделов «заключение кадастрового инженера», не обосновывают местоположение уточненных границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №, как того требуют ч. 10 ст.22 Федерального закона №218-ФЗ, а также п.70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». На основании ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. И только при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, аналогичные по содержанию положения содержались в ч.9 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ). В соответствии с п. 70 Формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «исходные данные». По сведениям ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами № и № поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании Межевых дел, содержащих координаты земельных участков и Постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и № «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРЗ», в соответствии с которыми площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1201кв.м., а площадь земельного участка с кадастровым номером № - 1221 кв.м., категория земельных участков - для сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под индивидуальное садоводство. Вместе с тем, исходя из Требований к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, площади указанных земельных участков являются декларированными, подлежащими уточнению при проведении кадастровых работ. В межевых планах, подготовленных кадастровым инженером ФИО1, которые были представлены СА.рской А.Ю. в Управление, уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером 54:20:030501:ДД.ММ.ГГГГ кв. м., что на 324 кв. м. больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, а уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером № - 1556 кв. м., что на 355 кв.м. больше площади, указанной в ЕГРН. Однако в ЕГРН имеются документы, в которых содержатся сведения о местоположении границ указанных земельных участков, установленных при их образовании. Вместе с тем, площади, указанные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, существенно отличаются от площадей, указанных в Постановлениях администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и № «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРЗ». Приведенная норма ч.10 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ однозначно регламентирует, что уточнение границ и площади в соответствии с существующими на местности 15 и более лет границами земельного участка, осуществляется только при отсутствии сведений о границах объекта в правоустанавливающем документе или в документах, определявших их местоположение при образовании земельного участка. При этом, кадастровым инженером ФИО1 при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков не предприняты действия по получению документов, определявших их местоположение при образовании, никак не проанализированы имеющиеся документы и не обоснованы границы и площади земельных участков. Также кадастровым инженером не использованы карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет, не использованы проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Необходимо отметить, что СА.рская А.Ю. ранее уже обжаловала в суде Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-14264094/2 и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-14264115/1. Вступившими в законную силу решениями Ордынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делам №а-50/2020 и №а-78/2021 решения государственного регистратора прав о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета были признаны соответствующими закону, в удовлетворении исковых требований отказано. В судебных решениях от ДД.ММ.ГГГГ№а-50/2020 и №а-78/2021 суд соглашается с доводами Управления о том, что решения о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений по заявлению СА.рской А.Ю., государственный регистратор прав принял на основании того, что представленный для осуществления государственного кадастрового учета изменений межевые планы от ДД.ММ.ГГГГ не содержат достаточных сведений о документах, подтверждающих существование земельных участков в приведенных границах на местности более пятнадцати лет (в частности, проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения). Однако документы, устраняющие замечания, так и не были представлены в течение срока приостановления, в связи с чем государственный регистратор правомерно вынес Уведомления об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-14264094/2 и от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2020-14264115/2. Таким образом, без надлежащего обоснования полного несовпадения измерений 2020 года с измерениями 2002 года, имевших место при предоставлении земельного участка, истец, посредством оспаривания действий Управления фактически предпринимает попытку узаконить измененные параметры объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
Представитель ответчика администрации Верх-Ирменского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо – кадастровый инженер ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не представил.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственного кадастрового учета предусмотрены в ст. 27 Закона № 218-ФЗ.
Статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Федерального закона.
Часть 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого дела по установлению границ земельного участка, расположенного по адресу: 3500 м. от <адрес> по направлению на юго-восток от 2001 года, содержащего координаты земельного участка и Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРН», в соответствии с которым площадь земельного участка составляет 0,1221 га, категория земельного участка - для сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под индивидуальное садоводство.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого дела по установлению границ земельного участка, расположенного по адресу: 3500 м. от <адрес> по направлению на юго-восток от 2001 года, содержащего координаты земельного участка и Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРН», в соответствии с которым площадь земельного участка составляет 0,1201 га, категория земельного участка - для сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под индивидуальное садоводство, площадь земельного участка является декларированной, подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ, и составляет 1201 кв.м.
Таким образом, исходя из требований к точности определения, площадь земельных участков с кадастровыми номерами № и № является декларированной, подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ.
Для уточнения границ земельных участков ДД.ММ.ГГГГСА.рская А.Ю. обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлениями об изменении основных характеристик объектов недвижимости без одновременной государственной регистрацией права, вид объекта: земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №. К заявлениям были приложены межевые планы от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные кадастровым инженером ФИО1
По результатам рассмотрения заявлений государственным регистратором Управления Росреестра по <адрес> принято решение об отказе в осуществления государственного кадастрового учета, что подтверждается уведомлением № КУВД-001/2020-14264115/2 от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением № КУВД-001/2020-14264094/2 от ДД.ММ.ГГГГ, направленным СА.рской А.Ю.
В качестве основания для отказа Управление Росреестра по <адрес> сослалось на п. 32 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета, не были устранены.
Причинами, послужившими основанием для приостановления государственного кадастрового учета, явилось то, что Управление установило, что межевые планы объектов недвижимости подготовлены в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельных участков с кадастровыми номерами № и №. Согласно пункту 70 Приказа Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, реквизиты которых приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка, его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Согласно представленным межевым планам, уточненная площадь земельных участков увеличивается на 355 кв.м. и на 324 кв.м. В разделе межевых планов «Заключение кадастрового инженера» в качестве обоснования местоположения уточненных границ земельных участков с кадастровым номером № и № указано, местоположение земельного участка определялось исходя из фактических границ существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленные на местности объектами искусственного происхождения. При этом никаких документов, подтверждающих существование земельных участков с кадастровым номером № и № в таких границах на местности пятнадцать и более лет, в составе Приложения к межевому плану не представлено, в связи с чем, не представляется сделать вывод об их существовании на протяжении указанного промежутка времени. Такими документами могли быть: материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации, проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения карты (планы), являющиеся картографической основой государственного кадастра недвижимости и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, и иные документы.
На основании ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка, их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Как следует из выписки ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером № является декларированной, подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ и составляет 1221 кв.м.
Однако в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО1, который был представлен СА.рской А.Ю. в Управление, уточненная площадь земельного участка составила 1545 кв.м., что на 324 кв.м. больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
В качестве основания для постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № Управлением Росреестра по <адрес> представлено Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРН», которым утверждены границы земельного участка площадью 0,1221 га., данные границы и площадь земельного участка установлены при его образовании.
Таким образом, площадь земельного участка, указанная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, существенно отличается от площади, указанной в Постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРН».
Как следует из выписки ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером № является декларированной, подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ и составляет 1201 кв.м.
В межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО1, который был представлен СА.рской А.Ю. в Управление Росреестра, уточненная площадь земельного участка составила 1556 кв.м., что на 355 кв.м. больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
В качестве основания для постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № Управлением Росреестра по <адрес> представлено Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРН», которым утверждены границы земельного участка площадью 0,1201 га., данные границы и площадь установлены при его образовании.
Таким образом, площадь земельного участка, указанная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, существенно отличается от площади, указанной в Постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ земельного участка и внесении в ЕГРН».
Однако, ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ однозначно регламентирует, что уточнение границ и площади в соответствии с существующими на местности 15 и более лет границами земельного участка, осуществляется только при отсутствии сведений о границах объекта в правоустанавливающем документе или в документах, определявших их местоположение при образовании земельного участка.
Требование действующего законодательства к обязательному обоснованию уточняемых границ и площади объекта недвижимости направлено на пресечение необоснованного изменения границ и (или) площади ранее предоставленных земельных участков, на предотвращение земельных споров со смежными землевладельцами, которые нередко возникают как последствие некачественных кадастровых работ.
При этом, кадастровым инженером ФИО1 при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с кадастровым номером № и № не обоснованы иные границы и площадь земельного участка.
В составе межевых планов, выполненных кадастровым инженером ФИО1, отсутствуют документы, указанные в ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ, п. 70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921, кадастровым инженером не использованы карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет, не использованы проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Исходя из изложенного, для государственного кадастрового учета изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации земельных участков № и № межевые планы, составленные кадастровым инженером ФИО1, не содержат необходимую информацию о достаточных сведениях, обосновывающих местоположение уточненных границ.
Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по <адрес> было достаточно оснований для отказа СА.рской А.Ю. в осуществлении государственного кадастрового учета изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации земельных участков с кадастровыми номерами № и №, следовательно, уведомления об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-14264115/2 от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением № КУВД-001/2020-14264094/2 от ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными.
Истцом СА.рской А.Ю. представлено суду строительно-техническое заключение № Т.1024.21 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НовоСтройЭксперт», согласно выводам которого, разница в площади не превышает установленный предельный минимальный размер земельного участка, так как согласно Правилам землепользования и застройки Верх-Ирменского сельсовета <адрес> установлен предельный минимальный размер земельных участков для зоны ведения садового и дачного хозяйства в размере 0,40 Га. Таким образом, собственник земельного участка вправе уточнить местоположение границ и площадь земельного участка на величину не более чем 400 кв.м., по сравнению с площадью, указанной в выданных на имя собственника указанного в правоустанавливающих документах. Такое уточнение соответствует положениям п. 32 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.
Истцом СА.рской А.Ю. представлены строительно-техническое заключение № Т.10ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НовоСтройЭксперт», согласно выводам которого, разница в площади не превышает установленный предельный минимальный размер земельного участка, так как согласно правил землепользования и застройки Верх-Ирменского сельсовета <адрес> установлен предельный минимальный размер земельных участков для зоны ведения садового и дачного хозяйства в размере 0,40 Га. Таким образом, собственник земельного участка вправе уточнить местоположение границ и площадь земельного участка на величину не более чем 400 кв.м., по сравнению с площадью, указанной в выданных на имя собственника указанного в правоустанавливающих документах. Такое уточнение соответствует положениям п. 32 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.
Данные заключения ООО «НовоСтройЭксперт» соответствуют заключениям кадастрового инженера ФИО1, составленным при изготовлении межевых планов вышеуказанных земельных участков с целью уточнения их границ, но наличие установленного заборного ограждения объективно не подтверждает существование фактических границ и площади данных земельных участков в течение пятнадцати лет и более, поскольку объектом исследования Э. являлась представленная СА.рской А.Ю. техническая документация, а именно: межевые планы, выполненные кадастровым инженером ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при наличии Постановлений территориальной администрации <адрес> №№,67 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных правопредшественникам СА.рской А.Ю., на основании которых были утверждены границы вышеуказанных земельных участков при их образовании площадью 1221,00 кв.м. и 1201 кв.м. соответственно, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены доказательства, подтверждающие местоположение земельных участков с кадастровыми номерами № и №, которое определялось исходя из фактических границ существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленные на местности объектами искусственного происхождения, в связи с чем, суд не может сделать вывод об их существовании на протяжении указанного промежутка времени именно в представленных в межевом плане границах.
Э. ООО «НовоСтройЭксперт» вызывался в судебное заседание для дачи разъяснения, не явился, СА.рская А.Ю. не настаивала на его повторном вызове. При этом суд считает, что вышеуказанные заключения не имеют неясностей, требующих разъяснений.
Решениями Ордынского районного суда <адрес> по делам №а-50/2021, №а-78/2021 административные исковые заявления СА.рской А. Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, с участием заинтересованного лица - администрации Верх-Ирменского сельсовета <адрес>, о признании приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным, обязании уточнить границы земельных участков с кадастровыми номерами № и №СА.рской А.Ю. было отказано в удовлетворении требований, решения не обжалованы, вступили в законную силу.
Представителем ответчика - главой администрации Верх-Ирменского сельсовета <адрес>ФИО3 представлено в суд заявление о признании иска, а также мировое соглашение, условием которого является признание иска представителем ответчика – администрации Верх-Ирменского сельсовета.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, утверждает мировое соглашение, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Изучив материалы дела, суд считает, что признание иска представителем ответчика и мировое соглашение, условием которого является признание иска представителем ответчика – администрации Верх-Ирменского сельсовета, противоречат закону, поскольку СА.рской А.Ю. не доказано, что увеличение площади земельных участков с кадастровыми номерами № и № в указанных ею границах до 1556 кв.м. и 1545 кв.м. соответственно, принадлежащих ей на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ, произошло на законных основаниях более пятнадцати лет назад и не является самозахватом.
Представлять доказательства, подтверждающие давность существования вышеуказанных земельных участков с увеличенной площадью СА.рская А.Ю. отказалась.
Суд учитывает то обстоятельство, что СА.рская А.Ю. не указывает на нарушение ее прав смежными землепользователями – гражданами или юридическими лицами, у которых смежные земельные участки находятся в частной собственности, а указывает в качестве одного из ответчиков администрацию Верх-Ирменского сельсовета <адрес>, поскольку на территории данного муниципального образования находятся принадлежащие ей земельные участки.
При таких обстоятельствах суд считает, что признание иска представителем ответчика и мировое соглашение, условием которого является признание иска представителем ответчика – администрации Верх-Ирменского сельсовета, нарушают права и законные интересы других лиц, в данном случае, неопределенного круга лиц, поскольку увеличение площади земельных участков произошло за счет земель, государственная собственность на которые на территории муниципального образования Верх-Ирменский сельсовет неразграничена, в связи с чем суд отказывает в принятии признания иска представителем ответчика – администрации Верх-Ирменского сельсовета и в утверждении мирового соглашения, заключенного между СА.рской А.Ю. и администрацией Верх-Ирменского сельсовета <адрес>.
Таким образом, требования СА.рской А.Ю. о признании уведомлений об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-14264094/2 от ДД.ММ.ГГГГ, № КУВД-001/2020-14264115/2 от ДД.ММ.ГГГГ незаконными; установлении границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № в соответствии с межевыми планами от ДД.ММ.ГГГГ, представленными кадастровым инженером ФИО1; признании местоположение границ и площадей земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> Верх-Ирменский сельсовет, ТСН Обское, участок № и №, с кадастровыми номерами № и № по координатам характерных точек, установленными межевыми планами, подготовленными кадастровым инженером ФИО1; обязании Управления Росреестра по <адрес> уточнить границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № в соответствии с решением суда по настоящему делу, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать СА.рской А. Ю. в удовлетворении иска.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Отт