РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 марта 2021 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Германовой С.В., при секретаре Евсеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-332/2021 по иску ФИО1 к ГКУ СО "Главное управление социальной защиты Центрального округа" о признании права на назначение государственной социальной помощи, установил: ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в интересах ФИО3 обратилась в суд с заявлением к к ГКУ СО "Главное управление социальной защиты Центрального округа" о признании права на назначение государственной социальной помощи, просила признать действия Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управления социальной защиты Центрального округа» Управление по г.о.Тольятти отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району от ДД.ММ.ГГГГ в форме уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче справки студенту о предоставлении государственной стипендии неправомерным, обязать выдать истцу справку и нуждаемости в государственной социальной помощи студенту, взыскать с Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управления социальной защиты Центрального округа» Управление по г.о.Тольятти отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району ущерб в виде неполученной социальной стипендии с сентября 2020 года. В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ВУЗ, истец обратилась в ГКУ СО «Главное управление социальной защиты Центрального округа» Управление по г.о.Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району с заявлением на выдачу справки о нуждаемости в государственной социальной стипендии в образовательном учреждении высшего профессионального образования, так как семья является малоимущей. ФИО3 является студентом ГУМРФ г.Санкт-Петербург, учится на очном отделении ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 нуждается в материальной помощи, поскольку его доходы состоят из стипендии в размере 1 565 рублей. В отдел социальной помощи истцом были представлены все необходимее документы для представления справки, однако в выдаче справки истцу было отказано. С данным решением истец не согласился и был вынужден обратиться с настоящим иском в суд. В судебном заседании истец ФИО1 на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, а также представляя интересы третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в полном объеме. Исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив материалы дела, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На федеральном уровне правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Как следует из преамбулы к Федеральному закону 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий, которые являются расходным обязательством субъектов РФ. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (абз.4 п.2 ст.8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопросы социальной помощи, в том числе определять круг лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки, и определять условия их предоставления. Так, на территории Самарской области государственная политика по оказанию социальной помощи в отношении малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, у которых по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Самарской области, реализуется в соответствии с Законом Самарской области от 06.05.2000 № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» (далее – Закон № 16-ГД). Во исполнение данного Закона, Приказом Министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 31.01.2006 № 7 законодатель утвердил Порядок назначения и выплаты социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области (далее - Порядок). Согласно абз.6 п.1 ст. 7 Закона № 16-ГД и абз. 6 п. 1.2 Порядка, право на получение социальной помощи имеют: - студенты, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Самарской области, по основным профессиональным образовательным программам по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Самарской области, местных бюджетов. Кроме того, для назначения ежегодного социального пособия студентам из малоимущих семей необходим: - документ и (или) сведения, подтверждающие соответствие семьи категориям лиц, указанных в п.1 ст.7 Закона № 16-ГД (абз. 11 п.1 ст. 8 Закона № 16-ГД); -документ, подтверждающий обучение в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Самарской области, (абз. 7 п. 2.2 Порядка). Судом установлено, что ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» с заявлением за мерами назначением государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Законом № 16 – ГД, в виде ежегодного пособия студентам из малоимущих семей, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Самарской области. Совместно с заявлением, ФИО1 представила справку от ДД.ММ.ГГГГ№ – ОК, выданную ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», в которой указано, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается на 1 курсе с ДД.ММ.ГГГГ в Санкт - Петербурге. Таким образом, право на получение социальной помощи в Самарской области в соответствии с абз.6 п.1 ст. 7 Закона № 16-ГД у истца отсутствует. В соответствии с абз. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с абз. 1 ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Из материалов дела следует, что ФИО3 является студентом первого курса очного отделения ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» г.Санкт-Петербург,следовательно,должен был зарегистрироваться по месту пребывания в г.Санкт-Петербург. Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга регулирует Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». В соответствии п.2 ст.4 данного Закона, право на меры социальной поддержки населения имеют граждане, имеющие место проживания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта РФ, в котором они зарегистрированы по месту жительства. К категории граждан, имеющих право на социальную поддержку в Санкт-Петербурге, в том числе относятся малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане (аб.44 ст. 5 данного Закона). В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 06.07.2012 № 595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь и региональная доплата к пенсии» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» разработан Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге (далее - Порядок предоставления государственной социальной помощи), в виде социального пособия. На основании п. 1.2. Порядка предоставления государственной социальной помощи, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге. Государственная социальная помощь в соответствии с Порядком предоставления государственной социальной помощи назначается, в том числе, если: - малоимущая семья имеет в своем составе граждан, которые в расчетном периоде приняты в государственные образовательные организации среднего профессионального образования, высшего образования, либо граждан, окончивших указанные образовательные организации (абз. 4 п. 3.4. Порядка предоставления государственной социальной помощи); - малоимущий одиноко проживающий гражданин в расчетном периоде принят в государственное образовательное учреждение начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования либо окончил указанные образовательные учреждения(абз.5 п. 3.4. Порядка предоставления государственной социальной помощи). Законодатель в Порядке предоставления государственной социальной помощи установил исчерпывающий перечень документов (далее - Перечень), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге. Согласно Перечня, гражданин для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи предоставляет: - документ, содержащий сведения о месте пребывания гражданина в Санкт – Петербурге (п. 1.3-1. Перечня), - справка образовательной организации о прохождении обучения по очной форме (п.3.7. Перечня) Таким образом, ФИО3, зарегистрированный по месту пребывания в Санкт-Петербурге за государственной социальной помощью имел право обратиться в органы социальной защиты Санкт-Петербурга лично, либо через портал государственных услуг, подав заявление с приложением необходимых документов согласно Перечню. Документ, подтверждающий факт обращения ФИО3 за государственной социальной помощью в Санкт-Петербурге, назначение или отказ в назначении государственной социальной помощи в органах социальной защиты по месту пребывания ФИО3 истцом не предоставлен. С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГКУ СО "Главное управление социальной защиты Центрального округа" о признании права на назначение государственной социальной помощи – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 25 марта 2021 года. Председательствующий: С.В. Германова |