Дело № 2-333(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области
«21» сентября 2018 года гражданское дело по иску ФИО5 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области о защите пенсионного права, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО5 обратилась в Кинешемский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской о защите пенсионного права, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования обоснованы следующим: 20 февраля 2017 года ФИО5 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - как женщина до достижения возраста 50 лет, занятая на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет и имеющая трудовой стаж не менее 20 лет.
31 марта 2017 года решением территориального органа Пенсионного фонда РФ № 31 ФИО5 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в специальный стаж не засчитала следующие периоды работы:
с 01 апреля 2009 года по 07 апреля 2011 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ«Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 08 апреля 2011 года по 04 октября 2013 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 05 октября 2013 года по 16 февраля 2015 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 17 февраля 2015 года по 24 февраля 2017 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области.
С данным решением ФИО5 не согласна.
Спорные периоды работы в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды времени и по настоящее время ФИО5 работает именно заведующей складом, наименование которого было изменено на «камеру хранения» отдела интендантского и хозяйственного обеспечения.
Согласно должностным обязанностям, ФИО5 отвечала и отвечает за обеспечение сохранности хранящихся в камере хранения личных вещей осужденных, а также за имеющиеся на складе материальные ценности, за выдачу из камеры хранения личных вещей осужденных и материальных ценностей, организацию их хранения. В непосредственном подчинении ФИО5 находится грузчик ОИиХО из числа спецконтингента, ФИО5 осуществляет контроль за поведением и работой осужденных, обеспечивает выполнение ими распорядка дня.
В решении Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе от 31 марта 2017 года указано, что выполнение работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», в период с 01 апреля 2009 года по 24 апреля 2017 года на подтверждено сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 9 Федерального Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд РФ сведений о работающих у работодателя застрахованных лицах возлагается на работодателя.
ФИО5 не является непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ и не имела реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
В период рассмотрения дела к производству суда было принято заявление истца ФИО5 об увеличении исковых требований, в соответствии с которым она просит принять к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в порядке, предусмотренном п. 17 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» также периоды ее работы с 25 февраля 2017 года по настоящее время в должности заведующей камерой хранения отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области, и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Кинешемского городского суда от 29 сентября 2017 года исковое заявление ФИО5 оставлено без рассмотрения.
Определением Кинешемского городского суда от 26 января 2018 года определение суда от 29 сентября 2017 года об оставлении искового заявления ФИО5 без рассмотрения отменено, дело принято к производству Кинешемского городского суда.
Определением суда от 26 марта 2018 года
к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области;
принято к производству суда заявление об увеличении исковых требований, в соответствии с которым ФИО5 просит признать исполнение ею в период с 01 апреля 2009 года по настоящее время обязанностей в должности заведующей камерой хранения соответствующими обязанностям заведующей складом личных вещей осужденных.
Истец ФИО5 в судебных заседаниях исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду дополнительно пояснила, что в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области была принята на должность заведующей складом строительных материалов. В связи с сокращением данной должности ей была предложена должность заведующей камерой хранения личных вещей осужденных с сохранением обязанностей заведующей складом строительных материалов. При переводе на данную должность ей пояснили, что льготный стаж сохраняется; по истечении 7 лет узнала о том, что работа в данной должности не засчитывается в льготный стаж, так как данная должность не входит в перечень должностей, дающих право на льготное назначение пенсии по старости.
Представители ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе ФИО6, ФИО7, ФИО8, с исковыми требованиями не согласны, в судебных заседаниях поясняли, что Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся специальным правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 85, не предусмотрена должность «заведующая камерой хранения», занимаемая ФИО5 в период с 01 апреля 2009 года по 24 февраля 2017 года, в связи с чем данный период работы не засчитан в специальный стаж. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», период работы, дающие право на досрочное назначение пенсии подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированном) учета. В Управление Пенсионного фонда не было представлено документов, подтверждающих право ФИО5 на досрочное пенсионное обеспечение: работодателем в Пенсионный фонд предоставляется перечень рабочих мест и должностей, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение, а также поименный список работников, занимающих должности, дающие право на досрочную пенсию, в индивидуальных сведениях специальным кодом указывается на наличие льготного стажа, подтверждающего, что работник занимал должность и работал в тех условиях, которые дают право на льготную пенсию. Ни в одном из предоставляемых работодателем списков ФИО5 не указана. С 01 января 2013 года законом введены дополнительные страховые взносы, которые уплачиваются работодателем на обеспечение досрочных пенсий, уплата дополнительных взносов подтверждает право конкретного работника на досрочную пенсию. За ФИО5 работодателем дополнительных страховых взносов не уплачивалось.
Представитель ответчиков - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области ФИО9 с исковыми требованиями согласна.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей ФИО1, ФИО2 (по протоколу судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (по протоколу судебного заседания от 07 сентября 2017 года), ФИО4 (по протоколу судебного заседания 28 февраля – 26 марта 2018 года), исследовав представленные доказательства, суду приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО5 20 февраля 2017 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – Федеральный Закон «О страховых пенсиях»).
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе от 31 марта 2017 года № 31 ФИО5 отказано в установлении страховой пенсии по данному основанию в связи с отсутствием необходимого специального стажа (т. 1 л.д. 8).
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии включены периоды работы:
с 24 октября 2006 года по 20 марта 2008 года – в должности заведующей складом отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФГУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области;
с 21 марта 2008 года по 31 марта 2009 года – в должности заведующей складом отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области.
Специальный стаж работы ФИО5 составил 2 года 5 месяцев 8 дней.
В специальный стаж работы не зачтены следующие периоды:
с 01 апреля 2009 года по 07 апреля 2011 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 08 апреля 2011 года по 04 октября 2013 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 05 октября 2013 года по 16 февраля 2015 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского, хозяйственного и коммунально-бытового обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области»,
с 17 февраля 2015 года по 24 февраля 2017 года - в должности заведующей камерой хранения отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области».
Основанием для отказа включение указанных периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии явилось отсутствие должности «заведующая камерой хранения» в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 85. Кроме того, выполнение ФИО5 в указанный период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии мс п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» не подтверждено сведениями индивидуального персонифицированного учета.
В соответствии с п. 17 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 указанной статьи, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 указанной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 указанной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с пп. "к" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Согласно указанному Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, к числу которых отнесена должность бухгалтера.
В соответствии с Разъяснением Министерства труда РФ от 20 мая 1994 г. N 39 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 № 5, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 29).
Судом установлено, что приказом начальника Учреждения ОК-3/4 УИН по Ивановской области «Об оргштатных изменениях» от 23 мая 2005 года № 154 в штатное расписание Учреждения ОК-3/4 УИН по Ивановской области с 01 июня 2005 года была введена должность кладовщика второго разряда 1 группы комнаты свиданий, содержащаяся за счет доходов от деятельности учреждения (т. 2 л.д. 184).
15 января 2008 года начальником ФГУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области в адрес начальника УФСИН России по Ивановской области направлено ходатайство о введении должности заведующей складом личных вещей осужденных отдела интендантского и хозяйственного обеспечения и сокращении иной должности (т. 2 л.д. 186).
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области «Об организационно-штатных вопросах» от 29 января 2008 года № 40 в штатное расписание ФГУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области введена должность заведующей камерой хранения (т. 2 л.д. 187,188).
Должность кладовщика личных вещей комнаты свиданий сокращена приказом начальника УФСИН России по Ивановской области «Об оргштатных мероприятиях» от 20 мая 2008 года № 192 (т. 2 л.д. 190,191).
ФИО5 переведена на должность «заведующая камерой хранения» ФБУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области с 01 апреля 2009 года приказом № 29 от 31 марта 2009 года (т. 2 л.д. 193).
Из объяснений истца ФИО5, свидетеля ФИО3 (по протоколу судебного заседания от 07 сентября 2017 года, т. 1 л.д. 193) следует, что обеспечение сохранности вещей осужденных, их прием и выдачу ранее осуществляла кладовщик, сокращение должности кладовщика и введение должности заведующей камерой хранения вызвано увеличением объема работы, которую в настоящее время выполняет ФИО5, а также значительным контингентом осужденных, содержащихся в учреждении; кладовщик работала и хранение вещей осужденных осуществлялось в том же помещении, в котором в настоящее время работает ФИО5 в качестве заведующей камерой хранения отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения.
Согласно представленным документам, подразделение, в котором осуществляла деятельность кладовщик, именовалось «склад», что подтверждается Должностной инструкцией кладовщика склада личных вещей осужденных отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФГУ «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Ивановской области», утвержденной начальником ФГУ ИК-4 19 июня 2005 года (т. 2 л.д. 198-201); хранение вещей осужденных на протяжении всего времени (до изменения должности лица, ответственного за хранение вещей осужденных и в настоящее время) осуществляется в одном и том же помещении, что подтверждается копией технического паспорта нежилого помещения – продовольственного склада Лит. Б22 (т. 2 л.д. 12-22).
В соответствии с должностной инструкцией заведующего камерой хранения (в связи с изменением наименования учреждения и наименования отдела, в составе которого утверждена данная должность, должностные инструкции утверждались начальником учреждения 01 апреля 2009 года, 05 октября 2013 года, 01 июля 2015 года (т. 1 л.д. 15-26)), она отвечает за обеспечение сохранности хранящихся личных вещей осужденных, а также имеющихся на складе материальных ценностей, выдачу из камеры хранения личных вещей осужденных и материальных ценностей, хранящихся на складе, организацию их хранения, а также за поддержание установленного порядка и санитарных норм.
Согласно показаниям свидетелей ФИО2, ФИО1 (по протоколу судебного заседания от 12 июля 2017 года), ФИО4 (по протоколу судебного заседания от 28 февраля – 26 марта 2018 года), обязанности ФИО5 в должности заведующей камерой хранения аналогичны обязанностям заведующей складом: она выдает и принимает вещи осужденных, несет материальную ответственность за ценные вещи осужденных, в ее подчинении находятся осужденные.
Судом установлено, что в должностные обязанности ФИО5, как заведующей камерой хранения, входит также выдача вещевого имущества лицам начальствующего и рядового состава ФКУ ИК-4 УФСМН России по Ивановской области, а также заведование складом строительных материалов.
Согласно отзыву представителя ответчика – УФСИН России по Ивановской области, организация хранения вещевого имущества на базах и складах регламентирована приказом ФСИН России № 354 «Об организации хранения вещевого имущества на базах и складах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» (т. 2 л.д. 29-30, 130-177).
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Определением суда от 10 мая 2018 года по делу была назначена экспертиза условий труда, на разрешение которой был поставлен вопрос: «Соответствовали ли характер и условия труда ФИО5 в период с 01 апреля 2009 года по настоящее время во время ее работы в должности заведующей камерой хранения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области требованиям, предъявляемым к профессии «заведующий складом», предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года № 85?». Проведение экспертизы было поручено Комитету Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда от 10 августа 2018 года № 25-18, характер и условия работы ФИО5 в период с 01 апреля 2009 года по настоящее время в должности «заведующей камерой хранения» ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области соответствуют требованиям, предъявляемым к профессии «заведующий складом», предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года № 85 (т. 3 л.д. 92-97).
Суд соглашается с заключением эксперта о том, что представленные в материалы дела должностные инструкции заведующего камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения соответствуют должностным обязанностям для должности заведующей складом, установленным Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37.
Пунктом 8 Методического пособия по вопросам учета материально-бытового обеспечения жизнедеятельности осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденного Минюстом России 09 января 2002 года № 18/54-18, предусмотрено, что личные вещи осужденных должны храниться на складах; именно заведующий складом, принявший на хранение личные вещи осужденных, несет за них полную материальную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Инструкцией по организации учета вещевого имущества и личных вещей осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области, утвержденной начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской област» 27 января 2015 года, установлено, что личные вещи осужденных хранятся на вещевом складе учреждения, материальную ответственность за их сохранность несет заведующий складом, принявший на хранение личные вещи (т. 1 л.д. 187-190). Осуществление приемки личных вещей у осужденных, поступающих в учреждение, а также при изъятии вещей во время проведения обысков, выдачу личных вещей освобождающимся и осужденным, убывающим из учреждения этапом, обеспечение размещения и сохранности вещей, в соответствии с Должностной инструкцией заведующего камерой хранения, возложено на ФИО5 (т. 1 л.д. 15-26).
Основанием для вывода эксперта об исполнении ФИО5 должностных обязанностей, соответствующих требованиям, предъявляемым к профессии «заведующая складом» является также представленные в материалы дела информация о проведении в 2012 - 2016 г.г. инвентаризации на складах учреждения материально-ответственного лица ФИО5 – складе личных вещей и складе строительных материалов (т. 1 л.д. 177-178) и Положением об отделе интендантского, хозяйственного и коммунально-бытового обеспечения ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Ивановской области», в соответствии с которым подразделение, находящееся в ведении ФИО5, именовано складом личных вещей спецконтингента, должность ФИО5 именована «заведующая складом» (т. 1 л.д. 179-186).
Таким образом, суд считает установленным, что занимаемая ФИО5 должность и выполняемые ею должностные обязанности тождественны должности «заведующая складом» и должностным обязанностям, выполняемым по данной должности.
Одновременно суд учитывает, что структура исправительных учреждений, в том числе порядок создания в исправительном учреждении структурных подразделений, регламентирована Приказом ФСИН России № 154 от 17 марта 2008 года «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» (т. 2 л.д. 32-79).
Приложением № 1 «Примерный расчет штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений (объединений), лечебных исправительных учреждений, финансируемой по смете уголовно-исполнительной системы» к названному Приказу должность «заведующая камерой хранения» в отделе (группе) интендантского и хозяйственного обеспечения, а также в отделе (группе) коммунально-бытового обеспечения, не предусмотрена; предусмотрена возможность введения должности заведующего складом (категория «служащий»), при этом предусмотренные в указанных структурных подразделениях должности, могут вводиться в штатное расписание исходя из потребности в пределах утвержденных учреждению лимитов численности персонала и бюджетных ассигнований (т. 2 л.д. 37,38). Возможность введения должности «заведующая камерой хранения», категория «служащий» предусмотрена «Примерным расчетом штатной численности…» в воспитательных колониях - в отделе коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения, одновременно предусмотрена также и возможность введения должности «заведующая складом», категория «служащий», а также в следственных изоляторах (категории «младший начсостав» и «служащий»).
Методическими рекомендациями по разработке штатных расписаний исправительных учреждений, следственных изоляторов, лечебно-профилактических учреждений (больниц) и подразделений, входящих в их состав (Приложение № 11 к выше названному Приказу ФСИН), предусмотрена возможность введения в штатные расписания структурных подразделений, при необходимости, вместо должностей, отнесенных к категории начальствующего состава, аналогичных должностей гражданского персонала. Возможность введения должностей, не указанных в перечнях, «Примерным расчетом штатной численности…» не предусмотрена.
Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области и ФСИН России по Ивановской области, ссылаясь на утверждение штатных расписаний исправительных учреждений Федеральной службой исполнения наказаний России, не представил суду доказательств наличия оснований для введения в штатное расписание ФКУ ИК-4 должности «заведующая камерой хранения», не предусмотренной для исправительных колоний Приложением № 1 к Приказу ФСИН России № 154 от 17 марта 2008 года (т.1 л.д.208-224).
Согласно справке, представленной ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области, ФИО5, заведующая камерой хранения личных вещей осужденных, занятна полный рабочий день на работе с осужденными с 24 октября 2006 года по настоящее время; в ее непосредственном подчинении находятся осужденные грузчики и подсобные рабочие ОКБИ и ХО (т. 1 л.д. 65).
Данное обстоятельство ответчиком – Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе не оспорено.
Суд не может принять во внимание мнение представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе о том, что в лицевом счете застрахованного лица ФИО5 оспариваемые периоды не указаны в качестве периодов, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Федеральный закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ (далее – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»), вступивший в соответствии со статьей 20 данного Закона в законную силу с 1 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, ввёл институт индивидуального (персонифицированного) учёта в целях создания условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате пенсий, срочной пенсионной выплаты, упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий застрахованным лицам. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, в силу статьи 5 закона является Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно статье 9 указанного закона обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленном законодательством порядке сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работающих у работодателя застрахованных лицах, а также по уплате страховых платежей, возложена на работодателя. Отсутствие таких сведений у органа по назначению пенсии не может служить основанием для того, чтобы не включать в специальный стаж периодов работы, учет которых должен быть произведен в соответствии с законодательством.
Одновременно суд учитывает пояснения представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе о том, что в случае предоставления ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области сведений для индивидуального (персонифицированного) учета о включении в специальный стаж работы застрахованного лица ФИО5 спорных периодов работы, данные сведения не были приняты к учету и не включены в лицевой счет застрахованного лица ФИО5, поскольку занимаемая ею должность «заведующая камерой хранения» не включена в соответствующий список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе о том, что по результатам проведения аттестации рабочих мест «заведующая камерой хранения» и «заведующая складом» по условиям труда, а также при проведении специальной оценки условий труда одного из существующих рабочих мест «заведующая складом» установлено, что условия труда свидетельствуют об отсутствии оснований для назначении досрочной пенсии по старости.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 8 ст. 35 Федерального Закона «О страховых пенсиях», положения части 6 статьи 30 данного Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Согласно представленным в материалы дела Карте аттестации рабочего места по условиям труда № 096 заведующего камерой хранения и Карте аттестации рабочего места по условиям труда № 095 заведующий складом (продовольственным), по результатам проведенной в 2012 году аттестации указанных рабочих мест, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса для данных рабочих мест установлена «2» (т. 3 л.д. 110-111,112-113).
Согласно проведенной в ноябре 2017 года специальной оценке условий труда заведующей камерой хранения и заведующей продовольственным складом, итоговый класс (подкласс) условий труда установлен «3.1» (т. 3 л.д. 15-16,17-18); при проведении в феврале 2016 года специальной оценки условий труда заведующей складом – овощехранилищем итоговый класс (подкласс) условий труда установлен «2» (т. 3 л.д. 19-20).
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда проводится для идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
То есть при проведении специальной оценки условий труда выявляется наличие вредных или опасных условий труда. Специальная оценка условий труда проводится экспертом на основании Приказа Минтруда России от 24 января 2014 года № ЗЗн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Работникам учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пенсия, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85, назначается в связи с особыми условиями труда. Выше названным Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № ЗЗн исследование фактора занятости работника на работах с осужденными не предусмотрено.
Согласно информации, представленной по запросу суда обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Иваново», проводившим в 2012 аттестацию рабочих мест по условиям труда, в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития России и Минтруда России, в Картах условий труда учитывались только Списки № 1 и № 2 (постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10), в которых в самом названии указано на работы с вредными и опасными условиями труда; по указанной причине в картах аттестации рабочих мест, а также в карте специальной оценки условий труда заведующей складом – овощехранилищем указано на отсутствие права на досрочное назначение пенсии (т. 3 л.д. 25-29).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в спорные периоды, с 01 апреля 2009 года по настоящее время ФИО5 работает на должности, тождественной должности «заведующая складом» учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы; по состоянию на 24 февраля 2017 года имела занятость на работах с осужденными более 10 лет, страховой стаж не менее 20 лет, достигла установленного возраста 50 лет, и, следовательно, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе – 20 февраля 2017 года – приобрела право на страховую пенсию по старости в порядке, установленном п. 17 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
Суд считает, что на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области следует возложить обязанность принять к зачету в специальный стаж, дающий право на назначение ФИО5 досрочной страховой пенсии по старости в порядке, предусмотренном п. 17 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», периоды работы должности заведующей камерой хранения с 01 апреля 2009 года по 24 февраля 2017 года – то есть периоды работы, по которым Управлением Пенсионного фонда РФ в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области принято решение об отказе зачесть их в специальный стаж работы.
С заявлением о включении в специальный стаж работы периода работы с 25 февраля 2017 года по настоящее время в должности заведующей камерой хранения отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области ФИО5 в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области не обращалась, решения об отказе зачесть указанный период работы в специальный стаж территориальным органом Пенсионного фонда РФ не выносилась, в связи с чем у суда отсутствуют основания считать, что нарушено право ФИО5 зачесть указанный период работы в специальный стаж для назначения пенсии. На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика – Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области обязанности принять к зачету в специальный стаж, дающий право на назначение ФИО5 досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 25 февраля 2017 года по настоящее время следует отказать.
Надлежащим ответчиком по данному делу суд признает Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области. Оспариваемых ФИО5 действий, о понуждении к которым ею заявлены исковые требования, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области не совершали.
Суд также признает не подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области морального вреда в размере 10000 рублей по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Истцом ФИО5 не приведено доказательств причинения ей физических или нравственных страданий; Федеральный Закон «О страховых пенсиях», а также иные нормативные акты, устанавливающие порядок назначения и выплаты пенсий гражданам не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на получение пенсионного обеспечения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования ФИО5 удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области назначить ФИО5 досрочную страховую пенсию по старости в порядке, предусмотренном п. 17 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на получение данной пенсии, приняв к зачету в специальный стаж периоды работы ФИО5:
с 01 апреля 2009 года по 07 апреля 2011 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 08 апреля 2011 года по 04 октября 2013 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 05 октября 2013 года по 16 февраля 2015 года - в должности заведующей камерой хранения отдела интендантского, хозяйственного и коммунально-бытового обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
с 17 февраля 2015 года по 24 февраля 2017 года - в должности заведующей камерой хранения отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области.
В удовлетворении исковых требований:
о принятии к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в порядке, предусмотренном п. 17 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» периода работы с 25 февраля 2017 года по настоящее время в должности заведующей камерой хранения отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области,
о взыскании компенсации морального вреда - о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю.Никитина
Мотивированное решение составлено 26 сентября 2018 года.