Октябрьский районный суд г. Новороссийска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Новороссийска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-333/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2012г. г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Схудобеновой М.А.,
с участием ст. помощника прокурора г. Новороссийска Воробьевой О.А.,
при секретаре Щербаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города г. Новороссийска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Новороссийск о признании недействующими пункта со всеми подпунктами Постановления муниципального образования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск»
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Новороссийска обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования г. Новороссийск об оспаривании нормативного правового акта.
В обоснование заявления указано, что Постановлением администрации муниципального образования г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильными городским и электрическим транспортом в МО г.Новороссийск. Данное постановление считает незаконным, поскольку оно принято с превышением полномочий, тарифы не являются экономически обоснованными.
Просит признать оспариваемое постановление противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия.
В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор г. Новороссийска уточнил заявление, просит суд признать недействующими пункт со всеми подпунктами Постановления муниципального образования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск», указав в обоснование согласно информации, представленной региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, установление минимальных тарифов на перевозки произведено администрацией г.Новороссийск при отсутствии их экономической обоснованности; обследование пассажирооборота муниципального образования в порядке, установленном Распоряжением главы администрации Краснодарского края «О совершенствовании тарифной политики пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае» (от ДД.ММ.ГГГГ №-р) органами местного самоуправления г.Новороссийск надлежащим образом не производилось; обследование пассажиропотока произведено администрацией города неполно, в связи с чем расчет экономически обоснованного тарифа произведен неверно; расчет тарифа на проезд пассажиров автобусами средней и большой вместимости, а также двойного тарифа за перевозку пассажиров в ночное время отсутствует.
Таким образом, установленные пунктом Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) тарифы не являются надлежащим образом экономически обоснованными.
Статьей Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» в редакции Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» (вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления в Краснодарском крае отнесено установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования для муниципальных предприятий.
Таким образом, органы местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ обладают полномочиями по установлению тарифов на перевозку пассажиров только для муниципальных предприятий.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в данный перечень, помимо прочего, входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с п. Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае (приложение № к Постановлению главы администрации Краснодарского края «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае» утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №) предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в том числе маршрутными таксомоторами) в муниципальном городском, муниципальном пригородном сообщениях (кроме железнодорожного транспорта) устанавливаются решением органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Краснодарского края одновременно для всех видов перевозок общественным транспортом городского и пригородного сообщения муниципального образования с учетом необходимой прибыли в пределах рентабельности не более процентов.
Предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск установлены Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно п. 1, п. 2 указанного Приказа РЭК предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом для организаций и индивидуальных предпринимателей (список прилагается) в муниципальном образовании город Новороссийск установлены в следующих размерах:
в автобусах малой, средней и большой вместимости - 10 рублей. 2) в автобусах особо малой вместимости (с количеством посадочных мест до 18), работающих на маршрутах:
протяженностью одного оборотного рейса до 15 км - 8 рублей; протяженностью одного оборотного рейса от 15 км до 30 км - 11 рублей; протяженностью одного оборотного рейса свыше 30 км - 13 рублей. в пригородном сообщении 1,40 руб. за 1 пассажирокилометр. В нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства, пунктом постановления администрации г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск, которые отличаются от тарифов, установленных вышеуказанным приказом РЭК (кроме электрического транспорта) в сторону увеличения.
Кроме того, пунктом 1 Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г. Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) установлены только предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск.
Предельные максимальные тарифы на перевозку и пассажиров автомобильным транспортом, а также порядок определения размера тарифа для конкретного перевозчика данным Постановлением не определены. Указанные обстоятельства могут явиться причиной необоснованного произвольного установления перевозчиками тарифа, максимальный размер которого не ограничен.
Установление для правоприменителей необоснованно широких пределов усмотрения, а в данном случае отсутствие ограничения верхнего предела тарифа на перевозку автомобильным транспортом, является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «» п. Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города был принесен протест на указанное постановление администрации г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ №, который был дополнен письмом от ДД.ММ.ГГГГ На указанный протест в прокуратуру города неоднократно поступали ответы о том, что администрацией города принимаются меры для установления Департаментом цен и тарифов Краснодарского края тарифов, рассчитанных и установленных администрацией города.
Согласно сведений, поступивших в прокурату г. Новороссийска от Департамента цен и тарифов Краснодарского края, ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило обращение первого заместителя главы администрации г.Новороссийска об установлении тарифов на пассажирские перевозки. По результатам рассмотрения данного обращения департаментом администрацию г. Новороссийска было направлено письмо - извещение от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывалось на необходимость предоставления дополнительных документов по каждому маршруту и перевозчику. Больше из администрации города никакой информации в Департамент не направлялось до настоящего времени.
Таким образом, фактически администрацией города не предпринимается никаких реальных мер к отмене оспариваемого постановления, неправомерно установленные администрацией города тарифы на пассажирские перевозки в г.Новороссийске продолжают действовать.
Результатом действия данного постановления администрации города является применение на всей территории муниципального образования необоснованно завышенных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами городского автомобильного пассажирского транспорта.
Постановление администрации г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск» является нормативным правовым актом, опубликовано в газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в полномочия прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в судили арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Органы прокуратуры в силу ст.45 ГПК РФ вправе выступать истцом в защиту интересов государства, а также неопределенного круга лиц.
Просит суд признать пункт (со всеми подпунктами) Постановления администрации г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальной образовании г.Новороссийск» противоречащим действующему законодательству и недействующим.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новороссийска Воробьева О.А. на удовлетворении заявления настаивала, по основаниям в нем изложенным, пояснив, что и на момент рассмотрения заявления администрация г. Новороссийска не предоставила в РЭК документы, для установления тарифов на перевозку пассажиров, согласно извещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель администрации МО г. Новороссийска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом судебной повесткой, об уважительных причинах неявки суд не известил, а потому суд признал его неявку неуважительной и в силу ч.2 ст. 252 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав доводы ст. помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находитзаявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», Постановлением Главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, п.5 ст. 7 и п.6 ст. 37 Устава муниципального образования город-герой Новороссийск, постановлением администрации МО г. Новороссийск № от ДД.ММ.ГГГГ установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск.
Постановление опубликовано в газете «Новороссийские вести» ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из ст. 9 Закона КК №-КЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции:… устанавливают тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения.
Законом КК № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае», в ст. указанного Закона внесены изменения, а именно, в компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае оставлено установление тарифов для муниципальных предприятий на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения.
В силу ст. 2 Закона КК № от ДД.ММ.ГГГГ, вступил он в законную силусо дня его официального опубликования, а именно с ДД.ММ.ГГГГ (дата публикации в газете Кубанские новости)
Следовательно, на момент принятия оспариваемого постановления, администрация МО г. Новороссийска обладала полномочиями по установлению тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в целом, а не только муниципальных предприятий.
Таким образом, обжалуемое в части Постановление принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции и опубликовано.
Согласно информации, представленной региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, установление минимальных тарифов на перевозки произведено администрацией г.Новороссийск при отсутствии их экономической обоснованности; обследование пассажирооборота муниципального образования в порядке, установленном Распоряжением главы администрации Краснодарского края «О совершенствовании тарифной политики пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае» (от ДД.ММ.ГГГГ №) органами местного самоуправления г.Новороссийск надлежащим образом не производилось; обследование пассажиропотока произведено администрацией города неполно, в связи с чем расчет экономически обоснованного тарифа произведен неверно; расчет тарифа на проезд пассажиров автобусами средней и большой вместимости, а также двойного тарифа за перевозку пассажиров в ночное время отсутствует. (л.д.)
Таким образом, установленные пунктом Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) тарифы не являются надлежащим образом экономически обоснованными.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в данный перечень, помимо прочего, входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с п. Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае (приложение № к Постановлению главы администрации Краснодарского края «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае» утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №) предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в том числе маршрутными таксомоторами) в муниципальном городском, муниципальном пригородном сообщениях (кроме железнодорожного транспорта) устанавливаются решением органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Краснодарского края одновременно для всех видов перевозок общественным транспортом городского и пригородного сообщения муниципального образования с учетом необходимой прибыли в пределах рентабельности не более процентов.
Предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск установлены Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно п. 1, п. 2 указанного Приказа РЭК предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественнымавтомобильным транспортомдля организаций и индивидуальных предпринимателей в муниципальном образовании город Новороссийск установлены в следующих размерах:
в автобусах малой, средней и большой вместимости - 10 рублей. 2) в автобусах особо малой вместимости (с количеством посадочных мест до 18), работающих на маршрутах:
протяженностью одного оборотного рейса до 15 км - 8 рублей; протяженностью одного оборотного рейса от 15 км до 30 км - 11 рублей; протяженностью одного оборотного рейса свыше 30 км - 13 рублей. в пригородном сообщении 1,40 руб. за 1 пассажирокилометр. В нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства, пунктом постановления администрации г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск, которые отличаются от тарифов, установленных вышеуказанным приказом РЭК (кроме электрического транспорта) в сторону увеличения.
Кроме того, пунктом 1 Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г. Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) установлены только предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск.
Предельные максимальные тарифы на перевозку и пассажиров автомобильным транспортом, а также порядок определения размера тарифа для конкретного перевозчика данным Постановлением не определены. Указанные обстоятельства могут явиться причиной необоснованного произвольного установления перевозчиками тарифа, максимальный размер которого не ограничен.
Установление для правоприменителей необоснованно широких пределов усмотрения, а в данном случае отсутствие ограничения верхнего предела тарифа на перевозку автомобильным транспортом, является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «» п. Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из информации, поступивший в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ от Департамента цен и тарифов Краснодарского края, ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило обращение первого заместителя главы администрации г.Новороссийска об установлении тарифов на пассажирские перевозки. По результатам рассмотрения данного обращения департаментом администрацию г. Новороссийска было направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ №. Установление экономического обоснованного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г. Новороссийске находится в стадии рассмотрения.
Администрация МО г. Новороссийска не предоставила суду сведений о направлении требуемой информации в Департамент до настоящего времени.
Таким образом, фактически администрацией города не предпринимается никаких реальных мер к отмене оспариваемого постановления, а неправомерно установленные администрацией города тарифы на пассажирские перевозки в г.Новороссийске продолжают действовать.
Результатом действия данного постановления администрации города является применение на всей территории муниципального образования необоснованно завышенных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами городского автомобильного пассажирского транспорта.
В связи с изложенным, установление предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск, является незаконным, а потому суд считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
Гражданский процессуальныйкодекс Российской Федерации не содержит предписаний о том, в каких случаях нормативный правовой акт должен признаваться недействующим со дня его принятия, а в каких - с иного указанного судом времени.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
До вынесения судебного решения оспариваемые положения Постановления применялись в муниципальном образовании г. Новороссийска, порождая правовые последствия для граждан и перевозчиков, вследствие чего суд считает, что оспариваемые положения Постановления подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что будет согласовано и с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, ДД.ММ.ГГГГ N №, ДД.ММ.ГГГГ N №.
В связи с удовлетворением требований, администрация муниципального образования город-герой Новороссийск обязана, после вступления решения в законную силу, опубликовать в печатном издании - газете «Новороссийские вести» решение суда или сообщение о решении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора г. Новороссийска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными (недействующими) с момента вступления решения суда в законную силу пункт со всеми подпунктами Постановления муниципального образования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск».
Обязать администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск, после вступления решения в законную силу, опубликовать в печатном издании - газете «Новороссийские вести» настоящее решение суда или сообщение о решении об отмене п. со всеми подпунктами постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 1 месяца.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ