ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333 от 13.04.2016 Райчихинского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-333

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2016 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретаре Матвеевой И.А.,

а также с участием в качестве истца Амурского межрайонного природоохранного прокурора - помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области на основании доверенностиПорваткина А.Н.,

представителя ответчика ООО «КоммерсантЪ» на основании прав по должности М.С.В.,

представителя 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области на основании доверенностиБ.Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Райчихинска Амурской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обращению с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Райчихинска Амурской области, обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к ООО «КоммерсантЪ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обращению с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, указав в его обоснование, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой наосновании поступившего обращения Г.Г.П. проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» законодательства об отходах производства и потребления при захоронении отходов на полигоне твердых бытовых отходов города Райчихинска Амурской области, в ходе которой установлено, что между Комитетом по управлению имуществом города Райчихинска Амурской области (арендодатель) и ООО «КоммерсантЪ» (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель
предоставляет, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для полигона твердых бытовых отходов. Срок действия договора: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с характером осуществляемой ООО «КоммерсантЪ» деятельности это юридическое лицо на основании приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ включено в перечень организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.В соответствии с Приложением к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ-пр/уутверждены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифов на услуги по утилизации) для потребителей ООО «КоммерсантЪ» (г. Райчихинск) на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ.

Установлено, что в нарушение требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» ООО «КоммерсантЪ» осуществляет размещение отходов на объекте размещения отходов - полигоне твердых бытовых отходов города Райчихинска Амурской области, который исключен Росприроднадзором из Государственного реестра объектов размещения отходов, соответственно, деятельность по захоронению отходов на этом объекте размещения отходов, незаконна.Процедура включения объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов, предусмотренная в разделе III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года № 792, предполагает поступление в территориальный орган Росприроднадзора от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов. В свою очередь инвентаризация объектов размещения отходов, как указано в п. 6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 года № 49, завершается составлением характеристики объекта размещения отходов, оформляемой в двух экземплярах согласно приложению к данным Правилам. В частности, в п. 16 этой характеристики отражению подлежит информация о лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из общих требований к обращению с отходами названо лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (ч. 1 ст. 9).Вместе с тем, ООО «КоммерсантЪ» не имеет лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами. Как следствие, полигон ТБО города Райчихинска Амурской области не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.В отношении ООО «КоммерсантЪ» Министерством природных ресурсов Амурской области ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что это юридическое лицо осуществляет деятельность по захоронению твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в г. Райчихинске Амурской области.Организациями, которые осуществляют транспортирование коммунальных отходов на полигон твердых бытовых отходов ООО «КоммерсантЪ» для их утилизации (захоронения), помимо прочего, являются ООО «Управляющая компания «Ваш дом» (осуществляет управление <....> многоквартирными домами, расположенными на территории г. Райчихинска Амурской области), а также Муниципальное бюджетное учреждение «Единаяслужба по содержанию дорог и благоустройству города Райчихинска». Согласно договорам, заключенным с этими организациями, ООО «КоммерсантЪ» оказывает услуги по утилизации (захоронению) только твердых бытовых отходов V класса опасности. Вместе с тем, подтверждающая документация на данный вид отходов, в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», отсутствует.

Как определено в п. 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 года № 511, в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом, отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Не смотря на принятие Приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»,Приказ от 15.06.2001 года № 511 не утратил силу, в том числе по вопросу отнесения отходов V класса опасности к отходам IV класса опасности, в случае отсутствия подтверждения V класса опасности.

Проверяющим органом установлено, что организациями, с которыми у ООО «КоммерсантЪ» заключены договоры на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляют ежедневный сбор, транспортировку бытовых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.К таким отходам относятся отходы IV класса опасности: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445, 7 31 110 01 72 4).В нарушение требований ст. 9 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» ООО «КоммерсантЪ» осуществляет деятельность по обезвреживанию, утилизации и размещению (захоронению) отходов IV класса опасности без специального разрешения.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062. Согласно п. 2 этого Положения, лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление в порядке, предусмотренном пунктами 5 и 6 Положения.

Установлено, что Министерством природных ресурсов Амурской области в связи с допущенными ООО «КоммерсантЪ» нарушениями законодательства об отходах производства и потребления ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание, согласно которому организации необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Данное предписание не исполнено, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ООО «КоммерсантЪ» выдано новое предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.Как показала проверка, ООО «КоммерсантЪ» допускается незаконное бездействие, связанное с необходимостью устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Так, согласно информации Управления Росприроднадзора по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «КоммерсантЪ» не обращалось с заявлением о предоставлении лицензии на право осуществления деятельности в области обращения с отходами и такая лицензия юридическому лицу не предоставлялась.

Целью лицензирования отдельных видов деятельности является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Достижению этой цели способствует соблюдение лицензионных требований, которыми согласно ст. 3 этого закона являются совокупность требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации. Применительно к деятельности, связанной с обращением с отходами, лицензионные требования определены в п. 3 Положения. К таковым, в частности, относятся соответствие зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, установленным требованиям; наличие у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности; проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления.Таким образом, лицензирование деятельности в области обращения с отходами напрямую влияет на соблюдение права неопределенного круга лиц -жителей города Райчихинска Амурской области на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Компонентами природной среды, как указано в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», являются земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. На указанные объекты оказывается негативное воздействие вследствие нарушений законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов на полигоне ТБО.

Представленная управлением Росприроднадзора по Амурской области информация от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о злостном невыполнении ООО «КоммерсантЪ» обязанности по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, что требует принятия мер прокурорского реагирования.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывает о том, что в связи с тем, что категория «жители населенного пункта», учитывая конституционное право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ), является изменяющейся величиной, которую нельзя индивидуализировать, то в данном случае имеется право на обращение в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц в рамках предоставленных полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) по обращениюв Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», незаконным.Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) обязанность обратиться в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом заявленные исковые требования уточнены, просил суд признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) по необращению в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии длявыполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», незаконным, возложить на Общество с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) обязанность обратиться в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о чем представлено письменное заявление (л.д. 107, 110-111).

Помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткин А.Н., действующий на основании доверенности в качестве истца - Амурского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнений, просил суд признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации вкачестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) по необращению в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», незаконным, возложить на Общество с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) обязанность обратиться в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, впорядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Не возражал против признания иска ответчиком и принятия его судом. Последствия признания ответчиком иска и принятия его судом ему разъяснены и понятны, о чем суду представлено письменное заявление (л.д. 142).

Представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Амурской областив судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по делу либо рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном письменном отзыве указал о том, что размещение отходов вне территории объекта размещения отходов является грубым нарушением положений Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Ссылаясь на п. 6 ст. 12 Закона РФ № 89-ФЗ, Приказы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднодзора ) от 01.08.2014 года № 479, от 25.09.2014 года № 592, от 18.02.2015 года № 133, от 02.06.2016 года № 450, от 18.12.2015 года № 1028 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», указывает о том, что установлен перечень объектов размещения отходов на территории Амурской области, на которых разрешено размещение отходов. В настоящее время на территории Амурской области включены в ГРОРО следующие объекты размещения отходов: 1) Полигон ТБО ООО «Маломырский рудник», 2) Полигон ТБО ООО «Автосити», 3) свалка размещения отходов ООО «Жилищный эксплуатационный участок», 4) полигон захоронения твердых коммунальных отходов ООО «Спецавтохозяйство», 5) Полигон отходов производства и потребления (ТБО, промышленных и строительных отходов) ООО «Полигон», 6) Отвал вскрышных пород, отвал отходов (хвостов) сухой магнитной сепарации железных руд, хвостохранилище отходов (хвостов) мокрой магнитной сепарации железных руд ООО «Олекминский рудник». В указанном перечне отсутствует объект размещения отходов ООО «КоммерсантЪ». Таким образом, размещение отходов без лицензии и на объектах, не внесенных в ГРОРО действующим законодательством в области обращения с отходами запрещено. Исковые требования Амурского природоохранного прокурора считает законными и обоснованными (л.д. 85-88).

Представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав о том, что уточненные исковые требования Амурского природоохранного прокурора поддерживает (л.д. 134-135).

Представителя ответчика ООО «КоммерсантЪ» М.С.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с заявленными Амурским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Райчихинска Амурской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» исковыми требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обращению с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов признал полностью, просил суд принять признание им иска, последствия признания иска и принятия его судом ему разъяснены и понятны, о чем суду представлено соответствующее заявление (л.д. 143).

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Райчихинска Амурской областив судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по делу либо рассмотрении дела в свое отсутствие. Письменного отзыва на исковое заявление не представил.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области на основании доверенности Б.Н.Е.в судебном заседании заявленные Амурским природоохранным прокурором исковые требования поддержала, суду пояснила, что между Комитетом по управлению города Райчихинска Амурской области (комитет) и Обществом с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (арендатор) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка.Предметом указанного договора является земельный участок площадью <....> кв. м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием: для полигона ТБО.В пользование арендатору передан земельный участок для размещения полигона ТБО.В соответствии с условиями указанного договора аренды земельного участка, арендатор обязан за счет собственных средств осуществить строительство полигона ТБО, а также согласовывает деятельность с уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе осуществляет эксплуатацию полигона в соответствии с нормами и правилами в указанной области (п.п. 4.4.13. - 4.4.18.8). На арендатора (ООО «КоммерсантЪ») возложена обязанность по эксплуатации полигона ТБО, на арендуемом земельном участке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.Для более полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела по существу считаем необходимым привлечение, в качестве третьего лица, гражданки Г.Г.П., с целью выяснения всех обстоятельств.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным дело рассмотреть при указанной явке участников судебного процесса.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Закона Амурской области «О наделении муниципального образования города Райчихинск статусом городского округа и об установлении его границ» № 446-ОЗ от 11 марта 2005 года, муниципальное образование город Райчихинск наделено статусом городского округа.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (ч. 1-2 ст. 51Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года).

Согласно ч. 1-2 ст. 69 данного нормативно-правового акта, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к одним из вопросов местного значения городского поселения относятся:организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 1 Федеральногозакона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 3 указанного нормативно-правового акта, одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами данным нормативно-правовым актом отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3 ст. 8 Федеральногозакона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»).

В силу положений ч. 2, 5-7 ст. 12 Федеральногозакона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании п. 1-3, 16-17, 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 792, порядок ведения государственного кадастра отходов устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Частью 4 указанной нормы права предусмотрены особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: 1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; 2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; 3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"); 4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; 5) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 указанного нормативно-правового акта, в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (ч. 1 ст. 13 данного нормативно-правового акта).

Частью 2, 3 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года, решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.

На основании ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом принимается признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом города Райчихинска Амурской области (арендодатель) и ООО «КоммерсантЪ» (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок
с кадастровым номером из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для полигона твердых бытовых отходов. Срок действия договора: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с характером деятельностиООО «КоммерсантЪ», на основании приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, данное юридическое лицо включено в перечень организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В нарушение требований Федерального законодательства «Об отходах производства и потребления» ООО «КоммерсантЪ» осуществляет размещение отходов на полигоне твердых бытовых отходов города Райчихинска Амурской области, который исключен Росприроднадзором из Государственного реестра объектов размещения отходов.

ООО «КоммерсантЪ» не имеет лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами, полигон ТБО города Райчихинска Амурской области не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов, осуществляя деятельность по захоронению твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в г. Райчихинске Амурской области.

Организациями, осуществляющими транспортирование коммунальных отходов на полигон твердых бытовых отходов ООО «КоммерсантЪ» для их утилизации (захоронения), являются ООО «Управляющая компания «Ваш дом» а также Муниципальное бюджетное учреждение «Единаяслужба по содержанию дорог и благоустройству города Райчихинска». Согласно договорам, заключенным с указанными организациями, ООО «КоммерсантЪ» оказывает услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов V класса опасности.

Организациями, с которыми у ООО «КоммерсантЪ» заключены договоры на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляют ежедневный сбор, транспортировку бытовых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. В нарушение требований ст. 9 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» ответчик ООО «КоммерсантЪ» осуществляет деятельность по обезвреживанию, утилизации и размещению (захоронению) отходов IV класса опасности без специального разрешения.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062. Согласно п. 2 этого Положения, лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).Для получения лицензии соискатель лицензии должен направить или представить в лицензирующий орган заявление в порядке, предусмотренном пунктами 5 и 6 Положения.

Установлено, что Министерством природных ресурсов Амурской области в связи с допущенными ООО «КоммерсантЪ» нарушениями законодательства об отходах производства и потребления ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание, согласно которому организации необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Данное предписание не было исполнено, в связи с чем выдано новое предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Проведенной проверкой установлено, что ответчик допускается незаконное бездействие, связанное с невыполнением требований действующего законодательства в области обезвреживания, размещения и иных действий с отходами производства и потребления.

С учетом изложенного, признания ответчика иска в полном объеме, принятия его судом, а также с учетом действующего законодательства Российской Федерации, по мнению суда, заявленные Амурским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Райчихинска Амурской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» исковые требования о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обращению с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов подлежат удовлетворению полностью.

В связи с изложенным, бездействие Общества с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) по необращению в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», следует признать незаконным, возложив на Общество с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) обязанность обратиться в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в суд, на основании вышеуказанной нормы права, а также п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом признания иска, с ответчика ООО «КоммерсантЪ» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере <....> рублей <....> копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

удовлетворить исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Райчихинска Амурской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обращению с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходовполностью.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) по необращению в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «КоммерсантЪ» (адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ) обратиться в Управление Росприроднадзора по Амурской области с заявлением в целях получения лицензии для выполнения работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «КоммерсантЪ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <....> рублей <....> копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья: Н.В. Шорохова