ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3330/2016 от 14.09.2016 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-3330/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 14 сентября 2016 года

Советский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре Мухатовой Ю.О.,

с участием представителя истцов Кашигиной Э.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шубенкова <данные изъяты>, Шубенковой <данные изъяты> к ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру о признании права собственности жилого помещения в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Шубенков В.Г., Шубенкова З.Д. обратились в суд с исковыми требованиями ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру о признании права собственности жилого помещения в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указав, что Шубенков В.Г., является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> по договору социального найма жилого помещения от 13 марта 2013 года .

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем (на праве оперативного управления) квартиры, расположенной по адресу <адрес><адрес><адрес> является ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Истцом в адрес Руководителя ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России было направлено заявление о заключении с ним договора о передаче занимаемого им на законных основаниях жилого помещения в собственность. ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» сообщили истцу, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

В связи с этим просит суд признать за Шубенковым В.Г. и Шубенковой З.Д. право собственности по 1/2 доли за каждым на <адрес>

Истцы Шубенков В.Г., Шубенкова З.Д. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах не явки суд не уведомили, об отложении слушания по делу не просили.

Представитель истцов Кашигина Э.А. в судебном заседании исковые требования истцов поддержала и просила суд их удовлетворить, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении слушания по делу не просил, возражений по существу иска не представил.

Представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, предоставил суду возражения на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании ст.7 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом, нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В судебном заседании установлено, что Шубенков В.Г. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 13 марта 2013 года (л.д. 8-10).

Совместно с нанимателем в жилое помещение была вселена супруга Шубенкова З.Д., сын Шубенков Р.В.

В июне 2016 года истец обратился к ответчикам с заявлением о приватизации выделенного ему жилого помещения.

Согласно ответу на обращение нс от 14.07.2016 г. в удовлетворении заявления Шубенкову В.Г. было отказано и рекомендовано решить данный вопрос в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 18).

Согласно согласию на приватизацию жилого помещения серии <адрес>9 от 20.04.2016г. Шубенков Р.В. дал свое согласие на приватизацию квартиры, находящийся по адресу <адрес> ул. <адрес><адрес> отказался от принадлежащего ему праву на приватизацию указанной квартиры. Данное согласие удостоверено нотариусом <адрес>ФИО5 (л.д. 17)

Исходя из положений действующего Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» приватизировать можно те жилые помещения, которые реально находятся во владении и пользовании граждан по договору социального найма.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8, гражданам, исходя из преамбулы и ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об обороне» (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации составляют федеральное государственное имущество, находящееся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также федеральное государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком есть ограниченные вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества. При возникновении ограниченного вещного права весь объем вещных правомочий, в том числе правомочие распоряжения, в отношении данного имущества определенным образом распределяется между собственником имущества (Российской Федерацией) и обладателем вещного права (подведомственной Министерству обороны Российской Федерации организацией) в соответствии с законодательно закрепленной вещно-правовой конструкцией (правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления, правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком).

Правомочия собственника федерального имущества, находящегося у подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны Российской Федерации. Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».

В подпункте 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в редакции от 27 июня 2007 г.) указано, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Пунктом «а» части 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника-подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Шубенков В.Г. а также его супруга Шубенкова З.Д. ранее не участвовали в приватизации жилья, суд приходит к выводу о том, что требования о признании права собственности на квартиру основаны на законе, нашли свое доказательственное подтверждение и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шубенкова <данные изъяты>, Шубенковой <данные изъяты> к ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру о признании права собственности жилого помещения в порядке приватизации, – удовлетворить.

Признать за Шубенковым <данные изъяты>, Шубенковой <данные изъяты> право собственности на <адрес> по 1/2 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Волгограда.

Судья Т.В. Макарова