ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3331/15-2021 от 07.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2-3331/15-2021

46RS0030-01-2021-004402-44

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курск 07 июля 2021 года

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

Председательствующего судьи - Великих А.А.,

с участием истца – ФИО1,

при помощнике - ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с иском к ИП ФИО3 о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя. В обоснование заявленного иска указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи товара дистанционным способом путем использования социальной сети Instagram (аккаунт интернет-магазина кроссовок «luxsneakers.ru»), по условиям которого продавец обязался предоставить истцу кроссовки женские стоимостью 2500 руб., размер 24,5 см, и кроссовки «Топчик» стоимостью 2500 руб., размер 25,5 см, общей стоимостью 5800 руб. с учетом стоимости доставки и комиссии за перевод денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ истцом была получена посылка и произведена оплата наложенным платежом в указанном размере. Установив, что товар не соответствует моделям и характеристикам, заявленным в договоре купли-продажи, истцом ДД.ММ.ГГГГ в день получения посылки путем отправки сообщения в социальной сети Instagram проинформирован продавец о доставке товара, не соответствующего условиям договора. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ продавец сообщил о том, что ДД.ММ.ГГГГ будут высланы бесплатно новые кроссовки (надлежащий заказ), после получения которых истец должен был вернуть ранее полученную посылку ненадлежащего заказа. Впоследствии, когда истец стала предпринимать попытки и выяснять данные нового почтового отправления, однако выяснилось, что сообщения остаются без ответа, а аккаунт интернет-магазина кроссовок «luxsneakers.ru» из сети Instagram был удален, ФИО1 обратилась к продавцу с требованием о возврате денежных средств в размере 5800 руб.. Денежные средства были возвращены ответчиком в размере 5800 руб., истец также понес дополнительные расходы в размере 702,94 руб., связанные с обратной пересылкой ненадлежащего заказа, которые также были возвращены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», полагает, что ей действиями ответчика, связанными с неуважительным, халатным и безинициативным общением с ней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отсутствием информации, позволяющей идентифицировать продавца товара; постоянным нервным напряжением в связи с отсутствием информации о продавце и об условиях возврата денежных средств, а также удалением аккаунта продавца в сети Instagram; уклонением ответчика от предоставления сведений о документах, на основании которых осуществляется деятельность, уклонении от своевременного решения претензии, уклонении от своевременной выплаты расходов, понесенных истцом в связи с пересылкой ненадлежащего заказа; неоднократным пребыванием по вине ответчика на почте; испорченным настроением от ожидания приобретения товара к праздникам 23 февраля и 8 марта как запланированного подарка, ей причинен моральный вред, выразившийся в испытывании нравственных страданий, которые она оценивает в 5000 руб. и просит взыскать его в свою пользу с ответчика.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по вышеизложенным основаниям и в соответствии с представленными доказательствами.

Ответчик ИП ФИО3 в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с положениями гл. 10 ГПК РФ. Учитывая согласие истца, суд в соответствии со ст. ст. 233-235 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства по имеющимся материалам.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подп. 1).

В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с положениями п.п. 1, 3 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Кроме того, ст. 492 ГК РФ устанавливает, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. (п. 3)

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Согласно п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Аналогичная норма предусмотрена п. 1 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей».

В силу п. 2 ст. 26.1 указанного Закона продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Согласно п. 5 указанной статьи Закона «О защите прав потребителей» последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и интернет-магазином «luxsneakers.ru» ИП ФИО3 был заключен договор купли-продажи товара дистанционным способом, по условиям которого продавец обязался предоставить истцу по выбранным образцам кроссовки женские стоимостью 2500 руб., размер 24,5 см, и кроссовки «Топчик» стоимостью 2500 руб., размер 25,5 см, общей стоимостью 5800 руб. с учетом стоимости доставки и комиссии за перевод денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была получена посылка и произведена оплата в указанном размере приобретенного товара почтовым переводом наложенным платежом в адрес ООО «Помощь интернет-магазинам», о чем свидетельствует квитанция «» от ДД.ММ.ГГГГ.

При приемке товара, установив, что товар не соответствует моделям и характеристикам, представленных образцов, в соответствии с которыми был заключен договор купли-продажи, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в день получения товара, в срок, установленный п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», заявила продавцу путем отправки сообщения в социальной сети Instagram о несоответствии товара условиям договора. По результатам переписки между покупателем и представителем продавца выяснилось, что выбранный ФИО1 товар ей не может быть доставлен ввиду его отсутствия, в связи с чем истец, уведомив представителя продавца, возвратила товар ДД.ММ.ГГГГ, отправив его по почте, о чем ФИО1 направила продавцу копию квитанции об отправке РПО ». Указанное почтовое отправление было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день принят почтовый перевод, который был выплачен истцу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 23 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 потребовала от продавца возврата затраченных ею денежных средств на возврат товара в размере 702,94 руб. путем направления претензии ДД.ММ.ГГГГ. Указанные денежные средства были возмещены ФИО1 добровольно продавцом в день направления претензии путем перечисления денежных средств на карту истца. Данное обстоятельство признано в ходе судебного разбирательства ФИО1, о чем свидетельствует содержание ее искового заявления и пояснения непосредственно в судебном заседании.

Таким образом, установлено, что договор купли-продажи, заключенный между сторонами, продавцом был исполнен ненадлежащим образом в связи с предоставлением товара, не соответствующего условиям договора, в связи с чем потребитель услуги отказался от исполнения договора, ненадлежащий товар возвращен продавцу, денежные средства, уплаченные покупателем за товар, и расходы, связанные с возвратом товара, возвращены покупателю в полном размере в установленные действующим законодательством сроки.

Тем не менее, суд находит обоснованными требования истца о причинении морального вреда и наличии оснований для присуждения ее компенсации со стороны продавца.

Как ГК РФ, так и Закон «О защите прав потребителей» предусматривают право покупателя (потребителя) на получение товара, соответствующего условиям договора, которой корреспондирует обязанность продавца предоставить товар соответствующий условиям договора (ст. 456 ГК РФ, п. 4 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»).

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав истца как потребителя, выразившийся в передаче ФИО1 товара не соответствующего условиям договора, то в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в ее пользу с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 45 постановления Пленума от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание как обоснованные доводы истца, приведенные в ходе судебного разбирательства о том, что товар приобретался, в том числе в целях использования его в качестве подарка, в связи с чем ненадлежащее исполнение договора со стороны ответчика повлекло за собой испытывание истцом волнений и переживаний вследствие несбывшихся ожиданий от заключенного договора, невозможности реализовать запланированное, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2000 руб..

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере, пропорциональном удовлетворенной части иска, от уплаты которой освобожден истец в силу ст. 333.36 п. 2 п.п. 4 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в размере, установленном п. 3 ст. 333.19 НК РФ, а именно: 300 руб..

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО3 в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей, а также в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, от которой освобожден истец в силу закона, в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда через Ленинский районный суд <адрес>.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья Великих А.А.