ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3331/2014 от 11.06.2014 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

 Дело №--

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 --.--.---- г.                              ... ...

 Ново-Савиновский районный суд ... ... Республики Татарстан в составе:

 председательствующего судьи Шамгунова А.И.,

 при секретаре судебного заседания Воробьевой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда Российской     Федерации по Ново-Савиновскому району города Казани, отделу Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ... об установлении факта рождения ребенка, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным,

 УСТАНОВИЛ:

     ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской     Федерации по ... ... об установлении факта рождения ребенка, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным.

     В обоснование заявленных требований указано, что --.--.---- г. в родильном отделении МУЗ «Городская клиническая больница № 9» у истицы произошел выкидыш живым плодом мужского пола, который умер --.--.---- г.. --.--.---- г. ФИО1 обратилась в ЗАГС с целью получить свидетельство о рождении умершего ребенка, в чем ей было отказано.

 --.--.---- г. у истицы родился второй ребенок, в связи с чем она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в ... ... с заявление о выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала, однако в этом ей было отказано, как считает истица, необоснованно.

 Истица считает, что правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго ребенка. Истица считает, что у --.--.---- г. у нее родился ребенок, который подлежал регистрации в органах ЗАГС, и в связи с рождением у истицы двух детей она имеет право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

 Истица просила установить факт рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, обязать Управление Пенсионного фонда Российской     Федерации по ... ... выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и признать незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский капитал.

 При рассмотрении дела истица указанные требования дополнила требованием обязать отдел Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ... выдать свидетельство (справку) о рождении ребенка, умершего на первой недели жизни.

 В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве ответчика привлечен отдел Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ....

     В судебном заседании представитель истицы ФИО2 вышеуказанные исковые требования поддержала.

 Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району города Казани ФИО3 исковые требования не признала.

     Представитель ответчика отдел Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен.

     Выслушав объяснения представителей сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно преамбуле Федерального закона от --.--.---- г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» настоящий Федеральный закон устанавливает меры государственной социальной поддержки семей, имеющих детей в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

 В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей с --.--.---- г., если они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

 Из содержания приведенных положений Федерального закона № 256-ФЗ следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине, когда у нее было рождено не менее двух детей, один из которых родился, начиная с --.--.---- г..

 На основании частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

 Регистр содержит информацию о лице, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления).

 Согласно пункту 4 Правил подачи заявления и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский семейный капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от --.--.---- г. № 1180н, лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) со всеми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, который указывает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение указанных детей.

 В силу пункта 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от --.--.---- г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", пп. "а" пункта Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным Федеральным законом N 256-ФЗ является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.

 Как следует из справок №-- и №-- от --.--.---- г., выданных истице из ГАУЗ «Городская клиническая больница №-- ... ...», у неё --.--.---- г. произошел выкидыш живым плодом массой 980 гр., который умер --.--.---- г.. На родившегося ни свидетельство о рождении, ни свидетельство о смерти не выдавалось.

 --.--.---- г. у истицы родился ребенок, о чем выдано свидетельство о рождении.

 Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в ... ... с заявлением о выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала.

 Уведомлением от --.--.---- г. №-- Управление Пенсионного фонда РФ в ... ... сообщило истице в принятии решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала. В обоснование принятого решения в уведомлении указано об отсутствии у истицы права на предусмотренные федеральным законом от --.--.---- г. №256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.

 Требования истицы о признании факта рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, обязании Управление Пенсионного фонда Российской     Федерации по ... ... выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и признать незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский капитал суд находит необоснованным по следующим основаниям.

 Относительно положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.3 своего Определения от --.--.---- г. № 1441-О-О высказал следующую позицию:

 «Закрепляя в статье 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после --.--.---- г., на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет, является ли основанием возникновения этого права лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми. Это, однако, не свидетельствует о неопределенности правового регулирования в указанной части, его противоречивости. Анализ положений части 1 статьи 3 названного Федерального закона в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).

 Этот вывод подтверждается и содержанием оспариваемых заявительницей норм статьи 4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей. В соответствии же с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от --.--.---- г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, следовательно, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.

 Признание факта рождения ребенка живым необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым. Так, согласно Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (часть третья статьи 11)».

 Из данной правовой позиции следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», возникает только в случае рождения ребенка живым.

 Как уже было отмечено, исходя из справок №-- и №-- от --.--.---- г., выданных истице в ГАУЗ «Городская клиническая больница №-- ... ...», --.--.---- г. у истицы произошел выкидыш, а не родился живой ребенок.

 Представители ГАУЗ «Городская клиническая больница №-- ... ...», опрошенные судом в ходе разбирательства дела в качестве специалистов, подтвердили правильность составления справок №-- и №-- от --.--.---- г., пояснили, что если бы родившийся у истицы плод прожил не менее 7 суток, то он считался бы ребенком, а он прожил 3 суток, поэтому по медицинским критериям родившийся не считался ребенком.

 По состоянию на --.--.---- г. действовала утвержденная приказом Минздрава Российской Федерации от --.--.---- г. №-- «Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода», в соответствии с пунктом 6 которой в органах ЗАГС регистрации подлежат родившиеся живыми или мертвыми с массой тела 1000 г. и более, включая новорожденных с массой тела менее 1000 гр. – при многоплодных родах; все новорожденные, родившиеся с массой тела с 500 до 999 гр. также подлежат регистрации в органах ЗАГС в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток).

 Исходя из положений действовавшего по состоянию на --.--.---- г. приказа Минздрава Российской Федерации от --.--.---- г. №-- родившийся у истицы плод не подлежал регистрации в органах ЗАГС, поскольку его масса составляла менее 1000 гр. и он прожил менее 7 суток.

 Исходя из приведенных выше положений одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных указанным Законом, является рождение детей, появление на свет которых зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, - выдачей свидетельства о рождении, для подтверждения прав лица на дополнительные меры государственной поддержки необходимо предоставление, в том числе, свидетельства о рождении ребенка.

 Поскольку исходя из медицинских критериев родившийся у истицы --.--.---- г. год плод считался выкидышем, а не ребенком, истце не было выдано свидетельство о рождении ребенка --.--.---- г., то права на дополнительные меры государственной поддержки семей у истицы не возникло, поскольку у неё нет двоих или троих детей, поэтому необоснованным суд находит требование истицы о предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Следовательно, пенсионным органом ей было обоснованно отказано в выдаче государственного сертификата на "материнский" (семейный) капитал.

 Суд также находит неподлежащим удовлетворению требование истицы об установлении факта рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, поскольку согласно имеющимся у неё медицинским документам и пояснениям представителей медицинского учреждения, где находилась истица 20 июля 2011 года, у неё произошел выкидыш, а не родился ребенок.

 Суд отклоняет довод представителя истицы о том, что 20 июля 2011 года у истицы родился ребенок, а не произошел выкидыш, поскольку позиция представителя истицы противоречит действовавшим по состоянию на --.--.---- г. медицинским критериям определения ребенка.

 Довод представителя истицы о том, что по родам истицы от --.--.---- г. подлежат применению утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от --.--.---- г. № 1687н «Медицинские критерии рождения», согласно которым родившийся с массой тела более 500 гр. считается ребенком, суд отклоняет по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом

 Исходя из данной нормы в гражданских правоотношениях применяется законодательство, действовавшее на время возникновения правоотношений, если иное прямо не предусмотрено в законе.

 В Приказе Минздравсоцразвития России от --.--.---- г. № 1687н не оговорено, что его действие распространяется на отношениях, возникшие до его введения в действие. Поэтому при разрешении вопроса о том, является ли родившийся у истицы --.--.---- г. плод выкидышем или ребенком следует руководствоваться законодательством, действовавшим по состоянию на --.--.---- г., а именно Приказом Минздрава Российской Федерации от --.--.---- г. № 318, которым утверждена «Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода», а не Приказом Минздравсоцразвития России от --.--.---- г. № 1687н, который --.--.---- г. еще не был принят.

 Исходя из критериев, предусмотренных Приказом Минздрава Российской Федерации от --.--.---- г. № 318, родившийся у истицы плод не подлежал регистрации в органах ЗАГС.

 Довод представителя истицы о том, что законодательство, улучшающее положение истицы, имеет обратную силу и подлежит применению судом отклоняется, поскольку данный довод основан на неверном понимании закона. Данное утверждение может быть справедливым только в области применения уголовного или административного законодательства, а в сфере гражданского права применяется норма пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обратную силу закона только в том случае, если это оговорено в самом законе.

 Таким образом, законных оснований для выдачи истице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал суд не усматривает.

 Поскольку медицинских документов, свидетельствующих о рождении у истицы --.--.---- г. ребенка не имеется, то и основания возлагать на отдел Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ... обязанность выдать истице свидетельство (справку) о рождении ребенка, умершего на первой недели жизни, отсутствуют, в связи с чем указанное требование не подлежит удовлетворению.

 В связи с приведенным суд считает, что исковые требования обоснованными не являются и подлежат отклонению.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда Российской     Федерации по Ново-Савиновскому району города Казани, отделу Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования ... ... об установлении факта рождения ребенка, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

 Судья                           Шамгунов А.И.