ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3332/12 от 09.08.2012 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2 – 3332/12 ДД.ММ.ГГГГ        Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

 председательствующего судьи Крестьянова Е.Р.,

 с участием прокурора Тихановой Ю.А.,

 при секретаре Минченко А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Невского района Санкт-Петербурга о признании недействующим нормативного правового акта - решения Муниципального совета Муниципального образования Муниципальный округ № 54 в порядке ст. 251 ГПК РФ,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Невского района обратился в суд с заявлением к ответчику и, в порядке ст. 251 ГПК РФ, просил признать недействующим решение Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № 54 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка», взыскать с Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № 54 государственную пошлину в размере 200 рублей. В обоснование своих требований, истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным советом МО МО № принято решение № «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка», на которое прокурором ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, который был рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании Муниципального совета МО МО № 54, однако требования, изложенные в протесте, депутатами Муниципального совета проигнорированы. Прокурор считает, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит отмене в силу следующих причин.

 В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

 Согласно пункту 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

 Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге установлены в статье 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

 С учетом положений статьи 79 Федерального закона № 131-Ф3 во взаимосвязи с положениями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства внутригородских муниципальных образований Санкт- Петербурга, не связанные с решением вопросов местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, или исполнением переданных им отдельных государственных полномочий.

 Исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципального образования муниципальный округ № 54 определен в пунктах 1 и 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

 В нарушение вышеуказанных норм законодательства п. 1.2 Положения установлено, что программа предусматривает частичную или полную компенсацию за счет средств бюджета Муниципального образования стоимости услуг химчисткам - организациям, имеющим право их оказывать, пунктом 4.1 Положения установлено, что финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета Муниципального образования.

 Согласно пункту 1.1 Положения программа «Социальная химчистка» представляет одну из форм социальной поддержки малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования.

 Вместе с тем, в соответствии со ст. 10 Закона Санкт-Петербурга № 420- 79 к вопросам местного значения относится только оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом.

 Анализируемое Положение, регулируя вопрос оказания помощи гражданам в виде бесплатной химчистки, не учитывает установленной компетенции органов местного самоуправления Санкт-Петербурга по решению вопросов местного значения.

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Предоставление натуральной помощи отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 8.3 распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления в Санкт- Петербурге государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» выдача натуральных видов помощи осуществляется центрами социального обслуживания населения в соответствии с Порядком об оказании натуральных видов помощи, разработанным Комитетом по труду и социальной защите населения.

 Соответствующий Порядок оказания натуральной помощи в виде обеспечения талонами на питание и продуктовыми наборами установлен распоряжением Комитета по социальной политике Правительства Санкт- Петербурга от 14.02.2011 № 26-р «Об утверждении Порядка предоставления натуральной помощи».

 В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст. 8 указанного Федерального закона порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, в Санкт-Петербурге установлен порядок оказания натуральных видов помощи органами государственной власти, а органам местного самоуправления в виде вопроса местного значения определено полномочие по оказанию натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом.

 Законом Санкт-Петербурга от 02.11.2011 № 658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утвержден перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга.

 Пунктом 10 Приложения № 21 к Закону № 658-120 предусмотрены расходные обязательства в области социальной политики, к которым отнесены расходные обязательства по оказанию натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность граждан, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом (п. 10.1) и расходные обязательства по назначению, выплате, перерасчету ежемесячной доплаты за стаж (общую продолжительность) работы (службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований, в соответствии с законом Санкт-Петербурга (10.2).

 Согласно п. 11.5 предусмотрены также прочие расходные обязательства муниципальных образований, не установленные в пунктах 1-11 настоящего приложения к Закону Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", возникновение которых обусловлено реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, определенных законами Санкт- Петербурга.

 Помощник прокурора Невского района Санкт-Петербурга в суд явилась. Просила суд заявленные требования (л.д. 3-7) удовлетворить в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно указав, что у внутригородских муниципальных образований отсутствуют расходные обязательства в области социальной политики, за исключением установленных в пункте 10 Приложения № 21 к Закону Санкт-Петербурга № 658-120. При таких обстоятельствах, реализация программы «Социальная химчистка» приведет к нарушению норм действующего законодательства, а также нецелевому расходованию средств местного бюджета МО МО № 54, что будет расценено как коррупционные проявление. Оспариваемый правовой акт является нормативным, принят представительным органом местного самоуправления, применяется неоднократно, в течение неограниченного количества времени, официально опубликован. Реализация Решения, принятого органом с нарушением его компетенции, противоречит законодательству, ущемляет права неопределенного круга лиц и является недопустимой.

 Представители Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № 54 в суд явились. Заявленные требования не признают в полном объеме и просили суд в их удовлетворении прокурору Невского района СПб отказать по следующим основаниям.

 Решение МС МО МО № 54 от 15.02.2012г. № 3/10 «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная парикмахерская» основано на законодательстве Санкт-Петербурга, регулирующего деятельность внутригородского муниципального образования законодательства Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления.

 В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления (п. 1 ст. 3) под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

 В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации гарантируется местное самоуправление в пределах своих полномочий.

 В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций под свою ответственность.

 Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (глава 3. Вопросы местного значения) деятельность местного самоуправления направлена на обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования социальной помощью.

 Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. № 420 - 79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (ст. 10. Вопросы местного значения муниципальных образований») также предусмотрено оказание малоимущим гражданам, проживающим на территории муниципального образования, социальной помощи с учетом местных условий, в частности обеспечение их твердым топливом, где нет центрального отопления.

 С учетом бытующей практики правовой аналогии на территории МО МО № 54 отсутствуют жилые помещения с печным отоплением и, следовательно, оказание социальной помощи малоимущим гражданам возможно другими способами, в частности путем исполнения социальной программы «Социальная химчистка».

 Социальная программа «Социальная химчистка» действует в интересах граждан, проживающих на территории муниципального округа N 54 и направлена на оказание материальной помощи малоимущим жителям округа.

 Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в закон №131-фз введена статья 79, которая пунктом 3 устанавливает, что перечень вопросов местного значения в городах Москве и Санкт-Петербурге определяется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

 На основании Конституции и Федерального закона № 131-фз в Санкт-Петербурге принят 23.09.2009 закон № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт- Петербурге». Статьей 1 закона определяется понятие местного самоуправления в Санкт- Петербурге - форма осуществления жителями Санкт-Петербурга своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, самостоятельное и под свою ответственность решение населением Санкт-Петербурга непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Статьей 10 этого закона определены вопросы местного значения для внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Первым вопросом местного значения, установленным статьей 10, является - «принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов».

 Эта же норма с подробной детализацией изложена и утверждена в уставе муниципального образования МО № 54 в главе № 5 «Муниципальные правовые акты».

 Таким образом, правовой акт принят органом местного самоуправления, правомочным принимать правовые акты в пределах своих полномочий, определенных законами и Уставом муниципального образования.

 Государственная социальная политика с 2006 года приняла диспозитивный характер, т.е. социальные услуги для населения, которые официально не запрещены законами стали разрешены в любых организациях и органах власти. Эта политика нашла свое отражение в законе Российской Федерации от 31.12.2005 № 199-фз, который своей 29 статьей внес изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В частности, частью 2, подпункта б, пункта 5, статьи 29 закона РФ №199-фз внесены дополнения в закон РФ № 131 «Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в Федеральных Законах положений, устанавливающих указанное право.

 С января 2006 года эти изменения внесены в Федеральный Закон №131 и являются действующими.

 Таким образом, с января 2006 г. Муниципальным образованиям дано право применять дополнительные меры социальной поддержки, даже если они не отнесены в законах к вопросам местного значения.

 Кроме этого, действующим законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», предусмотрено как вопрос местного значения: - «разработка и реализация муниципальных социальных программ за счет средств местных бюджетов» (ст. 10 ч. 2 п. 3).

 Учитывая отсутствие иного перечня запрещенных социальных программ, Муниципальный совет МО № 54 вправе разрабатывать и принимать социальные программы, реализуемые за счет средств собственного бюджета, основываясь на законе РФ №131 и законе СПб № 420-79, учитывая, что законы СПб не должны умалять права граждан и органов власти на социальную услугу и что Федеральные законы имеют более высшую юридическую силу.

 В январе 2010 года в муниципальном образовании МО № 54 проводилась проверка Контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В отчете КСП указано, что субсидии из бюджета СПб в бюджет МО № 54 израсходованы полностью в соответствии с целевым назначением. Это подтверждает, что социальные программы, разработанные и исполняемые в МО № 54 в соответствии с опротестованным положением о социальной программе, исполнялось исключительно за счет средств местного бюджета.

 Это же подтверждается и в заявлении прокуратуры в суд. В заявлении указано, что средства для реализации целевых программ, принятых на основании оспариваемого положения расходуются из местного бюджета.

 Наряду с этим, прокуратура в своих заявлениях указывает, что: «Реализация Положения наносит ущерб местному бюджету, тем самым ущемляя права граждан».

 Признание Положения недействующим приведет к ухудшению уровня социальной обеспеченности населения на территории МО № 54, т.к. аналогичные социальные услуги со стороны органов государственной власти отсутствуют. Граждане, проживающие на территории МО № 54 даже в других административных районах не смогут получить аналогичные услуги. Отмена Положения о социальных услугах муниципального образования явно значительно снизит уровень социальной обеспеченности населения.

 Заслушав доводы стороны заявителя, возражения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 На основании нормы ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативно-правового акта, в том числе нормативно-правового органа государственной власти, противоречащим закону полностью или в части

 В соответствии со ст. 45 ГПК прокурор может обратиться с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

 В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 С учетом разъяснений, изложенных в п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» - поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

 Судом в судебном заседании было установлено, что Решением Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № 54 от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» (л.д. 13). Данное решение было опубликовано в СМИ МО (Информационном бюллетене МС МО МО № 54 Санкт-Петербурга № 03 (69) март 2012 год (л.д. 16).

 Протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12) был рассмотрен на заседании Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № 54 с участием представителя прокуратуры Невского района СПб ДД.ММ.ГГГГ был отклонен (л.д. 15).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

 Как следует из Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах – одной из Основных целей бюджетной политики на 2013 год на среднесрочную перспективу это, в том числе и утверждение государственных программы Российской Федерации как - «Социальная поддержка граждан».

 Преамбулой ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что наряду с другими задачей данного Закона является повышение материального благосостояния граждан и системы их социальной защиты. Нормы настоящего ФЗ должны реализоваться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и интересов гражданина.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 Статьей 35 названного Федерального закона определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования (пункт 10), а также предусмотрены иные полномочия представительных органов муниципальных образований, которые определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 11).

 Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов отнесено, в том числе разработка и реализация муниципальных социальных программ за счет средств местных бюджетов (п. 3 ч. 2 ст. 10).

 Аналогичное положение содержится также в пункте 10 и 13 пункта 1 статьи 5 Устава, в котором предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, а так же разработка и реализация муниципальных социальных программ за счет средств местного бюджета.

 Статьей 18 Устава предусмотрено, что Муниципальный Совет по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения.

 При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 22 Устава МО Местная Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется в соответствии с настоящим Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга. Таким образом, решения, принимаемые местной администрацией, издаются во исполнение решений, принятых муниципальным Советом.

 Правилами ст. 28 Устава МО предусмотрено, что муниципальный Совет, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции законами Санкт-Петербурга, уставом муниципального образования, к каковым относятся в том числе решения по вопросам местного значения.

 Вышеприведенная редакция Устава Муниципального совета Муниципального образования <адрес> №, принятого Постановлением Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), является действующей, Устав зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ.

 Разрешая заявленные требования прокурора, суд, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу о том, что решение Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № 54 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» принято в соответствии с полномочиями, предусмотренными положениями Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 Заслуживают внимания следующие доводы приведенные суду представителем заинтересованного лица. Так он показал суду, что согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета МО (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в ФЗ положений, устанавливающих указанное право. В ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании МО № 54 проводилась проверка Контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания Санкт-Петербурга за 2008 г. и 2009 г. В отчете КСП указано, что субсидии из бюджета СПб в бюджет МО № 54 израсходованы полностью в соответствии с целевым назначением (л.д. 40-42). Это подтверждает, что социальная программа «Социальная химчистка», разработанная для социальной поддержки малообеспеченной категории граждан проживающей на территории МС МО МО № 54 и исполняемая в МО № 54 в соответствии с опротестованным положением о социальной программе, исполнялась исключительно за счет средств местного бюджета. Данный факт, прокуратура Невского района не оспаривала ранее и не оспаривает в настоящем судебном заседании

 Так же, прокуратура Невского района Санкт-Петербурга в судебном заседании не оспаривала и тот факт, что социальная программа «Социальная химчистка», разработана и принята для социальной поддержки малообеспеченной категории граждан проживающей на территории МС МО МО № 54 и работает для данной категории граждан.

 В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 Аналогичные права имеют органы местного самоуправления (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации").

 На основании изложенного выше, при таких обстоятельствах органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки (социальной защиты) для граждан, проживающих на их территории, за счет средств соответственно бюджетов муниципальных образований, а следовательно Муниципальный совет Муниципального образования Муниципального округа № 54 от ДД.ММ.ГГГГ вправе был установить дополнительные меры социальной поддержки (социальной защиты) для граждан и принять решение № «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка».

 Возможность установления оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» органами местного самоуправления предусмотрена п.п. 4.1, 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", и п. 3 ч. 2 ст. 10 Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" согласно которым органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местных бюджетов.

 В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

 Доводы прокурора о том, что органы местного самоуправления не вправе дополнительно устанавливать, изменять (дополнять, расширять) дополнительные меры социальной поддержки (социальной защиты) для граждан, проживающих на их территории, за счет средств соответственно бюджетов муниципальных образований, по сравнению с уже установленными субъектом Российской Федерации – г. Санкт-Петербургом, меры социальной поддержки населения, нельзя признать обоснованными, поскольку, данные полномочия им делегированы федеральным законодательством.

 При рассмотрении данного дела по существу, суд также принимает во внимание и тот факт, что Муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

 Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 9 и 10 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Как следует из дела, в данном случае прокурор обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ.

 Судом установлено и прокурором не оспорено то обстоятельство, что в оспариваемом решении о принятии социальной программы «Социальная парикмахерская», разработанной для социальной поддержки малообеспеченной категории граждан проживающей на территории МС МО МО № 54 отсутствует наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

 Таким образом, решение главы администрации МО МО №54 Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» признаками нормативного акта не обладает, в связи с чем заявленные требования прокурора удовлетворению не подлежат.

 В порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК, могут быть оспорены только опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты.

 В случае если изданный документ, не является и не обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, рассмотрение дела об оспаривании такого документа может осуществляться по правилам гл. 25 ГПК - в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, регулирующей порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устанавливает необходимость указания в заявлении на то, чем конкретно оспариваемый акт нарушает права и свободы лиц, обращающихся за судебной защитой.

 Прокурор в силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом необходимо указать, в чем конкретно состоит нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, какое право нарушено.

 Указанное требование закона в данном случае не соблюдено, что препятствовало суду рассмотреть заявление прокурора в порядке главы 25 ГПК РФ.

 При таких обстоятельствах, исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при отсутствии достаточных доводов со стороны заявителя, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств, и наличии убедительных возражений заинтересованного лица с необходимой полнотой объективно свидетельствующих о необоснованности заявленных требований прокурором Невского района Санкт-Петербурга в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым в удовлетворить заявленных требований отказать, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении исковых требования прокурора Невского района Санкт-Петербурга о признании недействующим нормативного правового акта - решения Муниципального совета Муниципального образования Муниципальный округ № 54 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения «Об оказании гражданам адресной социальной поддержки по программе «Социальная химчистка» в порядке ст. 251 ГПК РФ, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в месячный срок.

 Судья