Дело № 2- 3333/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи: Рыбалко Д.В.,
При секретаре: Патюковой А.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
22 сентября 2014 г.
гражданское дело по иску К к ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
К обратилась в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей. Просила взыскать с ответчика сумму удержанной комиссии в размере 579980,08 руб.
Требования мотивированы тем, что 11 декабря 2009 года между К и ОАО «Сбербанк России» в лице Кемеровского отделения № заключён договор о вкладе «Универсальный Сбербанка России» №№ путём открытия лицевого счёта, в подтверждение чего истице была выдана сберегательная книжка. 04 октября 2013 года при переводе денежных средств со вклада истицы на её же банковскую карту в размере 10 300 000 рублей, поступивших на этот вклад безналичным путём в этом же месяце 2013 года в качестве оплаты по договору купли-продажи земельного участка от ООО «Жерновский-1», банк удержал комиссию за перевод средств в размере 579 980,08 рублей. При переводе денежных средств в банке К не была предоставлена информация об удержании платы (комиссии) за выдачу или перевод хранившихся на счёте менее 30 дней наличных денежных средств, в размере 10%, превышающих 5 млн. рублей. Истица специально консультировалась с сотрудниками банка перед заключением договора, а также непосредственно перед переводом денежных средств, и сотрудники банка неоднократно заверили, о беспроцентном переводе денежных средств с вклада на карту. Кроме того, уже после перевода денежных средств, сотрудники банка не могли пояснить отсутствие денег на остатке счета, уверяли, что временное несоответствие между доступным лимитом и остатком на счете является спецификой обработки операции по счету международной банковской карты. Положения заключённого с истцом договора не содержат условий о взыскании комиссии за перевод денежных средств в случае нахождения средств во вкладе менее 30 календарных дней с даты безналичного поступления средств. Как выяснилось после, указанные условия содержатся в Сборнике тарифов на услуги предоставляемые Сбербанком России. По условиям договора вкладчик вносит во вклад, а БАНК принимает денежные средства в сумме и валюте согласно Договору, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить причитающиеся проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Согласно пункту 1.2. договора вкладу применяются Условия размещения вкладов, действующие на дату открытия вклада. Вкладчик ознакомлен и согласен с Условиями. Истец не была ознакомлена с Условиями размещения вкладов, данные Условия не являются приложением к Договору, не выдавались истице вместе с договором, не предоставлялись ей под роспись.
После уточнения требований истец просит взыскать с ОАО Сбербанк России сумму удержанной комиссии в размере 579980,08 руб., неустойку 579980,08 руб., штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Территориальный отдел в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе.
В судебном заседании представитель истца Я, действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель ОАО «Сбербанк России» П, действующий на основании доверенности, возражал против требований. Суду пояснил, что истцу были добровольно выплачены 19.09.2014 г. денежные средства в размере 579580,08 руб.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Территориальный отдел в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе о дате слушания извещен, в суд не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-предусатривает, что данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Согласно ч.1 ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа договора банковского вклада.
В соответствии с ч.1 ст. 836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между К и ОАО «Сбербанк России» в лице Кемеровского отделения № был заключен договор о вкладе «Универсальный Сбербанка России» №№ путем открытия лицевого счета, в подтверждение чего истцу была выдана сберегательная книжка. ДД.ММ.ГГГГ при переводе денежных средств со вклада К на ее же банковскую карту в размере 10 300 000 руб., поступивших на этот вклад безналичным путем в этом же месяце 2013 года в качестве оплаты по договору купли-продажи земельного участка от ООО «Жерновский-1» банк удержал комиссию за перевод средств в размере 579980,08 руб.
14.10.2013 г. К направила в ОАО «Сбербанк России» претензию с требованием о компенсации удержанной банком комиссии в связи с непредставлением информации о наличии условия о взимании комиссии при заключении договора о вкладе и при производстве перевода. Рассмотрев сообщение ОАО Сбербанк России сообщил, что согласно действующим тарифам Банка при переводе или выдаче со счета наличных денежных средств, перечисленных из других кредитных организаций, а также со счетов юридических лиц (предпринимателей без образования юридического лица), открытых в структурных подразделениях ОАО «Сбербанк России», производится взимание комиссии в размере 1% от суммы (если она не превышает 5 млн. руб.), либо в размере 50 тыс. руб. + 10% от суммы, превышающей 5 млн. руб. (если сумма превышает в течение календарного месяца 5 млн. руб.). Исключение составляют средства: перечисленные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в форме бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения и субсидий населению; перечисленные в рамках договоров со Сбербанком России на зачисление денежных средств на счета физических лиц; перечисленные со счетов управляющих компаний за погашаемые паи (при наличии договора заключенного Сбербанком России или территориальным банком на осуществление функций агент по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев). Также, комиссия не взимается, если денежные средства находились во вкладе более 30 дней с даты зачисления во вклад. Учитывая, что поступившие 03.10.2013 на счет истца денежные средства не являются социальными выплатами, перечислены не в рамках договора на зачисление денежных средств на счета физических лиц, не хранились на счете более 30 дней, комиссия при их переводе удержана в соответствии с действующими тарифами Банка. В соответствии с заключенным договором по вкладу вкладчик оплачивает комиссионное вознаграждение за услуги банка в соответствии с тарифами Банка.
По факту незаконного взимание комиссии истец обращалась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Территориальный отдел в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе. 07.02.2014 г. было вынесено Предписание №№ в отношении ОАО «Сбербанк России» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить нарушение ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности», восстановить право потребителя К на получение необходимой и достоверной информации о стоимости банковских услуг, нарушение которого допущено ОАО «Сбербанк России» при заключении договора банковского вклада «Универсальный Сбербанка России» от 11.12.2009 г.
20.03.2014 г. заместителем начальника территориального отдела Роспотребнадзора по г.Новокузнецку и Новокузнецкому району было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № в отношении ОАО «Сбербанк России» в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела и подтверждено сторонами, 19 сентября 2014 г. ОАО «Сбербанк России» перечислило истцу удержанную ими комиссию в размере 579580,08 руб., что подтверждается выпиской по счету.
Таким образом, требования истца были добровольно удовлетворены.
Истец просит взыскать неустойку в размере 579980,08 руб., из расчета 3% за каждый день просрочки в соответствии с о ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Действительно потерпевшая К является потребителем в спорных правоотношениях и при судебной защите действуют и применяются нормы законодательства о защите прав потребителей. Однако взыскание неустойки по отношениям, вытекающим из договора банковского вклада, регулируется нормами ГК РФ и ответственность за несвоевременное исполнение обязательств по договору предусмотрена ст. 395 ГК РФ.
Однако суд не вправе выходить за рамки заявленных требований, в связи с чем требования истца в части взыскания неустойки удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований К к ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Рыбалко Д.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2014г.