Дело №2-3333/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Морева Е.А.
при секретаре Авакян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Костромские просторы» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта,
У С Т А Н О В И Л:
Костромской транспортный прокурор, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ООО «Костромские просторы». В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проверки установлено, что ООО «Костромские просторы» на основании договора аренды эксплуатирует подъездной ж/д путь от СП 219 до тупиковых упоров на территории газонаполнительной станции, протяженностью 497 м., адрес: <адрес>, кадастровый №. Вместе с тем требования законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования ответчиком не исполняются, а именно не разработаны локальные акты в отношении объекта инфраструктуры, определяющего его эксплуатацию, содержание и обслуживание. Так, в нарушение п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 42, 43, 44, 47, 54, 68 ПТЭ на ЖДТ РФ, ответчиком не разработаны и не утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие порядок организации и выполнения работ, связанных с эксплуатацией всех элементов железнодорожного пути необщего пользования на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации, в том числе с содержанием: номенклатуры и периодичности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, порядком планирования и контроля выполнения работ; нормы материально- технического и технологического обеспечения работ по техническому обслуживанию и ремонту; состав, порядок оформления, согласования и утверждения технологической документации, используемой для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту; порядок проведения и оформления осмотров и проверок железнодорожного пути, на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации; регламентирующие техническое обслуживание и ремонт элемента инфраструктуры, железнодорожного пути, не разработан локальный нормативный акт определяющий значение параметров геометрии рельсовой колеи, требующих ограничения скорости; устанавливающие допустимые скорости движения в зависимости от наличия дефектных (негодных) деревянных шпал, негодных узлов скреплений переводных и мостовых брусьев; устанавливающий допускаемые скорости поездов при величинах зазоров, не соответствующих нормативным параметрам и не требующих закрытия движения до производства работ по их регулировке; не установлен порядок пропуска железнодорожного подвижного состава по дефектным и остродефектным рельсам и по стрелочным переводам, имеющим дефекты металлических частей и содержащий меры, гарантирующие безопасность движения. В нарушении п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 5, 24 Приложения № 12 к Приложению 2 к ПТЭ на ЖДТ РФ, локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей не установлен порядок маркировки (клеймения), выдачи, хранения, а также действий при потере переносных средств закрепления железнодорожного подвижного состава; не установлен порядок ведения номерного учета тормозных башмаков. В целях устранения нарушений, 01.03.2023 в адрес руководителя ООО «Костромские просторы», транспортной прокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства в области эксплуатации объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта. Согласно ответу на представление от 23.03.2023, из перечня локальных нормативных актов, определенных в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2020 № 350 ответчиком утверждены и приняты к исполнению лишь инструкция по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и инструкция о порядке учета и, маркировки, выдачи, хранения и утилизации тормозных башмаков. С учетом изложенного, транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Костромские просторы» при эксплуатации подъездного железнодорожного пути от СП 219 до тупиковых упоров на территории газонаполнительной станции, протяженностью 497 м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в части не принятия мер по разработке и утверждению локальных нормативных актов; обязать ООО «Костромские просторы» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить локальные нормативные акты в соответствии с пунктами 43, 44, 47, 54, 68 и п. 24 Приложения № 12 к Приложению 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2022 № 250, отраженных в пунктах 2 - 7 и 9 Справки Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31.01.2023.
В судебном заседании прокурор Тухов А.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Костромские просторы» ФИО1 исковые требования признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции, исходя из требований ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ обеспечивают: безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Требования к технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства закреплены в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2022 № 250 (далее - ПТЭ на ЖДТ РФ), который обязательны для исполнения владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктами 42, 43, 44, 47, 54, 68 ПТЭ на ЖДТ РФ, п. 5 и п. 24 Приложения № 12 к Приложению 2 к ПТЭ на ЖДТ РФ, на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта возложена обязанность по разработке и утверждению локальных актов в отношении объекта инфраструктуры, определяющего его эксплуатацию, содержание и обслуживание.
Из материалов дела следует, что между ООО «ГазАктив» и ООО «Костромские просторы» заключен договор аренды имущества № 02/22/А от 01.03.2022, по условиям которого ООО «Костромские просторы» принят во временное владение и пользование, линейный объект, сооружение (подъездной ж/д путь от СП 219 до тупиковых упоров на территории газонаполнительной станции), протяженностью 497 м., адрес: <адрес>, кадастровый №.
На линейный объект - подъездной путь необщего пользования ООО «Костромские просторы» разработан технический паспорт железнодорожного хозяйства, в котором отражены сведения о его технической характеристике, элементах сооружения (стрелочных переводах, искусственных сооружениях, эпюре, материале шпал и типе рельс).
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта выдана ООО «Костромские просторы» лицензия серии ПРД № 4407683 от 14.02.2017 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В силу договора № 1-327 от 19.04.2022 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный пути необщего пользования ООО «Костромские просторы» по станции Кострома-Новая Северной железной дороги, ответчик является получателем опасных грузов (сжиженного углеводородного газа), выгрузка которого производится на фронте 1 и фронте 2 по 5 вагонов на каждом.
Вместе с тем в нарушении п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 42, 43, 44, 47, 54, 68 ПТЭ на ЖДТ РФ, ответчиком не разработаны и не утверждены локальные акты, регламентирующие: порядок организации и выполнения работ, связанных с эксплуатацией всех элементов железнодорожного пути необщего пользования на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации, в том числе с содержанием: номенклатуры и периодичности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, порядком планирования и контроля выполнения работ; нормами материально-технического и технологического обеспечения работ по техническому обслуживанию и ремонту; состав, порядок оформления, согласования и утверждения технологической документации, используемой для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту; порядок проведения и оформления осмотров и проверок железнодорожного пути, на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации; техническое обслуживание и ремонт элемента инфраструктуры, железнодорожного пути; не разработан локальный нормативный акт определяющий значение параметров геометрии рельсовой колеи, требующих ограничения скорости; допустимые скорости движения в зависимости от наличия дефектных (негодных) деревянных шпал, негодных узлов скреплений переводных и мостовых брусьев; допускаемые скорости поездов при величинах зазоров, не соответствующих нормативным параметрам и не требующих закрытия движения до производства работ по их регулировке; порядок пропуска железнодорожного подвижного состава по дефектным и остродефектным рельсам и по стрелочным переводам, имеющим дефекты металлических частей и содержащий меры, гарантирующие безопасность движения.
При таких обстоятельствах, так как не устранение нарушений законодательства создают угрозу для безопасности движения железнодорожного транспорта, может явиться причиной возникновения техногенной катастрофы, что в свою очередь создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей, экологической обстановки, а также причинение вреда окружающей природной среде, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Костромского транспортного прокурора.
Учитывая длительность процесса выполнения работ по разработке и принятию соответствующих локальных актов, принципы справедливости, соразмерности, суд считает разумным определить срок исполнения обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае невозможности устранения выявленных нарушений в установленные сроки ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Костромского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Костромские просторы» в части не принятия мер по разработке и утверждению локальных актов при эксплуатации подъездного железнодорожного пути от СП 219 до тупиковых упоров на территории газонаполнительной станции, расположенного по адрес: <...>.
Обязать ООО «Костромские просторы» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить локальные акты регламентирующие:
периодичность, порядок проведения и оформления осмотров и проверок железнодорожного пути;
техническое обслуживание и ремонт элемента инфраструктуры железнодорожного пути;
значение параметров геометрии рельсовой колеи, требующих ограничения скорости;
допустимые скорости движения в зависимости от наличия дефектных (негодных) деревянных шпал, негодных узлов скреплений переводных и мостовых брусьев;
допускаемые скорости поездов при величинах зазоров, не соответствующих нормативным параметрам и не требующих закрытия движения до производства работ по их регулировке;
порядок пропуска железнодорожного подвижного состава по дефектным и остродефектным рельсам и по стрелочным переводам, имеющим дефекты металлических частей и содержащий меры, гарантирующие безопасность движения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.А.Морев