Дело № 2-69/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Голубиной Н.Г.
при секретаре Бушуеве А.А.,
с участием прокурора Салюк В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 15 марта 2018 года гражданское дело по иску Рыбинского городского прокурора в защиту трудовых прав ФИО2 к МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа, Администрации Рыбинского муниципального района, Управлению образования Администрации Рыбинского муниципального района, Департаменту образования Ярославской области об обязании установить надбавку к заработной плате,
установил:
Рыбинский городской прокурор обратился в суд в защиту трудовых прав ФИО2 с иском (с учетом уточнений том 3 л.д.25-29) к МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа, Администрации Рыбинского муниципального района, Департаменту образования Ярославской области об обязании установить надбавку к заработной плате в размере 10% должностного оклада ежемесячно в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Определением суда соответчиком по делу привлечено Управление образования Администрации Рыбинского муниципального района.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами:
Проверкой установлено, что ФИО2 на основании трудового договора № трудоустроена в Муниципальном общеобразовательном учреждении Октябрьская средняя общеобразовательная школа, расположенном по адресу: №, в должности <данные изъяты>. ФИО2 решением заместителя Министра образования Российской Федерации № награждена значком «Отличник народного просвещения», что подтверждается удостоверением о награждении значком «Отличник народного просвещения».
На основании п. 2.1 постановления Правительства Ярославской области от 29 июня 2011 года № «Об оплате труда работников учреждений системы образования Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 16.07.2007. года № (Далее - Постановление от 29.06.2011) система оплаты труда образовательного учреждения включает в себя:
1) базовые оклады (базовые ставки заработной платы);
2) повышающие коэффициенты;
3) выплаты за наличие почетного звания, государственных наград,
ученой степени, особые условия работы и т.п.;
4) доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за
работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
5) выплаты за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работника;
6) выплаты стимулирующего характера.
Расширение перечня доплат и надбавок, предусмотренных в Постановлении от 29.06.2011 по отношению к Трудовому кодексу РФ, является нормой, улучшающей положение работников просвещения и образования.
Пунктом 1 таблицы, содержащейся в п. 2.1 постановления Правительства Ярославской области предусмотрена надбавка к должностному окладу в размере 10 % для педагогических работников, имеющих ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации.
Постановлением Совнаркома Союза ССР от 28 октября 1943 г. № "Об утверждении значка "Отличник Народного просвещения" утвержден значок «Отличник Народного просвещения».
Позднее, во исполнение, указанного выше Постановления, Советом Народных Комиссаров РСФСР от 14.11.1943 № принято Постановление «Об утверждении положения «О значке отличник народного просвещения».
В соответствии с п. 21 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей в период до 13.01.1996) в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и управления подлежит установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования.
Таким образом, введение в действие значка «Отличник Народного просвещения» постановлением СовНарКомом СССР (аналог действующих министерств), исключительное ведение Российской Федерации деятельности по награждению, позволяет сделать вывод о ведомственном характере значка.
Кроме того, в ответе на обращение ФИО2 к директору МОУ Октябрьская СОШ по вопросу установления указанной надбавки ответчиком ведомственный характер награды не оспаривается.
ФИО2 с 16.10.1996 г. награждена значком «Отличник народного просвещения».
Согласно приложению к письму Минобрнауки России и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 27.12.2017 №, содержащему разъяснения о реализации права работников сферы образования на награждение ведомственными наградами Минобрнауки России, предусмотренными приказом Минобрнауки России от 26.09.2016 № «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации», тождественными современным ведомственным наградам и имеющим одинаковую юридическую силу являются медали, почетные звания, нагрудные знаки (значки), почетные грамоты и благодарности соответственно, выданные или присвоенные, в том числе, согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14.11.1943 г. № «Об утверждении Положения о значке «Отличник народного просвещения».
Таким образом, учитывая ведомственный характер награды ФИО2, с учетом положений, предусмотренных постановлением Правительства Ярославской Области от 29.06.2011 г. №, истец имеет право на установление надбавки в виде 10% должностного оклада ежемесячно.
В судебном заседании Рыбинский городской прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Истец ФИО2, будучи надлежаще извещена, не явилась в судебное заседание, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчиков МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа, Администрации Рыбинского муниципального района, Управления образования Администрации Рыбинского муниципального района, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения (том 1 л.д.68-70, том 2 л.д.1, том 3 л.д.15,42-43).
Представитель ответчика МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в предыдущем судебном заседании иск не признала..
Третье лицо Департамент образования Ярославской области, будучи надлежаще извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд отзыв на иск (том 1 л.д.149-153), согласно которому полагает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку в действующем законодательстве РФ нет нормативных правовых актов или переходных положений в нормативных правовых актах, которыми значок «Отличник народного просвещения» приравнивается к почетному званию «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (утвержденному в настоящее время Минобрнауки РФ).
Третье лицо Правительство Ярославской области, будучи надлежаще извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд отзыв на иск (том 3 л.д.7-8), согласно которому полагает, что Правительство Ярославской области участником правоотношений по установлению надбавок к заработной плате не является и решение суда по данному делу не затронет прав и обязанностей Правительства Ярославской области.
Третье лицо Департамент финансов Ярославской области, будучи надлежаще извещено, своего представителя в судебное заседание не направило. Письменного мнения по иску не направило.
Третье лицо Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, будучи надлежаще извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, по существу требований свою правовую позицию не высказало (том 3 л.д.44).
Выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО2 на основании трудового договора № трудоустроена в Муниципальном общеобразовательном учреждении Октябрьская средняя общеобразовательная школа, расположенном по адресу: <адрес>, в должности учителя начальных классов.
ФИО2 решением заместителя Министра образования Российской Федерации № награждена значком «Отличник народного просвещения», что подтверждается удостоверением о награждении значком «Отличник народного просвещения».Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14.11.1943 № утверждено Положение о значке «Отличник народного просвещения».
Указанный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 30.04.1958 № «О признании утратившим силу постановления Совнаркома РСФСР от 14 ноября 1943 г. № «Об утверждении Положения о значке «Отличник народного просвещения».
ДД.ММ.ГГГГ Решением Коллегии Минпроса СССР, Президиума ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений утвержден нагрудный значок «Отличник просвещения СССР», а также положение о нем.
Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 27.12.2017 г. № «О реализации права работников сферы образования на награждение ведомственными наградами Минобрнауки России» вышеуказанные награды считаются тождественными современным ведомственным наградам и имеющими одинаковую с ними юридическую силу (раздел III Письма)- том 2 л.д.245.
Применяя аналогию правовых актов, исходя из разъяснения Министерства образования и науки РФ, а также учитывая тот факт, что решение о награждении истицы. принято Министром образования Российской Федерации, суд приходит к выводу, что значок «Отличник народного просвещения», которым награждена ФИО2, является государственной ведомственной наградой.
Согласно п. 2.1 Положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Рыбинского муниципального района, утв. Постановлением администрации РМР от 19.12.2012 №, система оплаты труда работников образовательного учреждения включает в себя выплаты за наличие почетного звания, государственных наград, ученой степени и т.п.
К вышеупомянутым выплатам относятся выплаты за наличие почетного звания, государственных наград, ученой степени, особые условия работы и т.п.; выплаты, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами Ярославской области, Рыбинского муниципального района.
Согласно таблице п. 2.1 размер ежемесячной выплаты составляет 10% к должностному окладу.
Таким образом, работодателем неправомерно отказано ФИО2 в назначении ежемесячной выплаты в размере 10% от должностного оклада ежемесячно, т.к. имеющаяся у истицы награда – значок «Отличник народного просвещения» является тождественной наградам Министерства образования и науки РФ, а соответственно влечет право на получение вышеуказанных выплат.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу вышеизложенных обстоятельств суд возлагает на МОУ Октябрьская СОШ обязанность установить ФИО2 надбавку к заработной плате в размере 10% должностного оклада ежемесячно в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований прокурора к ответчикам: Администрации РМР, Управлению образования Администрации РМР, Департаменту образования Ярославской области в силу следующего.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии - с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого Закона и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
Законом Ярославской области от 23.12.2013 № «О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций» утверждены нормативы бюджетного финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях на одного обучающегося в год.
Согласно указанным нормативам происходит выделение субвенций в муниципальный район, которые впоследствии перераспределяются Управлением образования РМР между образовательными учреждениями района в соответствии с муниципальным заданием. Размер финансирования зависит от количества обучающихся в образовательном учреждении.
09.01.2017 г. между Департаментом образования Ярославской области и администрацией Рыбинского муниципального района заключено Соглашение № о предоставлении из областного бюджета бюджету Рыбинского муниципального района субвенции на организацию образовательного процесса в общеобразовательных организациях на 2017 г.
12.01.2017 г. во исполнение вышеуказанного Соглашения между Управлением образования администрации РМР и МОУ Октябрьская СОШ заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в 2017-2019 годах.
Согласно пояснениям свидетеля ФИО1 (директор МУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности») образовательный стандарт школ района финансируется в размере 100% за счет субъекта – Ярославская область. МОУ Октябрьская СОШ в 2017 году перечислена субсидия в полном объеме для организации образовательного процесса. В соответствии с заявкой школы перечислена субсидия на 2018 год, задолженности перед МОУ Октябрьская СОШ не имеется, в большем объеме субсидия не может быть выделена в силу действующих законодательных актов.
Таким образом, в ходе разбирательства по делу установлено, что правовых оснований к возложению на ответчиков обязанности по выплате 10% от должностного оклада истице не имеется, т.к. у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по финансированию образовательного процесса МОУ Октябрьская СОШ, а из бюджета субъекта субвенции выделяются в соответствии с утвержденными нормативами. В свою очередь МОУ Октябрьская СОШ самостоятельно распределяет денежные средства, полученные ею из муниципального бюджета в виде субсидии для организации образовательного процесса в части выплаты заработной платы педагогическим работникам.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
решил:
Обязать МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа установить ФИО2 надбавку к заработной плате в размере 10% должностного оклада ежемесячно в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Рыбинского городского прокурора к Администрации Рыбинского муниципального района, Управлению образования Администрации Рыбинского муниципального района, Департаменту образования Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Голубина
Мотивированное решение изготовлено: 26.03.2018 г.