Центральный районный суд г.Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3335\2010 по иску прокурора Центрального района г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц (жителей г. Тулы) к администрации города Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании незаконным бездействия, понуждении принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц ( жителей г. Тулы) к администрации города Тулы о признании незаконным бездействия, понуждении принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, ссылаясь в обоснование исковых требований на тот факт, что прокуратурой Центрального района г.Тулы неоднократно проводились проверки по обращениям », начальника ФИО2, ФИО3 по поводу несоблюдения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со сбросом неподверженных обезвреживанию и очистке канализационных вод на рельеф местности по .
Управлением проводилось обследование территории , в ходе которых установлено, что на территории между домовладениями расположена канализационная насосная станция ( далее по тексту КНС), в районе которой имеет место выход сточных вод. На данной территории расположена система канализации от вышеуказанных домов.
ДД.ММ.ГГГГ предоставлена информация о том, что сброс неподверженных обезвреживанию и очистке канализационных сточных вод на рельеф местности по и от домов происходит по причине повреждения на самотечном участке канализационной сети, неисправности канализационной насосной станции (КНС).
Канализационная насосная станция (КНС) полностью разукомплектована (отсутствует насосное оборудование, запорная арматура, электроснабжение).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе прокуратуры Центрального района г. Тулы, выходом на место по адресу: , установлено, что рядом с вышеуказанными домами на расстоянии примерно 50 м находятся 2 скважины , которые используются предприятием для собственных нужд и для подачи воды населению не используются. Территория рядом со скважиной между прудом и КНС за пределами 1-го пояса зоны санитарной охраны. Осуществлен выход сточных вод на поверхность в виде лужи размерами 1,5 кв.м х 1,5кв.м в количестве 2-х выходов. КНС находится в нерабочем состоянии. Балансодержатели данной КНС не определены.
В 2008 году комиссионным обследованием системы водоотведения жилых домов было установлено, что самотечный коллектор от жилых домов до канализационной насосной станции, расположенной на , находится в нерабочем состоянии, стоки поступают на рельеф местности и далее частично в пруд. Канализационная насосная станция (КНС) полностью разукомплектована (отсутствует насосное оборудование, запорная, арматура, электроснабжение).
Выводы комиссии: в результате рассмотрения представленных документов, собственника канализационной насосной станции (КНС), расположенной на и самотечного коллектора от домов установить не представилось возможным.
Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято в эксплуатацию общежитие на 80 мест, оборудованное теплоснабжением, водоснабжением, канализацией расположенное по адресу : .
Постановлением Главы Администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден данный акт приемочной комиссии и данное общежитие закреплено на праве собственности за ».
Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято в эксплуатацию общежитие «» на 84 места, оборудованное теплоснабжением, водоснабжением, электроснабжением канализацией расположенное по адресу .
Постановлением Главы Администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден данный акт приемочной комиссии и данное общежитие закреплено на праве собственности за ».
ДД.ММ.ГГГГ между (Продавец), с одной стороны, и (Покупатель) с другой стороны, заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает Покупателю в собственность двухэтажное общежитие «», расположенное по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ между (Продавец) с одной стороны и ФИО4 (Покупатель) с другой стороны, заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает Покупателю в собственность двухэтажное здание (общежитие «»), расположенное по адресу: .
В соответствии с п.8 договоров купли-продажи Покупатель принимает на себя обязательства выступить правопреемником Продавца в отношении всех касающихся обязательств эксплуатационного и градостроительного характера; при использовании объекта нести бремя расходов, связанных с содержанием самого объекта, его инженерных сетей и прилегающей территории, с техническим обслуживанием и ремонтом объекта.
Других документов, в том числе актов приема-передачи сетей канализации и КНС » не представлено.
Кроме того, » сообщило, что на балансе общества не числится и не числился ранее объект: «Сети канализации, расположенные по адресу: ».
Отводы канализационных сетей от общежитий по строились и вводились в эксплуатацию вместе с общежитиями. Отдельно объекта «Канализационные сети» в эксплуатацию не вводилось.
Проектно-сметной документации на вышеуказанные сети в » нет.
Сведений о канализационной насосной станции (КНС), расположенной на , в Реестре имущества Тульской области, в Едином Реестре муниципального имущества г. Тулы, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Тульской области нет, что позволяет прокурору прийти к выводу, что указанная канализационная насосная станция является бесхозяйным объектом.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО г. Тулы, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет канализационной насосной станции, расположенной по адресу: , обязать администрацию МО г.Тулы с целью признания права муниципальной собственности и его государственной регистрации принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимого бесхозяйного имущества на бесхозяйный объект ( канализационная насосная станция), расположенный по адресу: .
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Центргаз», Союз христианских пресвитерианских церквей, Васильева О.А., ЗАО Торговый дом «Центргаз», ООО «Авангард».
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тулы Рябкова Т.В. поддержала исковые требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Тулы Лобанов Ю.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, ссылаясь на тот факт, что доводы прокурора о том, что указанная канализационная сеть является бесхозяйным объектом, не нашли своего подтверждения.
Представитель ответчика Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Бурмистров О.Н. в судебном заседании не признал исковые требования прокурора, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что из искового заявления и приложенных к нему копий документов,
подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои
требования, невозможно определить объект недвижимого имущества, в
отношении которого истец требует совершить юридически значимые действия.
В исковом заявлении и приложенных к нему копий документов данный объект указан как канализационная насосная станция, расположенная по адресу: . При этом не указано ни номера здания по , не указана площадь, количество помещений в здании КНС и другие характеристики объекта недвижимого имущества.
Определить объект недвижимого имущества, в отношении которого истцом выдвигаются требования, его точное местонахождение и технические характеристики возможно только из технического паспорта. Истцом технический паспорт не предъявлен, следовательно, даже в случае удовлетворения судом исковых требований, исполнение судебного решения без четкого описания объекта и его местоположения будет невозможно.
В исковом заявлении прокурором утверждается, что КНС является
бесхозяйным имуществом. Данный вывод сделан на основании того, что на
балансе ни у какой организации она не стоит и согласно сведениям из ЕГРП
на недвижимое имущество и сделок с ним права на КНС не зарегистрированы, в реестрах государственной собственности Тульской области и Едином Реестре муниципального имущества города Тулы КНС не числится.
Однако отсутствие записи о регистрации прав на объект в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и отсутствие такого объекта в реестрах государственной собственности Тульской области и Едином Реестре муниципального имущества города Тулы, по его мнению, ещё не доказывает факт того, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Кроме того, в отсутствии выданных органами учета государственного имущества документов о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, выданных соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов, подтверждающих, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы, оснований для вывода о том, что КНС являются бесхозяйным имуществом, не имеется.
Как следует из акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию наружных сетей канализации » и абонентом » на канализацию комплекса общежития граница балансовой принадлежности за эксплуатацию между » и абонентом устанавливается в колодце между уличной сетью и выпуском стока от объекта. В ведении абонента находится вся трасса канализации от общежития до колодца КК-9Б. КНС находится примерно в середине указанной трассы.
Согласно п.1 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167, «граница балансовой принадлежности» - это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указанная в акте по разграничению балансовой принадлежности трасса канализации от общежития до колодца КК-9Б обслуживает только 2 общежития, которые были построены ОАО «Центргаз», право собственности на которые, принадлежит ОАО «Центргаз». Данная трасса канализации конструктивно соединяет общежития с канализационным коллектором, принадлежавшим », который в свою очередь имеет выход в магистральный коллектор. При строительстве общежитий обеспечение этих зданий канализацией невозможно без постройки трассы канализации от общежития до колодца КК-9Б. Таким образом, канализации от общежития до колодца КК-9Б не могла не предусматриваться проектом строительства общежитий. КНС является конструктивным элементом данной трассы канализации, обеспечивающим перекачку канализационных стоков в приёмный коллектор. При отсутствии в данной конструкции КНС канализация не может функционировать.
Кроме того, как следует из письма союза пресвитерианских церквей от ДД.ММ.ГГГГ №, представленного истцом, при покупке здания они заключили договор на обслуживание канализационных стоков и вносили плату за услуги канализации владельцу очистных сооружений Торговому дому «Центргаз».
Данные обстоятельства являются необходимыми и достаточными условиями для вывода о том, что трасса канализации от общежития до колодца КК-9Б, конструктивным элементом которой является КНС, была построена для обеспечения общежитий канализацией одновременно с общежитиями. Заказчиком строительства был ОАО «Центргаз», следовательно, он являлся собственником не только общежитий, но и канализации от общежития до колодца КК-9Б.
При отсутствии доказательств того, что в результате каких-либо сделок, совершённых в рамках действующего законодательства, канализация от общежития до колодца КК-9Б была передана ОАО «Центргаз» какому-либо лицу, необходимо констатировать, что собственником данной организации является ОАО «Центргаз».
С учетом изложенного, поскольку собственник КНС известен и не отказался в установленном порядке от права собственности на данное имущество, то оснований для вывода о том, что КНС является бесхозяйным имуществом, не имеется.
С учетом изложенного, просил в иске прокурору Центрального района г. Тулы отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления администрации города Тулы по Центральному району по доверенности Киселев А.А. в судебном заседании поддержал возражения представителя администрации г. Тулы, Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, просил в иске прокурору отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Союза христианских пресвитерианских церквей по доверенности Тяжелова Т.И. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Центргаз» по доверенности Федюшкина Н.В. согласилась с исковыми требованиями прокурора Центрального района г. Тулы, ссылаясь на тот факт, что спорная КНС на балансе ОАО «Центргаз» не числится.
Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято в эксплуатацию общежитие «» на 80 мест, оборудованное теплоснабжением, водоснабжением, канализацией расположенное по адресу : .
Постановлением Главы Администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден данный акт приемочной комиссии и данное общежитие закреплено на праве собственности за ОАО « Центргаз».
Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято в эксплуатацию общежитие «» на 84 места, оборудованное теплоснабжением, водоснабжением, электроснабжением канализацией расположенное по адресу т. Тула, .
Постановлением Главы Администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемочной комиссии и данное общежитие закреплено на праве собственности за ОАО « Центргаз».
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Центргаз» ОАО «Газпром» (Продавец), с одной стороны, и Союзом христианский пресвитерианских церквей (Покупатель) с другой стороны, заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает Покупателю в собственность двухэтажное общежитие «», расположенное по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Центргаз» ОАО «Газпром» (Продавец) с одной стороны и Васильевой О.А. (Покупатель) с другой стороны, заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает Покупателю в собственность двухэтажное здание (общежитие «»), расположенное по адресу: .
В соответствии с п.8 договоров купли-продажи Покупатель принимает на себя обязательства выступить правопреемником Продавца в отношении всех касающихся обязательств эксплуатационного и градостроительного характера; при использовании объекта нести бремя расходов, связанных с содержанием самого объекта, его инженерных сетей и прилегающей территории, с техническим обслуживанием и ремонтом объекта.
Проектно-сметной документации на вышеуказанные сети в ОАО «Центргаз» нет.
На основании изложенного, просила суд исковые требования прокурора удовлетворить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Васильева О.А., ЗАО Торговый дом «Центргаз», ООО «Авангард» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщили суду о причинах неявки, что на основании ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению гражданского дела в их отсутствие.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался ( ч.1)
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности ( ч.3).
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей (далее именуются - объекты недвижимого имущества) урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 580 от 17.09.2003 г.
Согласно п. 4 Положения, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прокурором ставится вопрос о незаконности бездействия администрации МО г. Тулы, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет канализационной насосной станции, расположенной по адресу: , а также о понуждении администрации МО г.Тулы принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимого бесхозяйного имущества на бесхозяйный объект ( канализационная насосная станция), расположенный по адресу: .
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование исковых требований или возражений.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлено суду достоверных доказательств существования такого объекта недвижимого имущества как Канализационная насосная станция, расположенная по адресу: , не представлены сведения, содержащие характеристики данного объекта.
Определить объект недвижимого имущества, в отношении которого истцом выдвигаются требования, его точное местонахождение и технические характеристики возможно только из технического паспорта. Истцом технический паспорт не предъявлен.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Указанные Правила не содержат такого понятия как «канализационная насосная станция».
Однако пункт 1 Правил раскрывает понятие «канализационная сеть», под которой понимается система водопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Из представленных суду актов обследования систем водоотведения домов , следует, что причиной поступления стоков на рельеф местности, в пруд является неисправность самотечного коллектора от указанных домов. В ходе разбирательства дела прокурор уточнил исковые требования, пояснив, что им ставится вопрос о принятии действий к обращению в муниципальную собственность канализационных сетей, ведущих от домов .
В обоснование заявленных исковых требований, прокурор ссылается на тот факт, что канализационная сеть является бесхозяйным имуществом на основании того обстоятельства, что на балансе ни у какой организации она не состоит и, согласно сведениям из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, права на канализационную сеть не зарегистрированы, в реестрах государственной собственности Тульской области и Едином Реестре муниципального имущества города Тулы не числится.
Однако отсутствие записей о регистрации прав на объект в соответствующих реестрах и отсутствие указанного имущества на балансе организаций не доказывает факт того, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Так в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято в эксплуатацию общежитие «» на 80 мест, оборудованное теплоснабжением, водоснабжением, канализацией расположенное по адресу: .
Постановлением Главы Администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию общежития на 80 мест в , данное общежитие закреплено на праве собственности за АО «Центргаз», которое значилось его балансодержателем.
В подтверждение права собственности АО « Центргаз» на указанное недвижимое имущество выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, а в реестровой книге сделана запись №.
Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято в эксплуатацию общежитие «» на 80 мест, расположенное по адресу .
Постановлением Главы Администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемки Государственной комиссии, и данное общежитие на 84 места закреплено на праве собственности за АО « Центргаз».
В подтверждение права собственности АО « Центргаз» на указанное недвижимое имущество выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, а в реестровой книге сделана запись №.
Как следует из технических паспортов на указанные общежития, они оборудованы водопроводом, центральной канализацией, центральным горячим водоснабжением, газоснабжением.
Как следует из ответа на запрос ОАО «Центргаз» № от ДД.ММ.ГГГГ на балансе ОАО «Центрагаз» не числится и не числился ранее объект «сети канализационные, расположенные по адресу: , ». Отводка канализационных сетей от общежитий по строились и вводились в эксплуатацию вместе с общежитиями. Отдельно объекта «канализационные сети» в эксплуатацию не вводились. Проектно-сметной документации на вышеуказанные сети в обществе нет. ( л.д. 29,126)
Согласно п.1 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167 «граница балансовой принадлежности» - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Решением Исполнительного комитета Тульского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «» утверждены балансовые разграничения инженерного оборудования зданий, территорий благоустройства, инженерных сетей и сооружений на них (приложение № 1), в соответствии с которыми, границы балансовой принадлежности определяются контрольным колодцем на присоединении к уличной магистральной сети. ( л.д. 143-147)
Как следует из акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию наружных сетей канализации от ДД.ММ.ГГГГ между » и абонентом ПКП АО «Центргаз» граница балансовой принадлежности за эксплуатацию канализации от комплекса общежитий между » и абонентом устанавливается в колодце между уличной сетью и выпуском стока от объекта (общежитий). В ведении абонента находится вся трасса канализации от общежития до колодца КК-9Б. КНС находится примерно в середине указанной трассы ( л.д. 74, 75, 76).
Из содержания указанного акта следует, что комплекс канализационных сетей, возведенных ПКП АО «Центргаз», был подключен к канализационным сетям », в связи с чем, между указанными лицами был утвержден акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию наружных сетей канализации от ДД.ММ.ГГГГ
Указанная в акте по разграничению балансовой принадлежности трасса канализации от общежития до колодца КК-9Б обслуживает только 2 общежития, которые были построены ОАО «Центргаз», право собственности на которые, принадлежало АО «Центргаз». Данная трасса канализации конструктивно соединяет общежития с канализационным коллектором, принадлежавшим », который в свою очередь имеет выход в магистральный коллектор. При строительстве общежитий обеспечение этих зданий канализацией невозможно без постройки трассы канализации от общежития до колодца КК-9Б. Таким образом, канализации от общежития до колодца КК-9Б не могла не предусматриваться проектом строительства общежитий. КНС является конструктивным элементом данной трассы канализации, обеспечивающим перекачку канализационных стоков в приёмный коллектор. При отсутствии в данной конструкции КНС канализация не может функционировать.
В 2002 году согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ Главы г. Тулы и акту приема-передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ » передало в муниципальную собственность (») канализационно-насосную станцию, находящуюся по адресу: , канализационные сети. ( л.д.71-73)
Аналогичным образом был разрешен и вопрос о разграничении балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию водопроводных сетей между », и абонентом ПКП ОА «Центргаз». ( л.д.141)
Учитывая вышеизложенное, исходя из разграничения балансовой принадлежности, суд приходит к выводу, что трасса канализации от общежитий до колодца КК-9Б, при возведении домов поступила на баланс ОАО «Центргаз».
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Центргаз» ОАО «Газпром» № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реорганизации общества в форме выделения 9 закрытых акционерных обществ, в том числе ЗАО «Торговый дом «Центргаз», об утверждении разделительного баланса.
Разделительный баланс, предоставленный при регистрации ЗАО «Торговый дом «Центргаз», не содержит сведения о передаче указанному обществу общежитий.
Предоставленный в материалы дела акт приема-передачи имущества ЗАО «Торговый дом «Центргаз» от ОАО «Центргаз», не позволяет суду индивидуализировать имущество, переданное вновь образованному ЗАО «Торговый дом «Центргаз».
Укрупненный перечень недвижимого имущества, переданного при реорганизации по ЗАО «Торговый дом «Центргаз», справка ЗАО «Торговый дом «Центргаз» № от ДД.ММ.ГГГГ не отвечают принципам допустимости и достоверности, поскольку не заверены надлежащим образом.
Предоставленные в материалы дела договор комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ не являются правоустанавливающими документами, не подтверждают факт принадлежности спорного недвижимого имущества ЗАО «Торговый дом «Центргаз».
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Центргаз» ОАО «Газпром» (Продавец), с одной стороны, и Союзом христианский пресвитерианских церквей (Покупатель) с другой стороны, заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает Покупателю в собственность двухэтажное общежитие «», расположенное по адресу: . ( л.д. 26)
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Центргаз» ОАО «Газпром» (Продавец) с одной стороны и Васильевой О.А. (Покупатель) с другой стороны, заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает Покупателю в собственность двухэтажное здание (общежитие «»), расположенное по адресу: . ( л.д. 30)
В соответствии с п.8 договоров купли-продажи Покупатель принимает на себя обязательства выступить правопреемником Продавца в отношении всех касающихся обязательств эксплуатационного и градостроительного характера; при использовании объекта нести бремя расходов, связанных с содержанием самого объекта, его инженерных сетей и прилегающей территории, с техническим обслуживанием и ремонтом объекта.
Других документов, в том числе актов приема-передачи сетей канализации ОАО «Центргаз» не представлено.
Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением, следует судьбе главной вещи. Она переходит к приобретателю главной вещи, если договором не установлено иное.
Главную вещь и принадлежность связывает общее назначение. При этом главная вещь определяет это самое назначение, тогда как принадлежность ее обслуживает.
В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 27 августа 1980 г., не утратившем своего значения, указывается на то, что принадлежностью признается вещь, назначенная служить главной вещи и связанная с ней общим хозяйственным назначением. Если законом или договором не установлено иное, принадлежность следует судьбе главной вещи.
Из теории права следует, что если несколько самостоятельных вещей используются в совокупности для достижения какой-либо хозяйственной цели, то главной вещью называют ту, которая существует самостоятельно и составляет предмет юридического отношения, устанавливаемого совокупностью данных вещей, а принадлежностью признаются те вещи, которые только дополняют главную вещь и вступают в те же юридические отношения не непосредственно, а в силу своей связи с главной вещью. Характерной особенностью отношения между главной вещью и принадлежностью является объединение существующих самостоятельно вещей с целью использования принадлежности для достижения тех же хозяйственных целей, для которых предназначена главная вещь.
Тем не менее, принадлежность является самостоятельной вещью, хотя и предназначенной для обслуживания другой (главной) вещи (ст. 135 ГК РФ), следовательно, она может являться самостоятельным объектом права (в том числе предметом сделок), а ее отсутствие не влечет признания главной вещи незаконченной или не способной выполнять свое хозяйственное назначение.
Однако, поскольку договорами купли-продажи недвижимого имущества домов не предусмотрено положений о самостоятельной судьбе канализационных сетей либо о продаже недвижимого имущества без указанных канализационных сетей, предназначенных для обслуживания указанного недвижимого имущества, данные сети как принадлежность к главной вещи (недвижимому имуществу) следуют ее судьбе, т.е. судьбе домов .
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые канализационные сети поступили в собственность владельцев недвижимого имущества, для обслуживания которого они были возведены.
Предоставленный в материалы дела договор № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме бытовых сточных вод не противоречит вышеуказанным выводам суда.
Таким образом, поскольку канализационная сеть, в том числе КНС, от домов имеет собственников, и собственники не отказались в установленном порядке от права собственности на данное имущество, доводы прокурора Центрального района г. Тулы о незаконном бездействии администрации МО г. Тулы, выразившимся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет указанной канализационной сети как бесхозяйного имущества не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц ( жителей г. Тулы) к администрации города Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании незаконным бездействия, понуждении принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий