ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3335/2014 от 21.05.2014 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело №2-3335/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2014 года город Уфа

 Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

 председательствующего судьи Шафиковой Е.С.

 при секретаре Аскаровой Е.Ф.,

 с участием заявителя – ФИО1, представителя заинтересованного лица Администрации ГО г. Уфа – ФИО2, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

 ФИО1 в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в суд и просила признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации городского округа город Уфа незаконным; обязать Администрацию городского округа город Уфа совершить действия, а именно: а) обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, как того требуют положения п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации; б) результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора как того требуют положения п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ; в) принять решение о предварительном согласовании места расположения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка как того требуют положения п.6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

 В обоснование требований указано, что 20 марта 2014 года ФИО1 обратилась в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

 Ответом за № от 27.03.2014 года заявителю сообщено, что ранее обращение о предоставлении земельного участка на льготных условиях, поступившее в адрес Администрации городского округа город Уфа РБ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года), внесено в автоматизированную информационную систему учета и она принята на учет в целях предоставления земельного участка под ИЖС по дате подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ по категории граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из этого, заместитель начальника управления по земельным ресурсам сделал вывод о том, что заявителю не может быть предоставлен на льготных условиях земельный участок на основании выбора. Таким образом, заявление от 20.03.2014 года о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта осталось неудовлетворенным.

 Считает, что Администрацией ГО г. Уфа были грубо нарушены права на получение земельного участка однократно и бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что органом местного самоуправления должна быть обеспечена возможность заявителя выбрать земельный участок. Утверждение Администрации городского округа город Уфа о том, что не может быть предоставлен на льготных условиях земельный участок на основании выбора незаконно.

 Представитель заинтересованного лица Администрации ГО г. Уфа ФИО2 просила отказать в удовлетворении требований заявителя за необоснованностью, пояснив, что предоставление земельного участка на льготных условиях возможно в порядке очередности без права указания на конкретный земельный участок.

 Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 В случае, предусмотренном законом, граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.46 ГПК РФ).

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

 Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, просила предоставить сведения об имеющихся на территории городского округа город Уфа земельных участках площадью согласно установленных норм федерального законодательства, которые могут быть предоставлены в собственность и использованы под строительство индивидуального жилого дома, и предварительно согласовать место размещения объекта. Также ФИО1 указала, что постановлением главы Муниципального образования Советский район г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответом за № от 20.08.2009 года ей было сообщено, что вопрос о предоставлении земельного участка на льготных условиях (бесплатно, в собственность) будет решаться в установленном порядке на Комиссии по вопросам индивидуального строительства при Администрации городского округа город Уфа, куда направлены ее документы.

 Ответом за № от 27.03.2014 года Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа заявителю сообщено, что ранее обращение о предоставлении земельного участка на льготных условиях, поступившее в адрес Администрации городского округа город Уфа РБ (вх. № 01-01-11643 от 29.07.2009 года), внесено в автоматизированную информационную систему учета и она принята на учет в целях предоставления земельного участка под ИЖС по дате подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ по категории граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также указано, что заявителю не может быть предоставлен на льготных условиях земельный участок на основании выбора.

 Согласно ч.1 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

 В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

 Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

 Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

 Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с п.п.1 п.2.1 ст. 10 закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» земельные участки могут предоставляться однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Положение об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденное Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.02.2008 N 33/11 регламентирует отношения, связанные с получением прав физических лиц на вновь предоставляемые земельные участки в аренду либо в собственность для целей индивидуального жилищного строительства.

 Действие настоящего Положения распространяется на всех лиц, осуществляющих землепользование в целях проектирования и строительства индивидуальных жилых домов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (п.1.2).

 1.4. Предоставление земель в целях осуществления индивидуальной жилищной застройки производится в соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании - Генеральным планом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также градостроительной документацией о планировке (застройке) территории городского округа: проектами планировки, проектами межевания территории и другими документами градостроительного планирования городского округа, разработанными и согласованными в установленном порядке.

 1.7. Предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду.

 Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.

 Предоставление земельного участка в аренду осуществляется путем проведения торгов или без проведения торгов в порядке, установленном статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Решение о предоставлении земельного участка в собственность однократно, бесплатно, лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", а также решение о предоставлении в аренду по результатам опубликования сообщения о приеме заявлений, принимается в форме постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

 П.2.1 Для постановки на учет лица, указанные в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", прилагают к заявлению документы в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.11.2011 N 393 "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно".

 Ведение учета указанных граждан осуществляется в порядке очередности, определяемой моментом (календарной датой) подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.

 Принятые на учет граждане включаются в книгу учета граждан отдельно по каждой категории (далее - книга учета граждан). Изменения в книгу учета граждан вносятся на основании документов, заверенных должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение книги учета граждан.

 Книга учета граждан ведется Отделом учета и распределения жилья Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан одновременно с применением Автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях".

 На основании п.1 ч. 2.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" Категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Таким образом, предоставление земельного участка возможно лишь в порядке, установленном Законом РБ «О регулировании земельных отношений», то есть в порядке очередности. Учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории (п. 2 ст. 10.1 Закона «О регулировании земельных отношений в РБ).

 В п. 6 ст. 10.1 вышеназванного закона указано, что сформированный уполномоченным органом перечень земельных участков, предназначенных для однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан, в который включаются все имеющиеся земельные участки, предназначенные для однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте уполномоченного органа

 На основании ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность без предварительного согласования места размещения объекта.

 Согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1)проведение работ по формированию земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

 Установлено, что органом местного самоуправления в пределах своей компетенции рассмотрен вопрос о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта ФИО1 и указано о принятии ее на учет в целях предоставления земельного участка под ИЖС по даче подачи заявления 29 июля 2009 года по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Данное решение принято в соответствии с законом.

 Решением Совета городского округа г. Уфа от 12.04.2012г №3/4 исключен абзац 4 пункта 2.15 Решения Совета городского округа г. Уфа от 28.02.2008 №33/11 «О Положении об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа г. Уфа», предусматривающий рассмотрение на очередном заседании Комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства заявлений граждан о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях, указавших точное местоположении земельного участка.

 Предоставление земельного участка в собственность на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Положением об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.02.2008 N 33/11. Данным положением и законом не предусмотрено предоставление земельного участка лицу, имеющему право на предоставление его в собственность на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства по основанию нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с предварительным согласованием места размещения объекта.

 Предварительное согласование места размещения объекта для льготного предоставления земельного участка законом не предусмотрено, при этом, орган местного самоуправления обязан соблюдать принцип открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка и соблюдения прав граждан, ранее поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Доводы заявителя о недопустимости отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, являются несостоятельными, поскольку порядок предоставления земельных участков категориям граждан, к которым отнесен истец, установлен вышеуказанными нормами закона и нормативными актами.

 Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в выборе земельного участка и предварительном согласованием места размещения объекта, не имеется, поскольку Администрация ГО г. Уфа РБ рассмотрела заявление ФИО1, приняла по нему законное и обоснованное решение, основанное на действующем законодательстве, регулирующем порядок бесплатного и однократного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при том права заявителя нарушены не были.

 В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие со стороны Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не допущено, следовательно, права и законные интересы заявителя не нарушены. Таким образом, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 258 ГПК РФ суд

р е ш и л:

 в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обязании совершить действия отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий:                                                          Е.С. Шафикова