Дело № 2-3335/2021
УИД 33RS0002-01-2021-004302-19
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Владимир 29 ноября 2021 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Селяниной,
при секретаре Е.А. Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, администрации городского поселения г. Чухлома муниципального района Костромской области о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование искового заявления указано, что во исполнение плана мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Костромской области на 2021 год, на основании задания начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №### проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Преображенский собор в Кремле», 1746 г., расположенного по адресу: <...> – адрес местонахождения объекта культурного наследия в соответствии с актом органа государственной власти о постановке объекта культурного наследия на государственную охрану (<...> – адрес местонахождения объекта культурного наследия в соответствии с данными технической инвентаризации). Объект принят на государственную охрану. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №### собственником Объекта является Российская Федерация. В отношении Объекта, приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ### утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта, в котором изложены требования по сохранению объекта культурного наследия. В адрес ТУ Росимущества в Костромской области направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ### о направлении копии охранного обязательства, получено ТУ Росимущества в Костромской области ДД.ММ.ГГГГ, о чём имеется печать в получении. В результате проведённых Инспекцией мероприятий по контролю за состоянием объекта установлено следующее. Общее состояние Объекта неудовлетворительное, в настоящее время Объект по прямому своему назначению не используется, ремонтные и реставрационные работы, на основании разрешения, выданного Инспекцией, не проводятся. В 2016 году Инспекцией осуществлены мероприятия по систематическому наблюдению за состоянием Объекта, в целях реализации плана мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Костромской области на 2016 год, в результате которых уже было установлено неудовлетворительное состояние Объекта. Задание на проведение работ по сохранению Объекта, разрешение на научно-изыскательские, исследовательские, производственные работы по указанному Объекту Инспекцией не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Инспекцию не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. МТУ Росимущества, как собственником Объекта, до сих пор не принимаются меры по осуществлению обязательства по содержанию Объекта в надлежащем техническом состоянии, соответственно, работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Преображенский собор в Кремле», 1746 г., по адресу: <...>, не исполняются. Учитывая изложенное, истец утверждает о длительном бездействии Ответчика, выразившемся в непринятии мер по сохранению объекта культурного наследия с момента правообладания Объектом - с 2012 года. Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению. На основании изложенного, Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области просит обязать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях произвести следующие мероприятия по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Преображенский собор в Кремле», 1746 г., по адресу: <...>:
- осуществить приведение территории Объекта в надлежащее санитарное состояние – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта по результатам обследования проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия – в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ – в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- установить информационную надпись на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) – в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированным в протоколе судебного заседания (л.д. 75) процессуальный статус администрации городского поселения г. Чухлома муниципального района Костромской области изменен с третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на соответчика.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что объект культурного наследия на основании распоряжения МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ### предоставлен на праве безвозмездного пользования Администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, сторонами подписан акт приема-передачи. Администрация городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, получившая Объект в безвозмездное пользование, обязана выполнять требования охранного обязательства. МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Ссылаясь на указанные обстоятельства, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просит отказать Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в удовлетворении заявленных к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях требований в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в адрес администрации не направлялось в установленном законе порядке какое либо предписание по устранению нарушений от Инспекции культурного наследия, что свидетельствует о несоблюдении досудебный порядка урегулирования спора. В собственности, а также в казне администрации городского поселения гор. Чухлома отсутствует объект недвижимости, в отношении которого рассматривается настоящее гражданское дело, а бремя по содержанию имущества несет собственник объекта недвижимости. В рамках представленной копии договора безвозмездного пользования объекта, администрация является арендатором имущества, а не собственником. Согласно акту приема-передачи имущество уже находилось в ненадлежащем состоянии. В материалы дела не представлено ни единого доказательства, что имущество приведено в неудовлетворительное состояние именно администрацией, что говорит о том, что администрация не может считаться надлежащим ответчиком по указанному делу. Просит в требованиях Инспекции по охране объектов Культурного наследия Костромской области в отношении администрации городского поселения город Чухлома отказать в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Руководствуясь указанной нормой, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия)). Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
В пункте 1 статьи 33 данного закона установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в том числе их ремонта, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.
Работы осуществляются на основании:
- задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия (составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия);
- разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия;
- проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия;
- положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта) (абз. 2 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Кроме того, обязательно осуществление технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за проведением вышеуказанных работ.
Порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ) органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утв. Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811.
Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия подлежит согласованию с органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (абз. 3 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Выполнение вышеуказанных работ, по общему правилу, возможно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Из п. 7 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия следует, что по окончании выполнения работ лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение 90 рабочих дней со дня их выполнения представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах; отчетная документация утверждается в течение 30 рабочих дней (при условии выполнения работ в соответствии с требованиями ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п. п. 8, 9 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Установлено, что что объект недвижимости «Преображенский собор в Кремле», 1746г., расположенный по адресу: <...>, отнесен постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» к объектам культурного наследия государственного (федерального) значения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №### собственником Объекта, расположенного по адресу: <...> является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37).
В отношении Объекта разработан и утвержден паспорт Объекта, являющийся обязательными учетным документом на объект культурного наследия (л.д.40-41).
Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером ### (Приказ Министерства Культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###).
В соответствии с Распоряжением ТУ Росимущества в Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ### здание Преображенского собора в Кремле (реестровый номер ###), общей площадью ### кв.м., расположенный по адресу: <...>, предоставлено на праве безвозмездного пользования администрации городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (л.д. 52).
ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (Ссудодатель) и администрацией городского поселения г. Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (Ссудополучатель) заключен договор ### безвозмездного пользования объектом культурного наследия (л.д. 54-60).
Согласно п. 1.1 Договора ### от ДД.ММ.ГГГГ Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование объект культурного наследия федерального значения, входящий в состав имущества казны Российской Федерации – здание Преображенского собора в Кремле (реестровый номер ###), общей площадью ### кв.м., расположенный по адресу: <...>. Одновременно с передачей прав по пользованию объектом недвижимого имущества Ссудополучателю передаются права на использование земельного участка, занятого этим имуществом и необходимым для его функционального использования.
Согласно п. 4.2.3.4 Договора ### от ДД.ММ.ГГГГ Ссудополучатель обязан обеспечить сохранность объекта.
Ссудополучатель обязан в установленном порядке выполнять за свой счет все работы по сохранению объекта, предусмотренные Охранным обязательством, а также выполнять все установленные настоящим Договором и законодательством об объектах культурного наследия требования к использованию объекта, гарантирующие его сохранность (п. 4.2.3.5 Договора ### от ДД.ММ.ГГГГ).
Приложением к Договору ### от ДД.ММ.ГГГГ является охранное обязательство по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия религиозного назначения на 2 листах.
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61) администрация городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области принимает в безвозмездное пользование объект культурного наследия федерального значения, входящий в состав имущества казны Российской Федерации – здание Преображенского собора в Кремле (реестровый номер ###), общей площадью ### кв.м., расположенный по адресу: <...>.
В момент передачи (приемки) имущество находилось в неудовлетворительном состоянии.
На основании задания начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №### (л.д.38) проведены мероприятия по систематическому наблюдению в отношении спорного Объекта.
По результатам проведения мероприятия по систематическому наблюдению составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №ФС-73-21/01 (л.д. 9-14).
В результате проведения мероприятий по систематическому наблюдению установлено следующее: Объект по своему прямому назначению не используется, предположительно в советское время использовался под слесарную мастерскую. Вход в территорию и внутрь Объекта не ограничен. С момента правообладания Объектом, с ДД.ММ.ГГГГ, собственником работы по его сохранению не осуществлялись. Территория Объекта не благоустроена, находится в ненадлежащем санаторном состоянии, заросшая сорной травянистой и древесной растительностью, кроме того, в непосредственной близи к Объекту наблюдаются кучи, предположительно демонтированного асфальтового покрытия, дёрна и строительного мусора. Отмостка отсутствует. Стены: повсеместно наблюдается деструкция кирпичной кладки, выкрашивание кирпича, вывалы, поражение биоотложениями (зелёная плесень), прорастание древесной растительности. С южной стороны апсиды, в районе первой оконной оси наблюдаются косые вертикальные трещины. С восточной стороны трапезной, в районе окна наблюдается локальный участок разлома кирпичной кладки, с разрушением кровельной системы. Крыша: покрытие кровли рядовое металлическое, наблюдается частичная утрата покрытия (над южным пределом), провалы, сквозь которые проросли деревья. Подшив кровли деревянный, наблюдается утрата досок. Оконные заполнения разнохарактерные, сохранены 3 первоначальных оконных заполнения с кованными металлическими решётками: 1 со стороны северного фасада (трапезной) и 1 с восточной и южной части апсиды, остальные окна зашиты досками, кирпичом, переделаны в дверной проём. Дверные заполнения разнохарактерные. Внутренние помещения захламлены бытовым мусором, на стенах наблюдается отслоение штукатурного слоя, деструкция кирпича на сводах потолка, поражение биоотложениями, протечки, проломы в потолочных перекрытиях. Ремонтно-реставрационные работы на Объекте не осуществляются. Информационные надписи и обозначения на Объекте в нарушение требований пп. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, отсутствуют.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно пункту 1 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
Ссылка МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на то, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является администрация городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока, в порядке, предусмотренном п. 1 настоящей статьи.
По условиям заключенного ДД.ММ.ГГГГ### между ТУ Росимущества в Костромской области и администрацией городского поседения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от исполнения условий договора, письменно известив об этом ссудополучателя за один месяц (п. 6.2 договора).
Кроме того, в соответствии с п.6.6 указанного договора стороны договорились о том, что неисполнение ссудополучателем требований к сохранению Объекта, установленных договором, охранным обязательством и (или) законодательством об объектах культурного наследия народов РФ, подтвержденное письменным заключением соответствующего органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, а также неисполнение обязательств по оформлению охранного обязательства, использование объекта не по целевому назначению, неосуществление текущего ремонта объекта, невыполнение обязанности по страхованию объекта, использование объекта в качестве предмета залога, заключение сделок, направленных на отчуждений объекта, производство работ, изменяющих предмет охраны, считается односторонним отказом ссудополучателя от исполнения договора.
Как следует из акта приема-передачи объекта культурного наследия по договору от ДД.ММ.ГГГГ, в момент передачи имущество находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
Охранное обязательство администрацией городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в нарушение условий договора не оформлено.
Охранное обязательство утверждено ДД.ММ.ГГГГ Приказом Инспекции по охране культурного наследия Костромской области ###, получено ТУ Росимущества в Костромской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26).
Разрешений на какие-либо ремонтные работы в отношении Объекта Инспекцией не выдавалось.
При сопоставлении фотоматериалов о состоянии Преображенского собора к Кремле, 1746г. г.Чухлома, являющихся приложением к Охранному обязательству с фотоматериалами к Акту осмотра №### от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о неиспользовании Объекта на протяжении периода времени как минимум с 2016 по 2021 годы администрацией городского поселения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области.
Указанное приводит суд к выводу о фактическом одностороннем отказе ссудополучателя от исполнения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, действующая редакция Закона лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта.
В соответствии с п. 7 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Копия акта с копией утвержденного охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение, а также в орган кадастрового учета для регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (п. 12 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ).
Пунктом 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Таким образом, действующая редакция Закона N 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно п.13 ст. 47.6 Закона №73-ФЗ в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи.
Доказательств того, что содержание полученного ТУ Росимущества после заключения с администрацией с.Чухлома договора безвозмездного пользования охранного обязательства доводилось до ссудополучателя, в материалы дела не представлено. Равно как и не представлено доказательств того, что ТУ Росимущества, действуя как представитель собственника, проконтролировало во исполнение п. 4.2.3.1 договора оформление администрацией г.Чухлома охранного обязательства.
В силу статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В статье 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответчик, как собственник нежилого здания, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона об объектах культурного наследия.
Уклонение от проведения работ является неисполнением собственником взятого на себя обязательства по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность, и может привести к его утрате.
Суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обязанности произвести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия – нежилого здания «Преображенский собор в Кремле», 1746 г., по адресу: <...>.
С учетом погодных условий и времени года рассмотрения дела суд полагает необходимым указать срок для осуществления приведения территории Объекта в надлежащее санитарное состояние – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация городского поседения г.Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области надлежащим ответчиком не является, исковые требования к администрации удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования истца в части указания сроков выполнения мероприятий по сохранения объекта культурного наследия, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Первоочередной этап, включающий получение задания и разрешения на проведение работ на Объекте, которой выдает соответствующий орган охраны объектов культурного наследия (30 календарных дней).
Поскольку МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях является органом государственной власти, то необходимо время для проведения предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедур для заключения контракта о выполнении проектных работ по разработке проектной документации на проведение работ.
В соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ государственному органу, чтобы приступить к данному этапу, необходимо: получить коммерческие предложения от специализированных организаций с целью формирования начальной (максимальной) цены контракта (не более 30 дней), сформировать предложенную стоимость в плане-графике, который подлежит согласованию с Росимуществом, впоследствии с УФК (как указывает ответчик, в среднем по продолжительности это составляет 20 календарных дней), далее необходимо опубликование, рассмотрение первых и вторых частей заявок и только впоследствии – проведение аукциона и заключение контракта (30 дней), итого - 80 дней.
Проектная сметная документация в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подлежит государственной экспертизе (п.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ) (30 дней).
Впоследствии МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях проводит проверку достоверности определения сметной стоимости объекта (30 дней).
В дальнейшем, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта с учетом Приказа Минкультуры России от 22.11.2013 года № 1942 подлежит согласованию с органом охраны памятников. Срок согласования уполномоченным органом - не более 45 рабочих дней.
После завершения данных мероприятий необходимо время для проведения предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ процедур для заключения контрактов на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, на проведение авторского надзора, технического надзора, научного надзора. Далее необходимо получить разрешение уполномоченного органа на проведение работ. Срок выдачи разрешения - не более 30 рабочих дней (приказ Минкультуры России от 30.07.2012 № 811).
Производство самих работ также требует значительного времени с учетом особенностей проводимых работ, а также законодательно установленных требований к подрядчикам и работникам подрядчика.
Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 установлены также требования к порядку приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия:
- после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей (п.7 ст.45);
- приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (п.8 ст.45);
- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п.9 ст.45).
Итого на проведение указанной процедуры необходимо, порядка 450 дней.
С учетом изложенного суд полагает, что требуемые истцом работы могут быть выполнены в следующие сроки:
- организация разработки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта по результатам обследования проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия – в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- организация выполнения работ по сохранению Объекта, а также сдача работ по акту приемки выполненных работ – в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- установка информационной надписи на Объекте культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) – в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить частично.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях произвести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия – «Преображенский собор в Кремле», 1746 г., по адресу: <...> (адрес по данным ЕГРН: <...>):
- осуществить приведение территории Объекта в надлежащее санитарное состояние – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта по результатам обследования проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия – в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ – в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- установить информационную надпись на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) – в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Ю.Н. Селянина
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.
Председательствующий судья Ю.Н. Селянина