ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3337/202128ОК от 28.10.2021 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

УИД 29RS0014-01-2021-006646-17

Дело № 2-3337/2021 28 октября 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Ершовой Е. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и выплатить недополученную пенсию,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и выплатить недополученную пенсию.

В обоснование исковых требований указала, что с <Дата> ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учётом повышения по части 9 статьи 17 этого же Федерального закона. 17 сентября 2020 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком принято решение об отказе в перерасчёте размера пенсии. С отказом она не согласна, считала, что ответчик должен установить ей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с выплатой недополученной пенсии. Просила возложить на ответчика обязанность установить ей с 1 октября 2020 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и выплатить недополученную пенсию с 1 октября 2020 года.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила суду, что при установлении истцу страховой пенсии по старости ей установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по части 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Такое повышение для истца является наиболее выгодным.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца.

Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

На основании части 8 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5 334 рублям 19 копейкам, с 1 января 2020 года – 5 686 рублям 25 копейкам, с 1 января 2021 года – 6 044 рублям 48 копейкам.

Как указано в части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В силу части 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Частью 9 статьи 17 Закона № 400-ФЗ определено, что лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Согласно части 12 статьи 17 Закона № 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.

В части 13 статьи 17 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец является получателем страховой пенсии по старости с <Дата>.

При назначении пенсии ответчик установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, в которых установлен районный коэффициент 2,0, то есть установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 100 процентов.

17 сентября 2020 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, то есть повышение на 50 процентов от суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.

Вместе с тем, поскольку установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, исчисленное в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, приведёт к уменьшению размера пенсии истца, заявление истца от 17 сентября 2020 года снято с рассмотрения, о чём истцу сообщено в письме.

Не согласившись с таким решением, истец обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что у неё имеется право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учётом её повышения одновременно по двум основаниям: в связи с проживанием в районах Крайнего Севера, в которых установлен районный коэффициент 2,0, то есть повышение по части 9 части 17 Закона № 400-ФЗ, и в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.

Проверяя законность решения пенсионного органа, суд исходит из того, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством гражданам, имеющим одновременно право на повышение фиксированной выплаты на районный коэффициент и на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается по их выбору. При этом сочетание обоих вариантов расчёта при исчислении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не допускается.

Поскольку при расчёте размера пенсии ответчиком избран наиболее выгодный для истца вариант, при котором размер пенсии является наибольшим, суд приходит к выводу, что произведенный ответчиком в отношении истца расчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости соответствует действующему пенсионному законодательству, прав истца не нарушает.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ФИО1 надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и выплатить недополученную пенсию отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов