ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3339/2016 от 28.09.2016 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3339/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2016 года, г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Гулькиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного отпуска, возложении обязанности выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что в период до <дата> являлся сотрудником УМВД России по Костромской области и занимал должность начальника отдела СЧ по РОПД СУ УМВД России по Костромской области. В период с <дата> до увольнения из органов внутренних дел в связи с сокращением занимаемой им должности был зачислен в распоряжение УМВД России по Костромской области. <дата> им был написан рапорт об увольнении из органов внутренних дел.

<дата> им был написан рапорт на имя Врио начальника УМВД России по Костромской области о предоставлении отпуска за ненормированный режим служебного времени (9 календарных дней с <дата>), предусмотренный ст.58 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел». Другие виды отпусков (основной и за выслугу лет) ему были предоставлены.

<дата> в предоставлении данного отпуска ему было отказано на основании того, что приказом МВД РФ от <дата> данный вид отпуска предоставляется лишь сотрудникам, замещающим должности старшего начальствующего состава, а он на основании приказа УМВД России по Костромской области л/с от <дата> в связи с организационно-штатными мероприятиями зачислен в распоряжение УМВД и освобожден от замещаемой должности с <дата>.

Считает данный отказ неправомерным, поскольку согласно Федерального закона от <дата>, сотрудник зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти сохраняет установленные указанным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты и правоотношения связанные с прохождением службы в органах внутренних дел (ч.9 ст.36); на подобного сотрудника распространяется режим служебного времени, установленный указанным законом (ч.13 ст.36): сотруднику увольняемому со службы в связи с сокращением должности, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством РФ отпуска (ч.11 ст.56).

Обязательность предоставления рассматриваемого дополнительного отпуска так же подтверждается положением ст. 127 Трудового кодекса РФ, в которой говорится о выплате денежной компенсации увольняемому работнику за все неиспользованные отпуска и косвенно ст. 137, запрещающей производить удержания из заработной платы увольняемого по сокращению штатов работника, за неотработанные дни отпуска.

Согласно Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169 при увольнении работник, проработавший не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получает полную компенсацию (а не пропорциональную отработанному времени в год увольнения) за неиспользованный отпуск. Данное положение так же подтверждается письмами Федеральной службы по труду и занятости № 164-6-1 от 4 марта 2013 г., № 1519-6-1 от 18 декабря.

Согласно ст.ст. 25, 28 Закона РФ «О полиции» № З-ФЗ от 7.02.2011 г. сотрудник, находящийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти считается проходящим службу в полиции и имеет право на ежегодный оплачиваемый основной и дополнительные отпуска. Эти же права предоставлены ему пунктом № 3 контракта заключенного с ним 01.01.2012 г. УМВД России по Костромской области.

Согласно постановления правительства РФ № 884 от 11 декабря 2002 г. «Об утверждении правил предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска...» право на данный отпуск реализуется в порядке, установленным трудовым законодательством РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Просил признать незаконным факт отказа УМВД России по Костромской области в предоставлении ему дополнительного отпуска за ненормированный служебный день (9 календарных дней) за 2016 год, обязать УМВД России по Костромской области выплатить ему денежную компенсацию в установленном законом размере за 9 календарных дней неиспользованного дополнительного отпуска (за ненормированный режим служебного времени) за 2016 год.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указывал, что в 2015 году отпуск за ненормированный служебный день был предоставлен ему, хотя он уже находился в распоряжении.

Представитель ответчика УМВД России по Костромской области ФИО3 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Указывал, что согласно имеющихся материалов, истец замещал должность начальника отела СЧ по РОНД УМВД России по Костромской области. В период с <дата> до момента увольнения был зачислен в распоряжение. К моменту увольнения истец в полном объеме использовал свое право на отпуска, предусмотренные ст. 56 Федерального закона №342-Ф3, в том числе право на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2015 г. Оснований предоставления истцу дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2016 г. не имелось, поскольку истец находился в распоряжении, а не замещал должность, по которой предусмотрено предоставление дополнительного отпуска. В 2015 году с учетом того, что в течение части года истец занимал соответствующую должность, отпуск за ненормированный служебный день ему предоставлялся.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что ФИО1 на основании контракта о службе в органах внутренних дел от <дата>, заключенного сроком на 5 лет, был назначен на должность начальника отделения по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и против личности следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления при УВД по Костромской области.

<дата>ФИО1 заключен с УМВД России по Костромской области о прохождении службы в той же должности на неопределенный срок. При этом ФИО1 в соответствии с п.п. 10-11 контракта был установлен ненормированный режим рабочего времени с предоставлением дополнительного отпуска согласно ст. 53 ФЗ от <дата>.

<дата>ФИО1 был уведомлен о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел в связи с сокращением занимаемой им должности.

Приказом от <дата> л/с ФИО1 был зачислен в распоряжение УМВД России по Костромской области и освобожден от занимаемой должности с назначением в качестве руководителя, уполномоченного давать поручения и (или) определять служебное место ФИО4 – заместителя начальника следственного управления УМВД России по Костромской области – начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности.

<дата>ФИО1 было вручено уведомление о зачислении в распоряжение с указанием на то, что его денежное довольствие будет состоять из должностного оклада по последней занимаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

ФИО1 в последующем (12 августа, <дата>, <дата>) предлагались имеющиеся вакансии, от замещения которых он отказался.

<дата>ФИО1 обратился на имя врио начальника УМВД России по г. Костроме с рапортом о предоставлении ему дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.

Письмом от <дата>ФИО1 был уведомлен о том, что в предоставлении указанного отпуска ему отказано, поскольку он освобожден от должности, дававшей ему соответствующее право.

<дата>ФИО1 обратился к врио начальника УМВД России по Костромской области с рапортом об увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности, а также с рапортом о предоставлении права на ношение форменной одежды по выходу на пенсию.

Из листа беседы от <дата> следует, что основной отпуск и дополнительный отпуск за стаж работы ФИО1 использованы, что сторонами не оспаривалось.

<дата>6 года ФИО1 обратился к начальнику УМВД России по Костромской области с рапортом об увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности с <дата>.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

Согласно статье 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск.

В силу ч. 5 ст. 58 того же Федерального закона дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 06.09.2012 N 849 "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта. Право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени. Продолжительность дополнительного отпуска в году поступления сотрудника на службу в органы внутренних дел Российской Федерации определяется путем умножения одной двенадцатой части дополнительного отпуска на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел Российской Федерации до окончания текущего календарного года. Сотруднику, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск в определенный графиком отпусков срок, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года (п.п. 1.1-1.5).

При этом сотрудникам, замещающим должности старшего начальствующего состава, такой отпуск предоставляется продолжительностью 9 календарных дней (п. 1.6.2).

Сторонами не оспаривалось, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставлялся истцу ранее, в том числе в 2015 году, в полном объеме.

Статья 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ устанавливает, что для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (ч. 6).

Сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности (ч. 12).

На сотрудника органов внутренних дел, зачисленного в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, распространяется режим служебного времени, установленный настоящим Федеральным законом (ч. 13).

В силу ст. 23 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотруднику, находящемуся в распоряжении, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях). Сотруднику же, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, денежное довольствие выплачивается в полном размере.

Таким образом, для сотрудника, зачисляемого в распоряжение и освобождаемого от занимаемой должности, существует два варианта: он либо продолжает исполнять служебные обязанности по ранее занимаемой должности, либо выполняет поручения установленного в соответствующем приказе лица. В первом случае, по смыслу закона, он фактически продолжает исполнять те же служебные обязанности, что и ранее, в силу чего получает денежное довольствие в том же размере, что и ранее, на него распространяется и действовавший ранее для него режим служебного времени (в данном случае – ненормированный, дающий право на предоставление соответствующего дополнительного отпуска), во втором же случае – он от выполнения обязанностей по этой должности освобождается не только юридически, но и фактически, а следовательно переходит на стандартный режим служебного времени – 5 дней и 40 часов в неделю, что, соответственно, лишает его права не предоставление дополнительного отпуска за ненормированный служебный день в том календарном году, когда он исключительно находился в распоряжении, а не занимал какую-либо должность.

При таких обстоятельствах суд находит доводы истца о том, что у него и в 2016 году возникло право на предоставление соответствующего отпуска, основанными на неправильном толковании закона, и полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Председательствующий Р.Н. Колесов