Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Катав-Ивановский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Козынченко И.В., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца - Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>ФИО5, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей, противоправными, установил: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать действия индивидуального предпринимателя ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по допущению нарушения законодательства о защите прав потребителей, а именно включение в договор о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, противоправными. Также просят обязать ответчика прекратить указанные противоправные действия. В случае удовлетворения иска просят обязать ответчика в установленный срок довести через средства массовой информации решение суда. В обоснование требований указали, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> была плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, осуществляющего реализацию бытовой и оргтехники в магазине «ЦУМ» по адресу: <адрес>. При реализации товара выдает потребителям накладную с указанием номера и даты покупки. При проведении ремонта товара ИП ФИО2 заключает с потребителями договор о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники. Бланк ИП ФИО2 договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники предусмотрены следующие позиции: - ФИО клиента, адрес клиента, телефон клиента, - наименование товара, модель, - дата продажи, - серийный номер, - дата сдачи в ремонт, - неисправность со слов клиента, внешнее повреждение, - комплектность, - «Выполненные работы принимаю. Претензий к внешнему виду и комплектности не имею» - подпись покупателя - дата получения. Пунктами 3.1, 3.2, 4.3 договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники предусмотрены следующие условия: - при осуществлении платного ремонта срок выполнения работ не может превышать 20 дней при наличии необходимых комплектующих на складе Исполнителя, при отсутствии комплектующих не более четырех месяцев с момента подписания настоящего договора; - при осуществлении гарантийного ремонта срок выполнения работ не может превышать 45 дней при наличии необходимых комплектующих на складе Исполнителя, при отсутствии комплектующих не более четырех месяцев с момента подписания настоящего договора»; - стоимость диагностики входит в стоимость ремонта. В случае отказа заказчика в одностороннем порядке от проведения не гарантийного ремонта, Заказчиком оплачивается диагностика техники в соответствии с прейскурантом Исполнителя, а также возмещаются расходы, понесенные Исполнителем в целях надлежащего исполнения услуги. Считают, что данные условия выполнения ремонта противоречат Федеральному закону РФ «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ и Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с данными обстоятельствами, руководствуясь пп. 7 п. 4 ст. 40, ст. 46 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», п. 5.18 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 46 ГПК РФ, Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, так как определить круг потребителей не представляется возможным. В судебном заседании представитель истца - Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ настаивала на заявленных требованиях, ссылаясь на изложенное в заявлении, просила иск удовлетворить. Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что нарушения имели место, в настоящее время они устранены. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров, п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара, расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. В соответствии с п. 29 Правил продажи отдельных видов товаров сроки удовлетворения продавцом требований покупателя определяются в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. Согласно свидетельства серии 74 №, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО2 является индивидуальным предпринимателем. Нежилое помещение, площадью 148 кв.м., находящееся по адресу: <адрес> в <адрес>, по договору безвозмездного пользования нежилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ, передано в пользование ФИО2 для ведения предпринимательской деятельностью. В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается ответчиком, что бланк ИП ФИО2 договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники предусмотрены следующие позиции: - ФИО клиента, адрес клиента, телефон клиента, - наименование товара, модель, - дата продажи, - серийный номер, - дата сдачи в ремонт, - неисправность со слов клиента, внешнее повреждение, - комплектность, - «Выполненные работы принимаю. Претензий к внешнему виду и комплектности не имею» - подпись покупателя - дата получения. Также пунктами 3.1, 3.2, 4.3 договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники предусмотрены следующие условия: - при осуществлении платного ремонта срок выполнения работ не может превышать 20 дней при наличии необходимых комплектующих на складе Исполнителя, при отсутствии комплектующих не более четырех месяцев с момента подписания настоящего договора; - при осуществлении гарантийного ремонта срок выполнения работ не может превышать 45 дней при наличии необходимых комплектующих на складе Исполнителя, при отсутствии комплектующих не более четырех месяцев с момента подписания настоящего договора»; - стоимость диагностики входит в стоимость ремонта. В случае отказа заказчика в одностороннем порядке от проведения не гарантийного ремонта, Заказчиком оплачивается диагностика техники в соответствии с прейскурантом Исполнителя, а также возмещаются расходы, понесенные Исполнителем в целях надлежащего исполнения услуги. Указанные обстоятельства подтверждаются бланком договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой оргтехники; договорами, заключенными с ФИО6, ФИО7, ФИО8 В соответствии с п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров, п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В соответствии с п. 29 Правил продажи отдельных видов товаров сроки удовлетворения продавцом требований покупателя определяются в соответствии с Законом РФ « О защите прав потребителей». Пунктом 1 ст. 20 Закон РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. Согласно Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ и Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ условие выполнения ремонта «при отсутствии запчасти на складе, производится ее заказ на фирму изготовитель, согласен на ожидание запчасти и выполнение ремонта» - нарушает право потребителя на определенный срок устранения недостатков. Условия выполнения ремонта, а именно: в случае признания ремонта не гарантийным клиент оплачивает при отказе от платного ремонта диагностику техники, ему на руки выдается дефектационный акт; в случае не подтверждения дефекта при проверке в сервисном центре, клиент обязан оплатить стоимость диагностики и транспортные расходы понесенные торгующей организацией, не соответствуют требованиям п. 28 Правил продажи отдельных видов товаров, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку указанные нормативные правовые акты предусматривают обязанность возмещения потребителем только расходы на проведение экспертизы, если будет установлена вина покупателя в возникновении недостатков товара. Проверку качества продавец проводит за свой счет. Законом РФ «О защите прав потребителей» не предусмотрена обязанность потребителя оплачивать стоимость диагностики и транспортных расходов понесенных продавцом, в случае не подтверждения дефекта при проверке в сервисном центре; закон исходит из принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением его прав. ДД.ММ.ГГГГ, по итогам проведенной проверки, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ и вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении индивидуальному предпринимателю ФИО2 наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеперечисленных доказательств, суд считает возможным признать действия индивидуального предпринимателя ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по допущению нарушения законодательства о защите прав потребителей противоправными, а именно: включение в бланк договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники условий, исключающих выбор потребителя той или иной претензии; включение условий о сроке выполнения ремонтных работ не соответствующих Закону РФ «О защите прав потребителей»; включение в обязанности потребителя оплаты диагностики бытовой и оргтехники техники, и обязать ответчика прекратить указанные действия, В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Поскольку ФИО2 является индивидуальным предпринимателем, осуществляет торговую деятельность, то есть имеет гражданские права и несет связанные с этой деятельностью обязанности, суд считает, что обязанность довести через средства массовой информации решение суда следует возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2, предоставив ему месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, взысканию с ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2 подлежит взысканию госпошлина в доход государства, в размере, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, что составляет 200 руб. 00 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по допущению нарушения законодательства о защите прав потребителей, а именно включение в договор о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, противоправными: включение в бланк договора о проведении ремонта и обслуживания бытовой и оргтехники условий, исключающих выбор потребителя той или иной претензии; условий о сроке выполнения ремонтных работ не соответствующих Закону РФ «О защите прав потребителей»; включение в обязанности потребителя оплаты диагностики бытовой и оргтехники техники; обязать ответчика прекратить указанные противоправные действия. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 довести через средства массовой информации решение суда в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 200 /двухсот/ руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: И.В. Козынченко |