Дело №2-333/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2016 года
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Губачевой В.А.,
при секретаре: Качиури Г.Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 к МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону», администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, третьи лица администрация г. Ростова-на-Дону, ДАиГ г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о признании нуждающейся в обеспечении жильем, обязании включить в список подлежащих обеспечению жильем,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону о признании нуждающейся в обеспечении жильем, обязании включить в список подлежащих обеспечению жильем. Свои требования основывает на том, что ФИО1 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно распоряжению администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 была направлена и зачислена в художественный техникум ГБОУ СПО РО РСХТ ДД.ММ.ГГГГ По документальным данным ФИО1 является собственником 1/4 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. Фактически жилое помещение не пригодно для проживания и находится в разрушенном состоянии, жилой дом пострадал вследствие пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Российской Федерации она не состоит.
Истец просит суд признать ФИО1 нуждающейся в обеспечении жильем; обязать МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Представитель процессуального истца, помощник прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Хоянян Л.О. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, действующая на основании доверенности, ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица администрации г. Ростова-на-Дону, действующий на основании доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что жилое помещение в установленном законом порядке не было признано непригодным для проживания, в связи с чем отсутствуют основания для признания ФИО1, которая является собственником 1/4 доли домовладения по <адрес> нуждающейся в обеспечении жильем.
Представители третьих лиц ДАиГ г. Ростова-на-Дону, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд рассматривает дело в отношении неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителей сторон, представителя третьего лица администрации г. Ростова-на-Дону, приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ФИО1 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать ЕИГ лишена родительских прав, отец ЕАВ умер ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжению Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определена в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Л.д. 18
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислена в художественный техникум и по настоящее время числится обучающейся в ГБОУ СПО РО РСХТ. Л.д. 20-21
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником 1/4 доли жилого дома общей площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>л. ФИО4 <адрес>. Ее совладельцами являются: ЗЕА – 1/4 доли, МИВ – 1/4 доли, ПАА – 1/8 доли, БЮВ – 1/8 доли. Л.д. 30
Акт о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный 3ПЧ 40 ОФПС РО отражает, что в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар. Л.д. 25
По данным акта обследования жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес>, составленного ведущим специалистом МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» ХНА следует, что помещение непригодно для проживания, в связи с тем, что жилой дом поврежден вследствие пожара, отсутствуют условия для проживания, возвращение ФИО5 в жилое помещение для проживания невозможно. Л.д. 22
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В преамбуле данного Федерального закона указано, что Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона определено, что "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
В соответствии с ч. 1,2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Судом установлено, что ФИО1, которая относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является собственником 1/4 доли жилого дома общей площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес>, составленного ведущим специалистом МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» ХНА следует, что помещение непригодно для проживания, в связи с тем, что жилой дом поврежден вследствие пожара.
Рассматривая доводы истца о признании ФИО1 нуждающейся в обеспечении жильем в порядке, установленном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, в связи с чем полагает обязать МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, суд исходит из следующего.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Постановлением от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлен административный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно установленному порядку к компетенции муниципального органа, в данном случае администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону на основании заключения межведомственной комиссии о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признании его непригодным для постоянного проживания принимает решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим переводу в нежилое.
Из представленных суду документов следует, что ФИО1, а также ее законные представители в установленном законом порядке не обращались в соответствующие органы с просьбой о проведении обследования жилого дома по адресу: <адрес> на предмет пригодности или непригодности для проживания в нем в порядке, установленном Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 47, заключение межведомственной комиссии по факту признания указанного жилого помещения непригодным для проживания в материалах дела отсутствует, то есть заявителями нарушен установленный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.
Акт обследования жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес>, составленный и подписанный ведущим специалистом МКУ «Отдел образования Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» ХНА, и даже не начальником отдела образования, которым установлена непригодность жилого помещения для проживания, а также акт о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором не содержится исчерпывающей информации о непригодности жилого помещения для проживания не могут подменять собой установленный административный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.
Реализация прав ФИО1, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае не имеет правового значения, так как основанием иска являются другие основания - в связи с признанием непригодным для проживания закрепленного за ней жилого помещения.
Принимая во внимание, что в силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения (Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 25.03.2015) решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением, решение по вопросу о соответствии занимаемого ФИО1 помещения установленным требованиям не принималось, то есть администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону не была назначена межведомственная комиссия, которая бы могла принять заключение о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признании его непригодным для постоянного проживания, отсутствие решения муниципального органа о том, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим переводу в нежилое, то есть, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке не было признано непригодным для проживания, суд приходит к выводу об отказе истцу в иске.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 о признании нуждающейся в обеспечении жильем, обязании включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жильем – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 09.03.2016 года.