ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/16 от 10.05.2016 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-333/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2016г. Санкт-Петербург

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в лице:

председательствующего – судьи А.Н. Рябинина,

при секретаре А.А. Новик,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ЗАО «Б» об обязании произвести ввод в эксплуатацию приборов учёта электроэнергии и выдавать отдельные платёжные документы на оплату электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ЗАО «Б», в обоснование исковых требований указав, что ФИО2 и В. являются собственниками по 15/39 долей каждый 3-х комнатной коммунальной квартиры, расположенной по <адрес>. Собственником 9/39 долей квартиры является г. Санкт-Петербург. В квартире также зарегистрированы и проживают ФИО1 и Б., В. в квартире не зарегистрирован и не проживает. Оплата электроэнергии по указанной квартире производится не в полном объёме, что подтверждается решением мирового судьи от 19.06.2015г. Истцами и Б. в адрес ЗАО «Б» была подана заявка на ввод в эксплуатацию приборов учета, к которой прилагалось соглашение о порядке определения объема электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире. В ответ на данное обращение ЗАО «Б» указал, что предоставленные документы не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в связи с чем ввод в эксплуатацию установленного прибора учета электроэнергии как мест общего пользования, так и в комнатах, занимаемых истцами в спорном жилом помещении не возможен. С учетом уточнения исковых требований ФИО1, ФИО2 просили произвести ввод в эксплуатацию установленного прибора учета электроэнергии мест общего пользования в квартире по <адрес>, произвести ввод в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии в комнатах, занимаемых истцами по указанному адресу, а именно: в комнате площадью 18,70 кв.м., занимаемой ФИО1, в комнате площадью 11,10 кв.м., занимаемой ФИО2, а также обязать ЗАО «Б» выдавать отдельные платежные документы ФИО1, ФИО2 на оплату как электроэнергии мест общего пользования так и на оплату электроэнергии в комнатах, занимаемых истцами.

ФИО2 в судебное заседание не явился, просил слушать дело в его отсутствие.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в заседание своего представителя, который в суд явился, исковые требования поддержал.

Представитель ЗАО «Б» в судебное заседание явился, против удовлетворения искового заявления возражал по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Третьи лица В., Б. в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте слушания дела, уважительных причин неявки суду не представили, не просили слушать дело в их отсутствие, возражений по иску не представили, дело рассмотрено в их отсутствие по ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 81 Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Согласно п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, обязано осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно пунктам 80, 81 данных Правил к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Судом установлено, что ФИО2 и В. являются собственниками по 15/39 долей каждый 3-х комнатной коммунальной квартиры по <адрес>. Собственником 9/39 долей квартиры является г. Санкт-Петербург. В квартире также зарегистрированы и проживают ФИО1 и Б., В. в квартире не зарегистрирован и не проживает.

Между ФИО1, ФИО3, В., Б. и ЗАО «Б» заключен договор об использовании электроэнергии для бытового потребления (договор электроснабжения), который считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, услуги электроснабжения предоставляются ЗАО «Б» по указанному выше адресу.

Также судом установлено, что в спорном жилом помещении имеется один общий прибор учета электрической энергии <№> типа <№>, комнаты истцов оборудованы индивидуальными приборами учета.

20.12.2015г. ФИО1, ФИО3, Б. в адрес ответчика направлена заявка на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета и требования о том, чтобы 08.01.2016г. в 15.00 данные приборы учета были введены в эксплуатацию. Помимо изложенного было подано соглашение о порядке определения объема электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире.

ЗАО «Б» в адрес истцов направлялись ответы на обращения о том, что данные документы не могут быть приняты, так как они не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Суд считает, что поданная истцами заявка соответствует требованиям Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в ней присутствуют необходимые сведения для введения счетчиков в эксплуатацию.

Между тем, факт подачи заявки истцами не является безусловным основанием для возложения на ответчиков обязанности ввести в эксплуатацию счетчик.

Так, из Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (п. 81(1)). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (пункты 81(2), 81(3)). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил (п. 81(4)). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета (п. 81(5)). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(6)). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки (п. 81(7)). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(8)). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81(9)).

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В свою очередь указанная выше процедура ввода приборов учета в эксплуатацию проведена не была, контрольные номерные пломбы не устанавливались, акты ввода в эксплуатацию приборов учета или об отказе ввода приборов учета в эксплуатацию не составлялись.

При таких обстоятельствах, в связи с невозможностью установления соответствия приборов учета положениям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., и отсутствия доказательств указанного соответствия, оснований для ввода в эксплуатацию установленного прибора учета электроэнергии мест общего пользования в квартире по <адрес>, ввод в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии в комнатах, занимаемых истцами, не имеется.

Истцы не лишены возможности обратиться с требованиям об обязании ЗАО «Б» осуществить необходимую процедуру, предусмотренную Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в целях составления актов ввода приборов учета в эксплуатацию или об отказе ввода приборов учета в эксплуатацию.

При этом, как указано в данном Постановлении если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.

При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.

Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, ввод в коммунальной квартире в эксплуатацию установленного комнатного прибора учета, по показаниям которого будет осуществляться расчет размера платы за коммунальные услуги, возможен только при соблюдении в совокупности следующих условий: 1) коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, 2) все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, либо, в случае их отсутствия, между всеми потребителями в коммунальной квартире должно быть заключено письменное соглашение о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий ввод в эксплуатацию комнатного прибора учета и осуществление расчета размера платы за коммунальные услуги невозможно.

Истцы ссылаются на соглашение от 05.11.2015г., которое было подано в адрес ЗАО «Б».

Между тем, указанное соглашение не может быть принято судом допустимым доказательством, поскольку в нем отсутствует подпись В., который является собственником 15/39 долей квартиры по <адрес>.

Таким образом, факт заключения между потребителями в коммунальной квартире письменного соглашения о порядке определения объема количества электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире не нашел подтверждения при рассмотрении данного спора.

Кроме того, ответчиками не представлены доказательства того, что в каждой комнате установлены индивидуальные комнатные приборы учета, которые введены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным вышеуказанными правилами, в связи с чем, расчет на основании их показаний произведен быть не может.

При таких обстоятельствах, и учитывая невозможность учета показаний установленных в квартире истцов приборов учета тепловой энергии при определении объема потребления соответствующей коммунальной услуги, удовлетворение заявленного истцами требования об обязании ответчика ввести установленные ими приборы учёта в эксплуатацию не повлечет для них правовых последствий.

В случае выполнения необходимых условий, истцы не лишены права на ввод установленных приборов в эксплуатацию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2016г.