ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/18 от 19.11.2018 Удорского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-333/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 19 ноября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению администрации МР «Удорский» к ФИО1 о расторжении договора на предоставление субсидии и взыскании денежных средств,

установил:

Администрация МР «Удорский» обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что в рамках реализации муниципальной программы МО МР «Удорский» «Развитие экономики» между истцом и ответчиком был заключен договор от 21.08.2015 на предоставление субсидии на реализацию малого проекта в сфере предпринимательства. По указанному договору ответчику была предоставлена субсидия в общем размере 605900 рублей, которая перечислена на счет ответчика 01.09.2015. В соответствии с пунктом 3.2.3 Договора получатель субсидии обязан осуществлять деятельность на территории МР «Удорский» не менее 3 лет после получения субсидии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом малого предпринимательства обязательств, предусмотренных пунктом 3.2 Договора, денежные средства подлежат возврату в бюджет МР «Удорский» в полном объеме. Поскольку ответчиком прекращена деятельность индивидуального предпринимателя, просили суд расторгнуть договор от 21.08.2015 и взыскать с ответчика в доход бюджета МР «Удорский» денежные средства в размере 605900 рублей.

Представитель администрации МР «Удорский» по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования иска поддержал, доводы в его обоснование поддержал, просил суд иск удовлетворить.

Представитель третьего лица на стороне истца – министерства экономики Республики Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял. В представленном отзыве полагают заявленные исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что прекратил деятельность индивидуального предпринимателя вынужденно, поскольку муниципальных контрактов на отчистку дорог на территории МР «Удорский» не получал. В связи с этим не имел возможности уплачивать налоги в качестве ИП. Деятельность на территории МР «Удорский» с использованием приобретенного на средства субсидии фронтального погрузчика он продолжал как физическое лицо. В связи с этим, просил суд в удовлетворении иска отказать.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к следующему мнению.

Несмотря на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае в 2015 году возникли отношения между органом местного самоуправления и индивидуальным предпринимателем по экономическому спору, суд, следуя разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", приходит к выводу о том, что с момента прекращения государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ регулируется порядок предоставления и возврата выданных субсидий, в том числе, индивидуальным предпринимателям.

Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются, кроме прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 209-ФЗ под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 6 указанного Федерального закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, формирование и осуществление муниципальных программ с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (статья 11 Федерального закона № 209-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 418 утверждены Государственная программа Республики Коми «Развитие экономики» и Правила предоставления из республиканского бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов по реализации малых проектов в сфере предпринимательства.

Во исполнение требований приведенного выше федерального законодательства и Постановления Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 418, Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2015 № 156 принято решение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО МР «Удорский» субсидии на софинансирование расходов по реализации малых проектов в сфере предпринимательства.

Постановлением администрации МР «Удорский» от 25.12.2014 № 1313 утверждена муниципальная программа МО МР «Удорский» «Развитие экономики», подпрограммой которой является «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в МО МР «Удорский»; разработан его паспорт, содержащий сведения об ответственном исполнителе по каждому пункту программы, характеристики текущего состояния в сфере экономики МР «Удорский», приоритетные цели и задачи программы, перечень основных мероприятий муниципальной программы, сроки и этапы ее реализации, прогноз конечных результатов, описание подпрограмм и другие сведения.

Приведенная муниципальная программа содержит приложение № 2.6 о Порядке предоставления субсидии на реализацию малых проектов в сфере предпринимательства (далее – Порядок). Указанный Порядок определяет механизм предоставления субсидии на реализацию малых проектов в сфере предпринимательства в пределах средств бюджета муниципального района "Удорский" и субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Коми в рамках реализации подпрограммы 1 "Малое и среднее предпринимательство в МО МР "Удорский" муниципальной программы МО МР "Удорский" "Развитие экономики" в соответствии с соглашением, заключенным между администрацией муниципального района "Удорский" и министерством экономического развития Республики Коми о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми субсидий местным бюджетам на реализацию малых проектов в сфере предпринимательства на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью муниципального образования муниципального района "Удорский" и кассовым планом в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

Для целей настоящего Порядка под малыми проектами в сфере предпринимательства понимается деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение вопросов по организации содержания и расчистки дорог общего пользования местного значения (пункт 2 указанного Порядка).

Как следует из пункта 3 Порядка, субсидия предоставляется на приобретение автотранспорта для расчистки дорог.

Согласно пункту 5 Порядка объем собственных средств "Получателя субсидии" должен составлять не менее 20 процентов от стоимости малого проекта; - объем средств бюджета МР "Удорский" должен составлять не менее 10 процентов от стоимости малого проекта и не может превышать размер субсидии 110000 рублей; - объем средств, поступивших из республиканского бюджета Республики Коми на софинансирование малого проекта в сфере предпринимательства, не может быть более 70 процентов от стоимости малого проекта и не может превышать размер субсидии 500000 рублей.

В соответствии пунктом 12 Порядка главным распорядителем средств бюджета муниципального района "Удорский" в форме субсидий является администрация муниципального района "Удорский".

В силу положений пункта 16 Порядка получатель субсидии, заключивший договор на предоставление субсидии, обеспечивает выполнение следующих обязательств: 1) предоставлять документы, подтверждающие целевое использование средств субсидии (в данном случае целевыми расходами являются приобретение транспорта для расчистки дорог); 2) осуществлять деятельность на территории МР "Удорский" не менее 3 лет после получения субсидии; 3) использовать субсидию в срок не позднее 10 сентября текущего года исключительно на реализацию малого проекта в сфере предпринимательства; 4) имущество, приобретенное за счет субсидии, использовать в своей предпринимательской деятельности не менее 3 лет, и другие обязательства.

Пунктами 17-19 Порядка установлено, что в случае установления фактов нарушения "Получателем субсидии" условий их предоставления, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения "Получателем субсидии" обязательств, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, средства субсидии подлежат возврату в бюджет МР "Удорский" в полном объеме, в том числе по решению суда. Администрация в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений об установлении фактов нарушения условий их предоставления, выявленных в ходе проверок, направляет "Получателю субсидии" требование о возврате субсидии. "Получатель субсидии" в течение 30 календарных дней с даты получения требования перечисляет на лицевой счет Администрации, сумму субсидии, использованных с нарушением установленных условий их предоставления. В случае невыполнения в установленный срок требования Администрация обеспечивает взыскание субсидии в судебном порядке.

Судом установлено, что 21.08.2015 между администрацией МР «Удорский» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор на предоставление субсидии на реализацию малого проекта в сфере предпринимательства, по условиям которого ИП ФИО1 предоставлена субсидия, сформированная за счет средств бюджета МР «Удорский» в размере 110000 рублей и за счет республиканского бюджета Республики Коми в размере 495900 рублей на реализацию проекта «Оказание услуг по расчистке дорог на территории МО МР «Удорский». Субсидия в общем размере 605 900 рублей предоставлена в соответствии с указанным выше Порядком предоставления субсидии на реализацию малых проектов в сфере предпринимательства, в рамках муниципальной программы МО МР «Удорский» «Развитие экономики», утвержденной постановлением администрации МР «Удорский» от 25.12.2014 № 1313 (пункты 1.1, 1.2 Договора). Принятые получателем субсидии обязательства, ответственность сторон, порядок возврата бюджетных средств в договоре аналогичны пунктам 16-19 указанного выше Порядка (пункты 3.2, 4.2, 5.1 Договора).

Фактическое получение ответчиком средств субсидии подтверждено платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 110000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 495900 рублей, и сторонами не оспаривалось.

За счет средств предоставленной администрацией МР «Удорский» субсидии и за счет собственных средств ИП ФИО1 по договору купли-продажи от 29.07.2015 у ООО «<данные изъяты>» приобретен фронтальный погрузчик <данные изъяты> стоимость которого по договору составила <данные изъяты> рублей. Стоимость указанного погрузчика ответчиком оплачена полностью.

По сведениям Гостехнадзора и согласно свидетельству о регистрации машины, титульным владельцем фронтального погрузчика <данные изъяты> до настоящего времени является ООО «<данные изъяты>», хотя его фактическим собственником является ответчик.

Согласно акту проверки целевого использования средств субсидии от 14.09.2015, составленному комиссией администрации МР «Удорский», полученная ИП ФИО1 по договору от 21.08.2015 субсидия использована им по целевому назначению, претензий органа местного самоуправления района в этой части не имеется.

В ходе проведения администрацией МР «Удорский» последующих проверочных мероприятий было установлено, что ИП ФИО1 11 мая 2018 года (за 3 месяца и 10 дней до окончания 3-летнего срока деятельности) прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Ссылаясь на нарушение ответчиком пункта 3.2.3 Договора, согласно которому он принял на себя обязательство осуществлять деятельность на территории МР «Удорский» не менее 3 лет после получения субсидии, администрация МР «Удорский» просила суд расторгнуть договор на предоставление субсидии и взыскать с ответчика денежные средства субсидии.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие), в том числе, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (часть 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ).

Главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены виды бюджетных нарушений, в числе которых, нарушение условий предоставления бюджетного кредита.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев установленных законом.

Согласно пунктам 4.2. и 4.3. Договора в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В случае установления фактов нарушения условий их предоставления, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.2. Договора, субсидия подлежит возврату в бюджет МР «Удорский» в полном объеме, в том числе, по решению суда.

Согласно положениям раздела 7 Договора настоящий договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда. Основанием для расторжения договора по требованию администрации является, кроме прочего, нарушение условий, предусмотренных пунктом 3.2 Договора.

Судом установлено, что ответчиком допущено прямое нарушение условий, предусмотренных пунктом 3.2 Договора, а именно прекращение деятельности на территории МР «Удорский» ранее 3 лет после получения субсидии, что влечет для ответчика обязанность возвратить сумму субсидии в полном объеме, а также является основанием для расторжения с ним договора на предоставление субсидии.

Доводы ответчика в обоснование своих возражений на иск сведены к следующему: - деятельность по очистке дорог на территории МР «Удорский» с использованием приобретенного на средства субсидии фронтального погрузчика им не прекращалась, он осуществляет ее по настоящее время, как физическое лицо. В обоснование этой позиции ответчик представил договоры подряда от 18.09.2018 и от 08.10.2018 , по условиям которых он выполнил работы по погрузке мусора фронтальным погрузчиком на стихийной свалке с. Буткан, а также на несанкционированной свалках д. Разгорт и п. Усогорск, осуществлял работы по благоустройству территорий и очистке дорог с. Кослан и п. Усогорск; - пункт 3.2.3 Договора не содержит условий о том, что он должен осуществлять свою деятельность исключительно в статусе индивидуального предпринимателя; - в силу отсутствия муниципальных контрактов и отсутствия доходов находился в трудном финансовом положении, что стало основанием для принятия им решения о прекращении предпринимательской деятельности.

Приведенные доводы суд находит несостоятельными и необоснованными по следующим основаниям. Приведенные выше Государственная программа Республики Коми «Развитие экономики» с Правилами предоставления из республиканского бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов по реализации малых проектов в сфере предпринимательства, а также муниципальная программа МО МР «Удорский» «Развитие экономики» предполагают предоставление государственной поддержки для развития именно малого и среднего предпринимательства, то есть получатели такой субсидии должны быть субъектами малого или среднего предпринимательства, непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью, а не просто оказывать отдельные услуги в качестве самозанятых граждан - физических лиц. Такой же смысл заложен в пункте 3.2.3 Договора на предоставление субсидии, согласно которому в системном единстве с другими нормами, ответчик должен был осуществлять именно предпринимательскую деятельность определенный срок. Осуществление же деятельности вообще, а не предпринимательской деятельности, по отдельным договорам подряда, не отвечает требованиям и условиям той деятельности, для осуществления которой ответчик получал субсидию. Показания свидетелей руководителя администрации ГП «Усогорск» ФИО5 и заведующим хозяйством администрации МР «Удорский» ФИО6 правового значения при разрешении дела не имеют. Других доказательств обратному, ответчик, будучи обязанным в силу статьи 56 ГПК РФ доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих возражений, не представил. Судом таких сведений также не установлено. Отсутствие доходов и трудное финансовое положение ответчика как следствие отсутствия муниципальных контрактов, и прекращение в связи с этим предпринимательской деятельности, не является основанием для освобождения от обязанности по возврату средств субсидии.

Таким образом, прекращение ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя влечет нарушение принятых им по договору субсидирования обязательств, и является основанием для возврата средств полученной им субсидии и расторжения договора по предоставлению субсидии. При таких обстоятельствах, суд находит требования иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указанные денежные средства субсидии подлежат взысканию в доход бюджета МР «Удорский» несмотря на формирование средств субсидии при ее предоставлении, как из местного бюджета района, так и республиканского бюджета. Судом достоверно установлено, что постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2015 № 156 из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО МР «Удорский» предоставлена субсидии на софинансирование расходов по реализации малых проектов в сфере предпринимательства в размере 495900 рублей. Поэтому указанные денежные средства были учтены в бюджете района. Дополнительно к этим средствам из местного бюджета района для предоставления ИП ФИО1 была определена сумма субсидии в размере 110000 рублей. Распоряжением и.о. руководителя администрации МР «Удорский» от 19.08.2015 № 175-р принято решение о предоставлении ответчику субсидии в общем размере 605900 рублей. В пункте 12 Порядка предоставления субсидии (приложение № 2.6 к муниципальной программе МО МР «Удорский» «Развитие экономики») главным распорядителем средств бюджета МР "Удорский" в форме субсидий является администрация МР "Удорский". Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица – министерство экономики Республики Коми, задействованное при предоставлении указанной субсидии, подержало иск о взыскании средств субсидии в доход бюджета МР «Удорский». Согласно пояснениям представителя администрации МР «Удорский» в последующем взысканные в доход бюджета МР «Удорский» средства будут перечислены в республиканский бюджет в порядке межбюджетного взаимодействия.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ решение судом принято по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со статьями 88, 103 ГПК РФ и статьей 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от оплаты госпошлины, в доход бюджета МО МР «Удорский» при удовлетворении иска подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд был освобожден в силу статьи 333.36 НК РФ.

Согласно статье 333.20 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При обращении в суд с указанным иском подлежала уплате государственная пошлина в размере 9259 рублей по иску имущественного характера о взыскании средств субсидии, и в размере 6000 рублей по иску неимущественного характера о расторжении договора. Поэтому с ответчика в данном случае подлежит взысканию государственная пошлина в общем размере 15259 рублей.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление администрации МР «Удорский» к ФИО1 о расторжении договора на предоставление субсидии и взыскании денежных средств удовлетворить.

Расторгнуть договор от 21 августа 2015 года на предоставление субсидии на реализацию малого проекта в сфере предпринимательства, заключенный между администрацией МР «Удорский» и ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МР «Удорский» денежные средства в размере 605 900 рублей (шестьсот пять тысяч девятьсот рублей).

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере 15 259 рублей (пятнадцать тысяч двести пятьдесят девять рублей).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 22 ноября 2018 года в Удорском районном суде.