ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/19 от 30.07.2019 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 30 июля 2019 года

Судья Кировского районного суда <адрес>ФИО1 Я.Р. с участием представителя истца ст. пом. прокурора <адрес>ФИО5, представителя ответчика ОАО «Дагнефтепродукт» по доверенности ФИО7, ФИО8 при секретаре - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересов неопределенного круга лиц и государства к ОАО «Дагенефтепродукт» о признании действий по самовольному проведению линий электропередач незаконными, признании действий администрации <адрес>, не осуществившей надлежащий контроль и допустившей эксплуатацию самовольно возведенных линий электропередач незаконными, обязании ОАО «Дагнефтепродукт» принять меры к демонтажу либо проведению линий электропередач в соответствие требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон обьектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровне напряжения ниже 35 кВт»

У С Т А Н О В И Л:

Заметитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ОАО «Дагенефтепродукт» о признании действий по самовольному проведению линий электропередач незаконными, признании действий администрации <адрес>, не осуществившей надлежащий контроль и допустившей эксплуатацию самовольно возведенных линий электропередач незаконными, обязании ОАО «Дагнефтепродукт» принять меры к демонтажу либо проведению линий электропередач в соответствие требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон обьектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчерпывающем перечне процедур ф сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровне напряжения ниже 35 кВт». Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей МКР «Новый город» <адрес> о незаконных действиях ОАО «Дагнефтепродукт», выразившихся в самовольном переносе линий электропередач. В мае 2018 года прокуратурой <адрес> проведена проверка по аналогичному обращению жителей МКР «Новый город», в ходе которой установлено, что в администрации <адрес> имеется обращение ОАО «Дагнефтепродукт» об утверждении рекомендуемой трассы размещения объектов электросетевого хозяйства напряжением 10 кВт по <адрес>. В последующем ОАО «Дагнефтепродукт» проложило линии электпродач и ввело их в эксплуатацию. В управлении архитектуры и градостроительства администрации <адрес> отсутствуют документы, подтверждающие согласование проведения линий электропередач в установленном порядке, а также их ввода в эксплуатацию. Новые линии электропередач проведены в непосредственной близости от земельных участков заявителей, без соблюдения 10 метровой охранной зоны.

В судебном заседании пом. прокурора <адрес>ФИО5 исковые требования поддержал, уточнив их просил обязать ОАО «Дагнефтепродукт», АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» и Администрацию <адрес> принять меры к демонтажу либо по проведению линий электропередач в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Представители ответчика ОАО «Дагнефтепродукт» по доверенности ФИО7 и ФИО1 С.М. в суде пояснили, что прокуратура <адрес> до жалобе нескольких жильцов, проживающих в домах, незаконно построенных, по <адрес>, и не имеющих никакого территориального отношение к <адрес> вдоль которой проходит перенесенная трасса ВЛЭП, не разобравшись, в сложившейся ситуации не проведя в должной мере прокурорской проверки "без получения пояснений от ОАО «Дагнефтепродукт» балансодержателя ВЛЭП и АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» организации эксплуатирующей ВЛЭП подала иск в отношении ОАО «Дагнефтепродукт», Администрации <адрес> и АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» о признании действий ОАО «Дагнефтепродукт» по проведению линии электропередач незаконными и обязать Общество принять меры кдемонтажу, либо проведению линии электропередач в соответствии с нормативнымитребованиями.Еще до образования микрорайона «Новый город» <адрес>, который сейчас носиттакое название, ОАО «Черномортранснефть» в мае 2000 г. для стабильного энергоснабжения своего предприятия построила на указанной территории, в то время пустыре,высоковольтную линию электропередач, согласно выданным техническим условиям"разработанной документации, параллельно существующей линии электропередач 10 кВт,принадлежащей ОАО «Дагнефтепродукт». Со времени постройки данной линии электропередач, собственником которой является ОАО «Черномортранснефть», территориявокруг нее начала постепенно застраиваться самовольными строениями граждан. игнорируявсе градостроительные нормы в охранных зонах высоковольтных линий и других
" инженерных коммуникаций.Понимая создавшуюся ситуацию <адрес>ное управление магистральных нефтепроводов «Черномортранснефть» обратилось в Администрацию <адрес> (письмо от 08.10.2007г) о нарушении границ охранной зоны высоковольтной линииэлектропередач, принадлежащей ОАО «Черномортранснефть», и о признании самовольными постройками возведенные строения в охранной зоне линии электропередач, сносе их нарушителями.Постановлением Администрации <адрес> от 31.08.2007г. руководствуясь ст. 222 ГК РФ, на основании предписаний-уведомлений Управления архитектуры иградостроительства <адрес> от 24.08.2007г. принято решение снести в трехдневный сроксамовольно возведенные строения на самовольйо захваченном земельном участке микрорайоне «Новый город».Аналогичное обращение было направлено также и в прокуратуру <адрес> (письмо от 16.05.2008г.). <адрес> письмом в от 25.06.2008г. наимя начальника <адрес> управления магистральных нефтепроводов С. сообщила, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, чтоуказанные в обращении от 16.05.2008г. нарушения подтвердились и, что готовятся к внесению в суд исковые заявления о сносе незаконно возведенных построек в пределах охранной зоны высоковольтных линий электросетей. Однако, не смотря на вынесенное Постановление от 31.08.2007г.Администрация <адрес> бездействовала и ею не были приняты меры по сносу незаконно возведенных строений, более того даже не были приняты меры по приостановкерегистрационных действий с указанными объектами недвижимости. <адрес> не были приняты, меры соответствии с письмом в от 25.06.2008г. для подачи в суд исковых заявлений сносе незаконно возведенных построек. Все это привело к тому что в настоящее время жильцы незаконных построек в пределах охранной зоны высоковольтных линий электросетей построек,. в отношении которых своевременно во исполнение Постановления Администрации <адрес> от 31.08.2007r. не были приняты меры по сносу, видя бездействие властей и поверив в свою безнаказанность из корыстных побуждений пытаются диктовать властям свои условия и сами инициируют проверки законности возведений линий электросетей в охранной зоне которых они незаконно возвели домостроения.

Перенос указанной линии электропередач никак не входил в планы ОАО
«Дагнефтепродукт», тем более выполнять все работы по переносу линии за свой счет.Однако, администрация г.гМахачкалы требовала от Общества перенести линиюэлектропередач на новое Место, согласованное с Управлением архитектуры (и* градостроительства г." Махачкалы, в связи с тем, что разработанный Управлением архитектуры и градостроительства генеральный план застройки МКР «Новый город» предусматривает вынос данной линии, а ОАО «Дагнефтепродукт» задерживаетстроительство (письмо администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). На самом деле, вопреки разработанному генеральному плану МКР «Новый город», там шла идет хаотичная многоэтажная застройка, не обращая никакого внимания на существующие инженерные сети с нарушением градостроительных норм и охранных зон.В результате, действия застройщиков указанного МКР в охранной зоне ВЛЭП-10 кВт стали приводить к частым авариям на линии электропередач, к остановке производства нанашем предприятии, а также отключения предприятий Северной промзоны и жилых поселков с населением более 10 тыс. человек, электроэнергию, которую получают от этой линии электропередач (письмо админ, <адрес> от 08.09.2000г.).

ОАО «Дагнефтепродукт» не было произведено строительство новой линии электропередач, а был осуществлен перенос части ранее имевшейся линии ВЛЭП-10 кВт согласно проекту переноса трассы согласованному с Управлением архитектуры и градостроительства.

Данный перенос был обусловлен необходимостью предотвращения несчастных случаев в связи с самовольным строительством объектов капитального строительства в непосредственной близости с ВЛЭП-10

Представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО9 оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель ответчика АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, о причинах не явки суд не известили.

Ранее на суде представитель АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» по доверенности ФИО6 требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит уточненный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ОАО «Дагнефтепродукт» проложило линию электропередач и ввело их в эксплуатацию по адресу <адрес>.

Новые линии электропередач проведены в непосредственной близости от земельных участков граждан.

Согласно заключению эксперта от 09.04.2019г. 1. Технические характеристики ЛЭП 10 кВ по адресу: <адрес>, МКР «Новьи город», <адрес>: -Общая строительная длина B3JI 10 кВ составляет 720м,-Строительные решения: типовой проект шифр 12.019 тип стойки СВ164-12.,-От опоры 1 до опоры 17 промежуточные опоры тина Пж20-2.,-Расчетная длина пролета составляет 45м.

-Марка и сечение провода - СПЗ 3(1x95)

-Все опоры имеют заземление.

-В составе данного проекта разработаны одноцепные и двухцепньк промежуточные, анкерные (концевые) и угловые анкерные опоры ВЛ 6-20 кВ с защищенными проводами импа СИП-3 с линейной арматурой ООО «НИЛЕД».

-Подвеска СИП-3 принята соответствии с требованиями ПУЭ7 издания к ВЛЗ (ВЛ до 20 кВ с защищенными проводами).

-в исследуемом проекте представлены следующие типы опор:

Промежуточные Пж20-1, Пж20-2, анкерные (концевые) Аж20-1 и Аж20-2, угловые анкерные УАж20-1 и УАж20-2.

-Данные опоры разработаны для применения на ВЛЗ 6-20 в районах с сейсмичночтью 9 баллов включительно.

-На опорах имеются подвески с шестью защищенными проводами типа СИП-3.

-Крепление проводов на промежуточных опорах, а также шлейфов, выполнены на четырех изоляторах марок ШФ20ГО с колпачками К9. Колпачки К9 длиной 76мм.

-Крепление СИП на опорах анкерного типа выполнило на подвесных полимерных изоляторах марки SML 70/20, изготовленных ООО «НИЛЕД».

-Расстояние между проводами ВЛЗ 6-20 выполнено в соответствии с таблицей ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, по максимальному напряжению 20 кВ и составляет по грозовым перенапряжениям не менее 45см.

-Заземление железобетонных опор выполнены в соответствии с требованиями гл. 2.5 ПУЭ 7 издания.

-Минимальное расстояние от исследуемой ЛЭП до жилого дома составляет 2м.

ЛЭП 10 кВ по адресу: <адрес>, МКР «Новый город», <адрес> соответствует правилам ПУЭ- правилам устройства электроустановок, а также соответствует разработанному Рабочему проекту на вынос ЛЭП 10 кВ по адресу <адрес>. МКР «Новый город», <адрес>.

ЛЭП 10 кВ в <адрес>, МКР «Новый город», <адрес> не причиняют вред жизни и здоровью проживающих на этой территории граждан.

Данные выносы ЛЭП в <адрес>, МКР «Новый город», <адрес> соответствуют с проектом, согласованным с МКУ «Управления архитектуры и градостроительства <адрес>.

Согласно положениям пункта 9 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", которым установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, к объектам топливно-энергетического комплекса относятся, в том числе, объекты электроэнергетики.

Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160 утверждены требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в соответствии с которыми охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи напряжением от 1 - 20 кВ в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Правоотношения в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, к которым относятся также объекты электроэнергетики, регулируются специальным актом федерального законодательства - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ одной из основных задач обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

К принципам обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса относится обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ определены права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса. Обязанностью субъектов ТЭК является осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).

Учитывая изложенное, федеральным законодательством обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации объектов электросетевого хозяйства возлагается непосредственно на юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании указанными объектами.

Таким образом, поскольку новые линии электропередач по адресу <адрес> проведены в непосредственной близости от земельных участков граждан, и без разрешения, в связи с чем уточненные требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные Исковые требования заместителя прокурора <адрес> - удовлетворить.

Обязать ОАО «Дагнефтепродукт», АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» и Администрацию <адрес> принять меры к демонтажу либо проведению линий электропередач в соответствие требованиями постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон » и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВТ».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Кировского районного суда <адрес>ФИО1 Я.Р. с участием представителя истца ст. пом. прокурора <адрес>ФИО5, представителя ответчика ОАО «Дагнефтепродукт» по доверенности ФИО7, ФИО8 при секретаре - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересов неопределенного круга лиц и государства к ОАО «Дагенефтепродукт» о признании действий по самовольному проведению линий электропередач незаконными, признании действий администрации <адрес>, не осуществившей надлежащий контроль и допустившей эксплуатацию самовольно возведенных линий электропередач незаконными, обязании ОАО «Дагнефтепродукт» принять меры к демонтажу либо проведению линий электропередач в соответствие требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон обьектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровне напряжения ниже 35 кВт»

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные Исковые требования заместителя прокурора <адрес> - удовлетворить.

Обязать ОАО «Дагнефтепродукт», АО «ДСК Махачкалинские городские электросети» и Администрацию <адрес> принять меры к демонтажу либо проведению линий электропередач в соответствие требованиями постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон » и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВТ».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение отложено на ДД.ММ.ГГГГ.

Судья