ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/20 от 02.10.2020 Вяземского районного суда (Хабаровский край)

Гражданское дело №2-333/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 02 октября 2020 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Поливода Т.А.

при секретаре Фетисовой Е.А.

с участием истица ФИО1

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ГАРАНТДОМ» о понуждении к исполнению обязанностей, перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ГАРАНТДОМ» о понуждении к исполнению обязанностей, перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании штрафа, мотивируя свои требования тем, что он является собственником помещения, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровск <адрес>. Ответчик является управляющей организацией в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> соответствии с договором управления многоквартирным домом. В настоящее время и уже на протяжении многих лет складывается следующая ситуация: <адрес> расположена на первом этаже, в помещении сохраняется высокий уровень влажности и температуры, из-за чего в помещении очень сыро, на стенах по нижнему краю от пола до подоконников серый налет (плесень), от чего обои и штукатурка на стенах не держатся. Более того из-за высокого уровня влажности он не может нормально пользоваться электроэнергией, поскольку проводка зачастую намокает, что может привести к пожару. Ранее по данному поводу проводилось исследование квартиры, по результатам которого установлено, что микроклимат жилого помещения не соответствует СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (экспертное заключение № 1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае»). Несмотря на якобы проведенные ремонтные работы в подвальном помещении в 2015- 2016 годах, ситуация не меняется, поскольку после его тщетных попыток сделать косметический ремонт в квартире, на стенах вновь проявлялась «чернота», а штукатурка отслаивалась и не держалась. Указанные последствия произошли вследствие избыточной влажности в результате постоянного затопления подвального помещения многоквартирного дома грунтовыми водами в летний период времени, а в период наступления отопительного сезона подвальное помещение заполнено паром, что говорит о явных нарушениях в термоизоляции. 13.02.2013 г. при измерении физических факторов в <адрес>, установлено, что микроклимат жилого помещения не соответствует СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (экспертное заключение № 1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае»). Как следует из письма администрации городского поселения «Город Вяземский» от 20.01.2015 г. № 9 в подвальном помещении дома произведены работы по отсыпке, установке дренажной системы для отвода грунтовых вод в центральный водосбор, установлены автоматические насосы, на отдушинах подвального помещения установлены новые закрывающиеся двери и козырьки, произведены работы по очистке вентиляционной шахты от первого этажа выходов. В 2016 году управляющей компанией также был произведена очистка вентиляционных шахт. Однако даже после указанных работ при попытке произвести внутри квартиры косметический ремонт, это не приводило к нужному результату, поскольку на стенах вновь проявлялась «чернота», а штукатурка отслаивалась и не держалась. Из чего можно сделать вывод, что ремонт подвального помещения произведен ненадлежащим образом либо не производился вообще. В ходе проверки 21.11.2018 комиссия обследовала квартиру (при открытых на проветривание окнах), и рекомендовала произвести своими силами ремонт водонагревателя с установкой устройства защитного отключения. Однако указанный ремонт истцу (инвалиду 3 группы) и его пожилой матери (ФИО4) не посилен. 14 января 2019 г. вновь была произведена проверка квартиры №2 без установления нарушений. Указанную проверку считает проведенной с нарушениями, поскольку замеры температурного уровня и уровня влажности в квартире фактически не производились, в подвал комиссия вообще не проходила. По результатам проверки прокуратуры Вяземского района в адрес главы администрации городского поселения «Город Вяземский» 22.10.2019 г. вынесено представление о выявленных нарушениях. Так, в ходе проверки установлено, что администрация городского поселения решение о необходимости проведения капитального ремонта не выносила, региональному оператору не направляла, тогда как указанный многоквартирный дом включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 -2043 годы, и на 2020 год предусмотрены работы по ремонту подвальных помещений, а на 2022 год ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения. Претензию истца об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, перерасчете жилищно-коммунальных услуг ответчик добровольно не удовлетворил, оставив без ответа. Ответчиком в отношении жилого помещения истца за период с июль 2017 года по июнь 2020 года начислены и предъявлены к оплате 38924 рубля 11 копеек рублей за жилищно-коммунальные услуги, которые включают в себя: техническое содержание за июль 2017 года в размере 1136 рублей 61 копейка техническое содержание за август 2017 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за сентябрь 2017 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за октябрь 2017 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за ноябрь 2017 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за декабрь 2017 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за январь 2018 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за февраль 2018 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за март 2018 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за апрель 2018 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за май 2018 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за июнь 2018 года в размере 1136 рублей 61 копейка; техническое содержание за июль 2018 года в размере 1193 (одна тысяча сто девяносто три) рубля 05 копеек; техническое содержание за август 2018 года в размере 1193 рубля 05 копеек; техническое содержание за сентябрь 2018 года в размере 262 рубля 04 копейки; техническое содержание за октябрь 2018 года в размере 758 рублей 64 копейки; техническое содержание за ноябрь 2018 года в размере 758 рублей 64 копейки; техническое содержание за декабрь 2018 года в размере 273 рубля 61 копейка; техническое содержание за январь 2019 года в размере 1026 рублей 59 копеек; техническое содержание за февраль 2019 года в размере 1026 рублей 59 копеек; техническое содержание за март 2019 года в размере 1026 рублей 59 копеек; техническое содержание за апрель 2019 года в размере 1026 рублей 59 копеек; техническое содержание за июнь 2019 года в размере 1026 рублей 59 копеек; техническое содержание за июль 2019 года в размере 1444 рубля 18 копеек; техническое содержание за август 2019 года в размере 1354 рубля 54 копейки; техническое содержание за сентябрь 2019 года в размере 1259 рублей 44 копейки; техническое содержание за октябрь 2019 года в размере 1364 рубля 93 копейки; техническое содержание за ноябрь 2019 года в размере 1364 рубля 93 копейки; техническое содержание за декабрь 2019 года в размере 1405 рублей 63 копейки; техническое содержание за январь 2020 года в размере 1248 рублей 30 копеек; техническое содержание за февраль 2020 года в размере 1248 рублей 96 копеек; техническое содержание за март 2020 года в размере 1281 рубль 99 копеек; техническое содержание за апрель 2020 года в размере 1320 рублей 35 копеек; техническое содержание за май 2020 года в размере 1277 рублей 85 копеек; техническое содержание за июнь 2020 года в размере 1385 рублей 41 копейка. Просил обязать общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТДОМ» исполнить надлежащим образом обязанности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, выполнив капитальный ремонт подвального помещения; произвести перерасчёт по оплате ЖКУ за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с июля 2017 года по июнь 2020 года в размере оплаты 38924 рубля 11 копеек; взыскать штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить.

В судебном заседании истец ФИО1 на своих исковых требованиях настаивал, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ГАРАНТДОМ» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения МКД по адресу <адрес>. Договор управления многоквартирным домом по адресу <адрес> и ООО «Гарантдом» начал действие с 01.11.2018. По результатам проверок Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края состояние подвального помещения жилого дома соответствует нормам. В подвальном помещении установлен автоматический насос, который осуществляет откачку грунтовых вод в случае их накопления. МКД по адресу <адрес> края на 2014-2043 г.г., утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 №479-пр, где предусмотрены работы по ремонту подвальных помещений. Собственники МКД по адресу <адрес> не предоставляли решения о проведении капитального ремонта подвального помещения на 2020 год. В связи с этим ООО «ГАРАНТДОМ» направлено письмо в адрес администрации городского поселения «Город Вяземский» о необходимости вынесения постановления о проведении капитального ремонта подвального помещения МКД по адресу <адрес> и направления данного документа в адрес НО «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Хабаровского края». Администрацией городского поселения «Город Вяземский» вынесено постановление №316 от 23.06.2020 «О принятии решения в целях обеспечения проведения капитального ремонта в МКД на территории городского поселения «Город Вяземский» и направлено в адрес НО «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае». В августе 2019 года был произведен ремонт подъездов МКД собственными силами собственников с предоставлением управляющей компанией расходных материалов и проведением зачета по платежам за жилищные услуги.

Представитель третьего лица администрации городского поселения «Город Вяземский» ФИО3 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что 23.06.2020 администрацией городского поселения «Город Вяземский» вынесено постановление «О принятии решения в целях обеспечения проведения капитального ремонта в МКД на территории городского поселения «Город Вяземский» и направлено в адрес НО «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае». Ремонт подвального помещения запланирован на 2021 год.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Как установлено в судебном заседании истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения №19 от 06.05.2014. Собственником указанного жилого помещения является городское поселение «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края.

Управление многоквартирным домом по адресу <адрес> с 01.11.2018 осуществляет ООО «ГАРАТДОМ», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 15.10.2018.

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу п.2,3 ч.1 ст.65 Жилищного кодекса РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Правовые отношения в связи с предоставлением управляющей организацией гражданам - потребителям услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома регулируются статьями 36, 153 - 155, 158, 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Частью 1 статьи 189 ЖК РФ предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189 ЖК РФ).

Из части 6 статьи 189 ЖК РФ следует, что в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

На основании системного толкования приведенных норм жилищного законодательства Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что объем обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома зависит от уровня благоустройства дома и не включает в себя проведение такой организацией капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе капитального ремонта подвального помещения.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В силу пункта 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (часть 6 статьи 168 ЖК РФ).

В соответствии со статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Права и обязанности собственника жилого помещения определены в статье 30 ЖК РФ, согласно частям 3 и 4 которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установлено в судебном заседании собственниками многоквартирного жилого дома по <адрес> в установленные законом сроки не было принято решение о проведении капитального ремонта на 2020 год, в связи с чем администрацией городского поселения «Город Вяземский» вынесено постановление №316 от 23.06.2020 «О принятии решения в целях обеспечения проведения капитального ремонта в МКД на территории городского поселения «Город Вяземский» и направлено в адрес НО «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае». Согласно вышеуказанного постановления проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по <адрес> запланировано на 2021 год.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта подвального помещения в жилом доме по <адрес>

Также суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части произведения перерасчета за жилищно-коммунальные услуги на сумму 38924, 11 руб., поскольку в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца об оказании жилищно-коммунальных услуг (технического содержания) ненадлежащего качества.

Так, уборка придомовой территории производилась, что подтверждается актами выполненных работ.

Согласно акта проверки №П2019-03-1039 от 24.09.2019 Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на момент проверки в квартире 2 повышенной влажности не ощущается. Окна пластиковые, закрыты герметично. Длительное время в квартире не производился косметический ремонт. В подвале утечек от инженерного оборудования нет. Подвальное помещение не подтоплено.

Согласно акта проверки №П2019-03-0507 от 24.05.2019 Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края система канализации в подвале МКД герметична, утечек из системы канализации нет.

Согласно акта от 25.06.2020, составленного с участием представителей собственников и управляющей компании подвальное помещение не подтоплено, оборудование в рабочем состоянии, колодцы очищены.

Как следует из экспертного заключения №2720/44/44-12/116/2019 от 23.01.2019 параметры микроклимата в жилой <адрес>, обслуживание которой осуществляет ООО «ГАРАНТДОМ» не соответствует п.4.1 приложение 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» по температуре воздуха и соответствуют по относительной влажности воздуха в жилых помещениях.

Таким образом, доводы истца о повышенной влажности в жилом помещении в результате ненадлежащего содержания управляющей компанией подвального помещения не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Гарантдом» о понуждении к исполнению обязанностей, перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскании штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.А.Поливода

Решение в окончательной форме принято 06 октября 2020 года

Председательствующий: Т.А.Поливода