ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/20 от 06.01.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0006-01-2019-005010-27

2-333/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при помощнике судьи Дерябиной О. А., с участием истца Завацкого В. И., представителя ответчика Стахеевой Ю. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завацкого В. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, обязании произвести расчет ежемесячной доплаты к пенсии и ее выплату, признании перерасчета пенсии незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии и выплату начислений, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Завацкий В. И. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга (далее - Управление) о признании права на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ с момента вступления его в силу, обязании произвести расчет ежемесячной доплаты к пенсии с начала действия указанного Закона с учетом индексации и других надбавок и произвести ее выплату, признании перерасчета пенсии с 12 554 рублей 25 копеек до 11 966 рублей 51 копейки незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии в период с сентября 2015 года до настоящего времени с учетом индексации и других надбавок и произвести выплату этих начислений, взыскании компенсации морального вреда в размере 300 рублей, указав, что в 1987 году, отработав 12,5 лет в должности бортового оператора гражданского воздушного судна - самолета АН-12, вышел на пенсию по выслуге лет. Согласно действующим на момент выхода на пенсию Указу Президиума ВС СССР от 11.05.1983 №9275-Х «Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР», Постановлению Совмина СССР от 20.12.1958 №1372 «О пенсиях за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания», Наставлению по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85), утвержденному приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 №77, должность бортового оператора входила в перечень должностей летного состава гражданской авиации воздухоплавания, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

27.11.2001 вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»(далее - Федеральный закон от 27.11.2001 №155-ФЗ), согласно которому члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Согласно указанному закону имеется право на доплату к пенсии как члену летного экипажа, получающего пенсию, однако Управление с начала действия данного закона не производило доплаты к пенсии. Неоднократно обращался в Управление с просьбой произвести доплаты в соответствии с указанным Федеральным законом, но получал отказ, мотивированный тем, что указанная доплата к пенсии является специальной социальной выплатой, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному пенсионному страхованию. При этом Управление ссылается на Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 №155 (далее - Список от 14.03.2003 №155),которым должность «бортовой оператор» не предусмотрена, и на отсутствие работы в должностях летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на установление ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ.

Данное бездействие Управления незаконно.Согласно ст. 22 Воздушного кодекса Союза ССР (не применяется с 01.04.1997), экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа гражданского воздушного судна определяется Министерством гражданской авиации СССР в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации.

Согласно перечню должностей летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 20.12.1958 №1372 «О пенсиях за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания» (утратило силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 30.01.1988 №137) должность бортового оператора отнесена к летно-подъемному составу гражданской авиации.

Согласно Наставлению по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85), утвержденному приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 №77 (не применяется на территории Российской Федерации с 15.09.2009 на основании приказа Минтранса России от 17.07.2008 №108), к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.

Приказом министра гражданской авиации СССР от 23.04.1974 №9 «О мерах по улучшению использования самолетов АН-12» в состав экипажа самолета введена должность бортового оператора. На лиц, занимающих эту должность, возложены функции по приему-сдаче коммерческой загрузки и ответственность за эксплуатацию внутрисамолетных средств механизации, а также контроль за надежной швартовкой груза.

Исключение должности бортового оператора из летного состава и отнесение его к кабинному экипажу, предусмотренное ч. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 и Списком от 14.03.2003 №155, не могут иметь обратного действия в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 137 Воздушного кодекса Российской Федерации, так как затрагивают гражданские права на пенсионное обеспечение. Соответственно, исключение должности «бортовой оператор» из списка должностей летного экипажа не может распространяться на пенсионеров, которые вышли на пенсию до вступления в силу нового Воздушного кодекса Российской Федерации. С развитием технологий, автоматизации и компьютеризации процессов условия работы могут становиться легче. Не исключено, что именно по этойпричине должность «бортового оператора» была исключена из списка должностей летного экипажа, но это не значит, что раньше работа «бортового оператора» была легкой. Чтобы получить право на пенсию по выслуге лет приходилось летать по не менее 500 часов в год, сейчас эта норма снизилась до 200 часов в год, рисковал своей жизнью, тратил свое здоровье и именно поэтому получил право на пенсию за выслугу лет. Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях указал на недопустимость обратной силы норм, исключающих работы из числа тяжелых и на необходимость применения законодательства, действовавшего на момент выхода на пенсию.

Более того, Управление с сентября 2015 года понизило пенсию с 12554 рублей 25 копеек до 11 966рублей 51 копейки, мотивировав тем, что по Воздушному кодексу Российской Федерации должность «бортового оператора» более не относится к летному составу и в связи с этим пенсия должна быть меньше. Таким образом, Управление вновь применило новый закон, ухудшающий положение.

В результате неправомерных действий Управления, на фоне переживаний, ухудшилось физическое и психологическое здоровье, чаще стал обращаться за медицинской помощью. С учетом периода нарушения права, которое длилось много лет, причиненный моральный вред оценен в сумму 300 000 рублей.

В судебном заседании истец Завацкий В. И. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал, уточнив, что просит обязать произвести заявленный перерасчет пенсии с сентября 2015 года с применением стажа на соответствующих видах работ с 01.04.1997 по 28.11.1999.

Представитель ответчика Стахеева Ю. А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что 02.04.2015 истец обратился в Управление с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ. 14.04.2015 Управлением было вынесено решение < № > об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии.

Право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ имеют члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии. Установленная названным Федеральным законом дифференциация пенсионного обеспечения основана на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей. Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждается Правительством Российской Федерации. Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на дополнительное социальное обеспечение, осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Согласно ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.02.1997, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командир, другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортоператор и бортпроводник). Таким образом, бортоператоры не относятся к летному составу, поскольку кабинный экипаж отнесен к обслуживающему персоналу.

Списком от 14.03.2003 №155 должность «бортовой оператор» не поименована.

Учитывая, что должность «бортоператор» не включена в состав летного экипажа воздушного судна, и в списке должностей членов летных экипажей данная должность отсутствует, права на установление доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ истец не имеет.

Требование о признании незаконным перерасчета пенсии не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

27.01.1987 Завацкому В. И. назначена пенсия за выслугу лет в связи с работой в летном составе гражданской авиации.

01.06.2002 Завацкому В. И. назначена пенсия по старости в соответствии п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Была представлена справка Авиакомпанией «Уральские авиалинии» от 05.05.2000, в которой был указан налет часов - 9 207 часов, выслуга - 38 лет 02 месяца.

В соответствии с действующим законодательством, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. В случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка. Управлением была запрошена уточняющая справка, летная книжка, трудовая книжка истца с целью проверки налета часов. В уточняющей справке ОАО «Уральские авиалинии» от 12.05.2015 работодатель подтверждает, что истец с 10.06.1974 по 21.01.1987, с 10.12.1992 по 29.11.1999 осуществлял работу в должности бортоператора и выполнял специальные работы. Должность бортоператора относилась к летному составу. Работа осуществлялась в период действия Воздушного кодекса Союза ССР от 11.05.1983, действующего до 01.04.1997, НПП-ГА-85 года. После анализа представленных документов специалистами Управления вынесено заключение о стаже на соответствующих видах работ, где налет часов - 8 631,39 часов, выслуга - 35 лет 11 месяцев. В августе 2015 года Завацкому В. И. Управлением было направлено письмо от 13.08.2015 о том, что при проверке пенсионного дела истца < № > с 01.08.2015 выявлена ошибка при вводе специального трудового стажа, в связи с чем истцу необоснованно выплачивалась завышенная сумма пенсии в размере 12 554 рублей 25 копеек вместо положенной суммы пенсии в размере 11 966 рублей 51 копейки. Следовательно, Управлением с 01.08.2015 было произведено устранение ошибки - размер пенсии приведен в соответствие с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Требование о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Нарушений пенсионных прав истца и вины Управления в данном случае не установлено. Более того, пенсионное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав граждан, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела: пенсионным удостоверением, протоколом о назначении пенсии, - что Завацкий В. И. с 22.01.1987 является получателем пенсии по старости за выслугу лет в связи с осуществлением деятельности в летном составе гражданской авиации (л. д. 13, 94).

Из трудовой книжки истца, летных книжек, справки АООТ «Авиакомпания «Уральские авиалинии» от 05.05.2000, справки ОАО «Уральские авиалинии» от 12.05.2015 следует, что Завацкий В. И. работал в должности бортоператора грузовых самолетов АН-12 в период с 10.06.1974 по 20.01.1987 (32 года 4 месяца), с 10.12.1992 по 28.11.1999 (5 лет 10 месяцев) (л. д. 14, 41-45, 46-87, 14, 105).

02.04.2015 Завацкий В. И. обратился в Управление с заявлением об установлении ежемесячной доплаты в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ.

Решением Управления от < № > от 14.04.2015 Завацкому В. И. отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку бортоператоры не включены в состав летного экипажа воздушного судна и списке должностей членов летных экипажей данная должность отсутствует (л. д. 17).

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности..., и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин.

Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 №97 «О реализации Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» было установлено, что при назначении ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в выслугу лет, дающую право на ежемесячную доплату к пенсии, засчитывается работа в должностях, перечисленных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. №1012, а также работа в следующих должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: командир корабля (включая старшего), штурман корабля, штурман самолета (п. 1).

Данный п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 №97 утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 №155, которым был утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии".

Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 №155, как и ранее действовавшими Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.1999 №1012, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 №97 не предусмотрена должности бортового оператора.

Не соглашаясь с указанной нормой, Завацкий В. И. оспорил конституционность Федерального закона от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 №100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Завацкого В. И. на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», оспариваемый заявителем Федеральный закон от 27 ноября 2001 года устанавливает членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (но не всем гражданам, работавшим в летном составе гражданской авиации) ежемесячную доплату к пенсии, которая выплачивается за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и призвана компенсировать напряженность и особую ответственность их труда.

Исходя из этого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. №155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», в котором должность бортового оператора отсутствует.

Установленная названным Федеральным законом дифференциация пенсионного обеспечения, поскольку она основана на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей, не может нарушать конституционный принцип равенства.

Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 №1384-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е.А.Б. на нарушение его конституционных прав Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Исходя из изложенного, право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, установленной Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ, имеют не все члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, а только те из них, чьи должности включены в утвержденный Правительством Российской Федерации Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии. Между тем, как указано судом выше, должность бортовой оператор (бортоператор) действовавшим и действующим Списками не предусмотрена.

По этим же основаниям не имеет правового значения довод истца о том, что он является получателем пенсии по старости за выслугу лет в связи с осуществлением деятельности в летном составе гражданской авиации, поскольку основан на ошибочном толковании вышеприведенных норм права, право на досрочное назначение пенсии по старости само по себе не является основанием для признания права на получение доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, обязании произвести расчет ежемесячной доплаты к пенсии и ее выплату не имеется.

Судом установлено, что налет часов за всю трудовую деятельность Завацкого В. И. составил: на грузовых самолетах АН-12 в период с 10.06.1974 по 20.01.1987 (32 года 4 месяца), с 10.12.1992 по 28.11.1999 (5 лет 10 месяцев).

Как следует из представленного Управлением расчета пенсии истца, с 01.02.2015 размер страховой пенсии по старости с учетом действующего с 01.01.2015 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составлял 12 554 рубля 25 копеек.

Оценка пенсионных прав истца была проведена в соответствии с п. п. 3, 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данном расчете пенсии был применен стажевый коэффициент 0,68, соответствующий специальному трудовому стажу (работа в летном составе) полных 38 лет.

01.08.2015 произведен перерасчет пенсии на основании представленной летной книжки, при этом стажевый коэффициент был применен 0,65, соответствующий специальному трудовому стажу (работа в летном составе) полных 35 лет (л. д. 109-110).

Как установлено, специальный трудовой стаж и, соответственно, стажевый коэффициент был изменен в связи с тем, что из специального стажа был исключен период работы с 01.04.1997 по 28.11.1999 (л. д. 20-21).

В соответствии с п. п. 3, 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

П. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.

Аналогичные требования к специальному стажу для указанных лиц содержались и в Законе Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшем в период спорных правоотношений.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 №459.

Данным Списком от 04.09.1991 №459 предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены, в частности члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

Действовавшей в период работы истца ст. 22 Воздушного кодекса СССР (период действия до 01.04.1997) было предусмотрено, что экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа гражданского воздушного судна определяется Министерством гражданской авиации СССР в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации.

Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 №77 были утверждены и введены в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НЛП ГА-85) (документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минтранса Российской Федерации от 17.07.2008 №108).

Данными Наставлениями было установлено, что экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала.

К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.

К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА (п. п. 2.3.2, 2.3.3 Приказа).

П. 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008 №108 (утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 №128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

С 01.04.1997 вступил в силу Воздушный кодекс Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 56 которого, экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Таким образом, в силу ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации должность истца не отнесена к летному экипажу.

На основании п. 3 ст. 136 Воздушного кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В этой связи с момента вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации акты законодательства Союза ССР, в том числе вышеуказанные Наставления, подлежали применению постольку, поскольку они не противоречили Воздушному кодексу Российской Федерации.

Кроме того, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.03.2009 №260-О-О, что касается положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Учитывая изложенное, суд отклоняет доводы истца о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры) входит в летный состав гражданской авиации, а потому период его работы с 01.04.1997 по 28.11.2009 должен быть учтен в расчете пенсии как период на соответствующих видах работ.

При этом суд отмечает, что, вопреки доводам истца, Конституционный суд Российской Федерации в своих Определениях, в том числе на которое ссылается истец от 06.03.2003 №107-О, указывает на возможность применения норм пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения соответствующих работ, а не законодательства, действовавшего на момент выхода на пенсию.

В этой связи вышеприведенная норма Воздушного кодекса Российской Федерации, вопреки доводам истца, также была применена только к периоду работы истца с 01.04.1997, то есть не имела обратного действия.

В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Установив ошибку в расчете размера пенсии в виде учета периода работы с 01.04.1997 по 28.11.1999 как стажа на соответствующих видах работ, распоряжением Управления от 03.07.2015 обоснованно был произведен перерасчет страховой пенсии Завацкого В. И. с 01.08.2015 на сумму 11 966 рублей 51 копейку (л. д. 97-106).

Требование Завацкого В. И. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением его пенсионных прав в виде неназначения ежемесячной доплаты к пенсии и незаконного перерасчета пенсии, удовлетворению не подлежит, поскольку таковых нарушений не установлено и, более того, данное требование не основано на нормах действующего законодательства.

Поскольку пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.

На основании ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Завацкого В. И.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Завацкого В. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, обязании произвести расчет ежемесячной доплаты к пенсии и ее выплату, признании перерасчета пенсии незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии и выплату начислений, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2020.

Судья