ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/20 от 26.04.2021 Приволжского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-7/2021

УИД 37RS0015-01-2020-000692-53

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Приволжский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.Ф.,

с участием представителя истца Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия Макарова А.А., действующего на основании доверенности,

ответчиков Цветковой Н.А. и Королевой Г.А.,

представителя ответчика Цветковой Н.А. - адвоката Строгановой Г.Б., представившей удостоверение от ДАТА и ордер № 656 от 24 декабря 2020 года,

представителей третьего лица Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области Соловьевой Л.А. и Корнева А.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2021 года гражданское дело по иску Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к Цветковой Н.А. и Королевой Г.А. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

у с т а н о в и л:

Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее Комитет) обратился в суд с иском к Цветковой Н.А. и Королевой Г.А., как собственникам земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно демонтировать некапитальную конструкцию из поликарбоната, расположенную на указанном земельном участке, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 3-9). При этом истец сослался на Приказ Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 25 августа 2016 года № 68-о «Об утверждении границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны охраны» (далее Приказ Комитета от 25 августа 2016 года № 68-о) и Постановление Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п «Об утверждении границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Церковь Воскресения (деревянная), 1699 г.», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны» (далее Постановление Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п) (т. 1 л.д. 3-9).

Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать ответчиков, как собственников земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (далее спорный земельный участок), устранить нарушения особого режима использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия, путем освобождения указанного земельного участка от нестационарного объекта (некапитального сооружения), представляющего из себя конструкцию, обшитую поликарбонатом, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу, дополнительно сославшись на Постановление Правительства Ивановской области от 8 октября 2015 года № 464-п «Об утверждении границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Усадьба, XVIII в.: главный дом, флигель», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны» (далее Постановление Правительства Ивановской области от 8 октября 2015 года № 464-п) (т. 2 л.д. 185-186).

Определением Приволжского районного суда от 12 ноября 2020 года и протокольным определением Приволжского районного суда от 23 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области (далее Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области (далее Управление Росреестра по Ивановской области), соответственно (т. 1 л.д. 1-2, 189-197).

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Приказом Комитета от 25 августа 2016 года № 68-о, Постановлениями Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п и 8 октября 2015 года № 464-п утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и памятников архитектуры федерального значения, а также режимы использования и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. Спорный земельный участок, собственниками которого являются ответчики, в соответствии с указанными документами, расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-1(2). Режимом использования земель в границах данной зоны запрещается размещение рекламы, временных построек и киосков. В нарушение данного ограничения на спорном земельном участке выявлен факт установления некапитальной конструкции из поликарбоната (далее спорная конструкция, спорный объект), в которой осуществляется торговля продуктами питания и сувенирами. В связи с чем в отношении ответчиков выданы Предписания Комитета об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны культурного наследия от 1 октября 2019 года № 18 и 18 а, согласно которым ответчикам необходимо было в срок до 12 декабря 2019 года демонтировать спорную конструкцию. В установленный срок требование выполнено не было, ходатайство о продлении срока исполнения предписаний не поступало. С учетом изложенного в отношении ответчиков составлены протоколы об административном правонарушении и Постановлениями Приволжского районного суда от 5 и 6 марта 2020 года по делам №№ 5-13/2020 и 5-14/2020 каждый из ответчиков признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа. До настоящего времени ответчиками не выполнены требования о демонтаже спорной конструкции. Вследствии чего ответчики, владея спорным земельным участком в границах зоны охраны объектов культурного наследия, не исполняют требования Федерального закона от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной территории. В связи с чем у истца и возникла необходимость в обращении в суд с настоящим иском (т. 1 л.д. 3-9, т. 2 л.д. 185-186).

В ходе судебного заседания представитель истца Комитета по доверенности Макаров А.А. (т. 2 л.д. 180) поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнения, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что под нестационарным объектом (некапитальным сооружением) истец понимает конструкцию, обшитую поликарбонатом, на колесах, с крышей, которая установлена на земельном участке ответчиков и с помощью которой осуществляется торговля сувенирами. Последняя является составной, минимум из двух частей, которые могут устанавливаться в различной конфигурации относительно друг друга. Именно в отношении данной составной конструкции имело место вынесение Комитетом Предписаний об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны культурного наследия от 1 октября 2019 года № 18 и 18 а и составление протоколов об административном правонарушении от 28 января 2020 года в отношении ответчиков.

Ответчик Цветкова Н.А. и ее представитель адвокат Строганова Г.Б. (т. 2 л.д. 70) возражают против заявленных исковых требований. Пояснили, что спорный земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости, обособлен от других объектов недвижимости, имеет свой адрес, используется строго по целевому назначению для торговли, на последнем отсутствуют объекты культурного наследия. Согласно Генеральному плану г. Плеса, последний расположен в зоне 1Б - историческая застройка вдоль набережной, в которой условно разрешен вид использования - магазин сувениров и специальной торговли. В связи с чем на законных основаниях на спорном земельном участке с 2007 года расположен магазин сувениров и специальной торговли в виде конструкции из поликарбоната. Все нормативно- правовые документы, относительно зон охраны объектов культурного наследия г. Плеса вступили в юридическую силу позднее, чем появились складные выставочные и холодильные витрины ответчиков, оборудованные колесами. В силу п. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормативно-правовые акты, заявленные истцом, не распространяются на отношения, возникшие до введения их в действие. В настоящее время ни один нормативный акт не дает в полной мере определения «временному сооружению». Приказ Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 25 августа 2016 года № 68-о не определяет понятия «временной постройки». Спорный объект находится <адрес>, не нарушает «красную линию», не искажает внешний вид улицы. Цветкова Н.А. с помощью спорного объекта осуществляет розничную торговлю с применением патентной системы налогообложения. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном Отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 122-130, т. 2 л.д. 76-77).

Ответчик Королева Г.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (т. 1 л.д. 120, 206, т. 2 л.д. 31, 68, 214-216). Последняя имеет ряд медицинских диагнозов (т. 2 л.д. 71, 132, 170, 224-228), однако, недееспособной не признана. Согласно сообщения Главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжская центральная районная больница» от 15 апреля 2021 года № 376 (т. 2 л.д. 170), Королева Г.А. не имеет возможности явиться в судебное заседание в связи с неврологическими дефектами (нарушение функции передвижения). Вследствии чего для обеспечения возможности участия ответчика Королевой Г.А. в судебном заседании, судом имело место назначение 26 апреля 2021 года выездного судебного заседания по месту жительства последней по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 201, 238-256). После того, как ответчик Цветкова Н.А., проживающая совместно с Королевой Г.А. и являющаяся ее дочерью, отказалась пропустить суд и участков процесса в квартиру по месту жительства Королевой Г.А., последней была предоставлена возможность участия в судебном заседании посредством видеосвязи «скайп» (т. 2 л.д. 237, 238-256).

Ответчик Королева Г.А., ДАТА года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серии , выдан <адрес> от ДАТА (т. 2 л.д. 229-230), возражает против заявленных требований. Пояснила, что они с дочерью являются собственниками спорного земельного участка и расположенной на нем спорной конструкции, которая с 2007 года используется ими для осуществления торговли. В связи с чем никто не имеет права лишать их своей собственности. Ответчик Королева Г.А. поддержала представленный в дело письменный Отзыв по заявленным требованиям (т. 1 л.д. 131-139).

Представители третьего лица Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрации Плесского городского поселения) по доверенностям Соловьева Л.А. и Корнев А.В. (т. 2 л.д. 181-182, 218) поддержали заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснили, что спорное сооружение, расположенное на земельным участке ответчиков, представляет из себя конструкцию, обшитую поликарбонатом, на колесах, с крышей. Последнее является составным, минимум из двух частей, которые могут устанавливаться в различной конфигурации относительно друг друга. Именно в отношении данной составной конструкции Администрация Плесского городского поселения обращалась в Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия для принятия мер в рамках действующего законодательства. Спорное сооружение не является объектом ярмарочной торговли г. Плеса, организуемой третьим лицом. Более подробно позиция третьего лица изложена в письменном Отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 105).

Третьи лица Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области и Управление Росреестра по Ивановской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (т. 2 л.д. 172, 178, 179, 201, 203), о причинах неявки суду не сообщили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей (т. 1 л.д. 202-203, т. 2 л.д. 61, 62). Представили письменные Отзывы по заявленным требованиям, в которых не выразили заинтересованности в исходе дела (т. 1 л.д. 202-203, т. 2 л.д. 61, 62).

Выслушав представителя истца, ответчиков, представителя ответчика, представителей третьего лица, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ), под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с Положением о Комитете Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденном Постановлением Правительства Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 594-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия», Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Ивановской области.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ).

В силу п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» (далее Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972), соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Согласно подп. в п. 9 и п. 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований: … ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов) (подп. в п. 9).

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия (п. 16).

Пунктом 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Вследствии чего положениями указанного закона урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку создание зоны охраны, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования объекта культурного наследия (кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2019 года № 18-КА19-31).

Судом установлено, что по адресу: <адрес>, расположен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 6 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин сувениров и специализированной торговли, для размещения объектов торговли, поставленный на кадастровый учет 25 июня 2003 года. До 4 апреля 2017 года последний имел вид разрешенного использования - хоз. сарай (решение Приволжского районного суда от 28 апреля 2017 года по гражданскому делу № 2-161/2017 т. 1 л.д. 151-152).

Спорный земельный участок, согласно Генеральному плану г. Плеса, утвержденному решением Приволжского районного совета Ивановской области от 6 сентября 2006 года № 58 «Об утверждении проекта «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план», в том числе Правилами землепользования и застройки г. Плеса, картой (схемой) «Регламентное зонирование территории. Генеральный план, совмещенный с проектом планировки», расположен в границах исторической зоны И-2 - территория с исторической застройкой и сферой услуг турсервиса, условно разрешенными видом использования которой является: магазины сувениров и специализированной торговли (т. 2 л.д. 126-130).

Собственниками данного земельного участка являются ответчики Цветкова Н.А. и Королева Г.А., каждый в размере ? доли, дата регистрации права собственности ДАТА, номер государственной регистрации права .

Данные обстоятельства подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 25 апреля 2019 года и 17 ноября 2020 года Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области (т. 1 л.д. 82-84, 113-118), информацией Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области от 16 ноября 2020 года № 5/6378 и 26 января 2021 года № 13/419 (т. 1 л.д. 202-203, т. 2 л.д. 137), информацией Управления Росреестра по Ивановской области от 10 декабря 2020 года № 15593 (т. 2 л.д. 61, 62).

Приказом Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 25 августа 2016 года № 68-о «Об утверждении границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны охраны» (т. 1 л.д. 12-20) утверждены границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данной зоны охраны, в том числе границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-1(2) указанных объектов культурного наследия и режимы использования земель в границах последней, согласно которым запрещается размещение рекламы, временных построек, киосков.

Постановлением Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п «Об утверждении границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Церковь Воскресения (деревянная), 1699 г.», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны» (т. 1 л.д. 21-26) утверждены границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Церковь Воскресения (деревянная), 1699 г.», режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данной зоны охраны, в том числе границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-1(2) указанного объекта культурного наследия и режимы использования земель в границах последней, согласно которым запрещается размещение рекламы, временных построек, киосков.

Постановлением Правительства Ивановской области от 8 октября 2015 года № 464-п «Об утверждении границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Усадьба, XVIII в.: главный дом, флигель», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны») (т. 2 л.д. 191-198) утверждены границы зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Усадьба, XVIII в.: главный дом, флигель», режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данной зоны охраны, в том числе границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-1(2) указанного объекта культурного наследия и режимы использования земель в границах последней, согласно которым запрещается размещение рекламы, временных построек, киосков.

Спорный земельный участок расположен в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-1(2) объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области, памятников архитектуры федерального значения «Церковь Воскресения (деревянная), 1699 г.» и «Усадьба, XVIII в.: главный дом, флигель», установленных Приказом Комитета от 25 августа 2016 года № 68-о, Постановлениями Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п и 8 октября 2015 года № 464-п.

Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 и 30 ноября 2020 года Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ивановской области (т. 1 л.д. 113-118, 215-261), сообщениями Управления Росреестра по Ивановской области от 16 ноября 2020 года № 5/6378 (т. 1 л.д. 202-203) и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области от 26 января 2021 года № 13/419 (т. 2 л.д. 137), сообщением Комитета от 29 августа 2016 года № 2329-01-13 (т. 2 л.д. 187), сообщением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области от 28 февраля 2019 года № 13/1175 (т. 2 л.д. 188-190), пояснениями представителя истца Комитета по доверенности Макарова А.А., Приказом Комитета от 25 августа 2016 года № 68-о (т. 1 л.д. 12-20), Постановлениями Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п (т. 1 л.д. 21-26) и 8 октября 2015 года № 464-п (т. 2 л.д. 191-198). Доказательств обратного суду не представлено.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области, памятника архитектуры федерального значения «Церковь Воскресения (деревянная), 1699 г.», установленных Приказом Комитета от 25 августа 2016 года № 68-о и Постановлением Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п, ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В связи с чем на спорный земельный участок распространяется запрет на размещение рекламы, временных построек, киосков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации до 3 августа 2018 года содержал понятие временной постройки в следующей интерпретации: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1).

Вместо временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в Градостроительном кодексе Российской Федерации с 3 августа 2018 года фигурирует понятие «некапитальные строения, сооружения», введённое Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1).

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В силу ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов … на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником … земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

На спорном земельном участке расположен нестационарный объект (некапитальное сооружение), представляющий из себя конструкцию с крышей, обшитую поликарбонатом, оборудованную для облегчения передвижения колесами. Последний является составным, не менее чем из двух частей, которые могут устанавливаться в различной конфигурации относительно друг друга. Спорная конструкция используется для осуществления торговли сувенирной продукцией и продуктами питания.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом судебного заседания от 20-26 апреля 2021 года и фотоматериалом к нему (т. 2 л.д. 231-236, 238-256), пояснениями представителя истца Комитета по доверенности Макарова А.А., ответчиков Цветковой Н.А. и Королевой Г.А., представителей третьего лица Администрации Плесского городского поселения по доверенностям Соловьевой Л.А. и Корнева А.В., Отчетами о проведении контрольного мероприятия от 30 сентября 2019 года № 39/19 и 25 декабря 2019 года № 59/19 Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 53, 54, 62, 63), Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24 июля 2019 года и 9 ноября 2020 года в отношении ответчиков (т. 1 л.д. 85-88, т. 2 л.д. 204, 205-206), Патентом на право применения патентной системы налогообложения от 19 октября 2020 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области (т. 2 л.д. 219-221).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорный объект фактически является временной постройкой, размещение которой на спорном земельном участке нарушает требования п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 и режимов использования земель в границах зоны ЗР-1(2), утвержденных Приказом Комитета от 25 августа 2016 года № 68-о, Постановлениями Правительства Ивановской области от 12 октября 2015 года № 469-п и 8 октября 2015 года № 464-п.

Вследствии чего установление спорного объекта на спорном земельном участке является незаконным.

Изначально данный факт выявлен Комитетом в 2019 года в рамках полномочий, установленных ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на основании Задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее Задание) от 1 августа 2019 года № 39/19 (т. 1 л.д. 51-52) и обращения Администрации Плесского городского поселения от 29 июля 2019 года № 10 (т. 1 л.д. 49, 50), в ходе проведения в период с 15 августа по 30 сентября 2019 года надзорного мероприятия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области, в целях определения соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия (Отчет о проведении контрольного мероприятия от 30 сентября 2019 года № 39/19 т. 1 л.д. 53, 54).

По итогам указанного мероприятия каждому из собственников спорного земельного участка выдано Предписание Комитета от 1 октября 2019 года №№ 18 и 18 а об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения, расположенных на площади Торговой, улицах Советской, Ленина, Юрьевской, Островского и переулке Советском города Плеса Приволжского района Ивановской области (т. 1 л.д. 55, 56) (далее Предписания от 1 октября 2019 года №№ 18 и 18 а), согласно которым ответчикам в срок до 12 декабря 2019 года необходимо было демонтировать спорное сооружение.

В связи с неисполнением Предписаний от 1 октября 2019 года №№ 18 и 18 а, что было выявлено Комитетом при проведении 25 декабря 2019 года контрольного мероприятия в целях оценки исполнения последних (Отчет о проведении контрольного мероприятия от 25 декабря 2019 года № 59/19 т. 1 л.д. 62, 63), на основании Задания от 16 декабря 2019 года № 59/19 (т. 1 л.д. 60-61), в отношении ответчиков составлены протоколы об административном правонарушении от 28 января 2020 года №№ 1 и 2 (т. 1 л.д. 67-70, 71-74). Постановлениями Приволжского районного суда Ивановской области от 5 и 6 марта 2020 года по делам №№ 5-13/2020 и 5-14/2020 каждый из ответчиков признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Задолженность по оплате штрафа отсутствует, что истцом не оспаривается.

На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, обязанность по устранению нарушения особого режима использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия, путем освобождения спорного земельного участка от спорного сооружения, подлежит возложению на собственников спорного земельного участка - Цветкову Н.А. и Королеву Г.А..

Поскольку Королева Г.А. продолжает оставаться собственником спорного земельного участка, она не может быть освобождена от обязанности по устранению нарушения особого режима использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия, путем освобождения последнего от спорного сооружения, несмотря на то, что в настоящее время она сама не является индивидуальным предпринимателем (т. 2 л.д. 205-206), не осуществляет торговлю, имеет ряд медицинских диагнозов (т. 2 л.д. 71, 132, 170, 224-228), не дающих ей возможности заниматься данной торговой деятельностью.

Возложение на ответчиков указанной обязанности не может быть расценено в качестве запрета на ведение торговой деятельности с соблюдением требований действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Суд считает несостоятельными доводы ответчиков о незаконности заявленных требований, со ссылкой на п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, вследствии того, что нормативно-правовые акты, на которых истец основывает свои требования, вступили в юридическую силу позднее, чем появилось спорное сооружение.

В силу ч. 1 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации, со дня установления … зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются … использование … сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении … зоны с особыми условиями использования территории ….

Суду не представлено достаточное количество относимых и допустимых доказательств, подтверждающих использование ответчиками спорного объекта на спорном земельном участке до установления зон с особыми условиями использования территории, тем более, что последний фактически является движимым объектом, в связи с тем, что оборудован колесами, и может быть передвинут на смежные земельные участки в любой момент. Документация об участии ответчиков в ярмарочной торговле г. Плеса за период 2011-2017 годов (т. 1 л.д. 161-162, т. 2 л.д. 80-108) и фотоматериал с памятником мастера сконструировавшего спорное сооружение (т. 1 л.д. 163) не могут являться такими доказательствами, поскольку не содержат конкретного описания сооружения. Однако даже в этом случае со дня установления зоны охраны объектов культурного наследия действующим законодательством не допускается размещение временных построек и киосков на земельных участках, расположенных в границах такой зоны.

Более того, спорный земельный участок расположен в границах охранной зоны Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, установленной Решением малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 11 июня 1993 года № 138 «Об утверждении границ Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и установлении режимов их охраны и содержания» (т. 2 л.д. 207-213), режимы охраны и содержания которой предусматривают согласование всех предполагаемых работ с государственными органами охраны памятников истории, культуры и природы.

Данные обстоятельства также подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17 и 30 ноября 2020 года Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области (т. 1 л.д. 113-118, т. 2 л.д. 1-28), сообщениями Управления Росреестра по Ивановской области от 16 ноября 2020 года № 5/6378 (т. 1 л.д. 202-203) и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области от 26 января 2021 года № 13/419 (т. 2 л.д. 137), пояснениями представителя истца Комитета по доверенности Макарова А.А.. Доказательств обратного суду не представлено.

При этом Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» своим сообщением от 21 декабря 2020 года № 558 (т. 2 л.д. 120) не подтвердило согласование с 2007 года размещения спорного сооружения на спорном земельном участке. Комитет также отрицает данное обстоятельство.

В настоящее время на территории г. Плеса действует Положение «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Плесского городского поселения», утвержденное Решением Совета Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 25 января 2019 года № 3 «Об утверждении Положения «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Плесского городского поселения» (т. 2 л.д. 48, 49-53). Требования, предусмотренные последним, распространяются на отношения при размещении нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Плесского городского поселения, в постоянном (бессрочном) пользовании муниципальных учреждений, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (т. 2 л.д. 48, 49-53).

Поскольку спорный объект расположен на земельным участке, находящемся в собственности ответчиков, последний не может являться объектом ярмарочной торговли на территории г. Плеса.

Испрашиваемый истцом срок для исполнения возложенных обязанностей признается судом разумным и достаточным.

В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции … освобождаются: … государственные органы …, выступающие по делам, рассматриваемым … судами общей юрисдикции …, в качестве истцов ….

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины при подаче в суд искового заявления неимущественного характера составляет 300 рублей.

В связи с чем, учитывая факт освобождения истца в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области с ответчиков Цветковой Н.А. и Королевой Г.А. государственную пошлину в размере 300 рублей, с каждой по 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к Цветковой Н.А. и Королевой Г.А. удовлетворить.

Обязать Цветковой Н.А., ДАТА года рождения, уроженку <адрес>, и Королевой Г.А., ДАТА года рождения, уроженку <адрес>, в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения особого режима использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия, путем освобождения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, от нестационарного объекта (некапитального сооружения), представляющего из себя конструкцию, обшитую поликарбонатом.

Взыскать с Цветковой Н.А. и Королевой Г.А. в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей, с каждой.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Виноградова Е.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 мая 2021 года.