ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/2012 от 21.12.2012 Яшалтинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-333/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего- судьи Змеёвой Т.Н.,

при секретаре – Демьяновской О.А.,

с участием прокурора – Коцоренко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкияв интересах неопределенного круга лиц к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании бездействия по не нанесению дорожной разметки и содержанию участка автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» незаконным и возложении обязанности по нанесению горизонтальной - разделительной разметки «1.2.2» и проведению ямочного ремонта на участке автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия (РК) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о признании незаконным бездействия по регулированию дорожного движения и возложении обязанности по проведению ямочного ремонта автодороги, мотивируя требования тем, что прокуратурой района при проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК не принимаются меры по профилактике и обеспечению безопасности дорожного движения. В ходе комплексного обследования состояния участка автомобильной дороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» выявлено отсутствие на всей протяженности участка данной автодороги горизонтальной разметки «1.2.2» - разделительная полоса движения; на 30 км в 600 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 30 км в 800 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется 2 выбоины: <данные изъяты>; на 32 км в 950 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 32 км в 960 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется 3 выбоины: <данные изъяты>; на 32 км в 980 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты> на 33 км в 100 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 33 км в 500 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты> на 33 км в 650 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 34 км в 600 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 37 км в 500 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 37 км в 900 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты>; на 41 км в 10 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется 3 выбоины: <данные изъяты>; на 41 км в 20 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется выбоина <данные изъяты> на 49 км в 50 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта -с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется 4 выбоины: <данные изъяты> на 50 км в 100 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется 3 выбоины: <данные изъяты>; на 50 км в 300 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное имеется 2 выбоины: <данные изъяты> Отсутствие дорожной разметки, наличие ям и выбоин на участке автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное», по которой движется значительное количество транспорта, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и авариям с причинением значительного материального ущерба, вреда здоровью людей, повлечь человеческие жертвы. Просил признать бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК по не нанесению дорожной разметки и содержанию участка автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» незаконным. Возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обязанность нанести на всей протяженности участка автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» горизонтальную - разделительную разметку «1.2.2»; устранить выявленные нарушения и провести ямочный ремонт на указанных в иске участках дороги.

В представленных возражениях Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК просило отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, указывая, что представитель министерства не участвовал при проведении проверки участка автомобильной дороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное». Кроме этого, в бюджете республики не предусмотрены денежные средства на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а выделенных средств недостаточно для выполнения работ по нанесению горизонтальной разметки. Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК неоднократно направлялись письма в Правительство РК и Министерство финансов РК с просьбой внести изменения в бюджет РК, поскольку выделение финансовых средств для содержания дорог возможно только путем внесения изменений в закон РК «О республиканском бюджете», а такими полномочиями министерство не обладает.

В судебном заседании помощник прокурора Яшалтинского района РК Коцоренко В.А. поддержал заявленные исковые требования, просил признать бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК по не нанесению дорожной разметки и содержанию участка автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» незаконным и обязать данное министерство обеспечить нанесение горизонтальной - разделительной разметки «1.2.2» и проведение ямочного ремонта на участке автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» протяженностью 53,700 километров, указывая, что необходимо провести ремонт: на 30 км в 600 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты> на 30 км в 800 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное 2 выбоин: <данные изъяты> на 32 км в 950 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 32 км в 960 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное 3 выбоин: <данные изъяты> на 32 км в 980 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 33 км в 100 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 33 км в 500 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 33 км в 650 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты> на 34 км в 600 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 37 км в 500 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты> на 37 км в 900 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 41 км в 10 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное 3 выбоин: <данные изъяты>; на 41 км в 20 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное выбоины <данные изъяты>; на 49 км в 50 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное 4 выбоин: <данные изъяты>; на 50 км в 100 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное 3 выбоин: <данные изъяты>; на 50 км в 300 м от километрового столбика автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» по направлению движения в сторону с.Дивное 2 выбоин: <данные изъяты>

Представители Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Харашкин К.А., Доржинов А.А. в судебном заседании требования прокурора не признали, просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что на автодороге «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» в действительности необходимо проведение ремонтных работ и нанесение горизонтальной разметки, отраженных в акте проверки однако, в связи с отсутствием денежных средств обеспечить выполнение данных работ не представляется возможным.

Суд, выслушав стороны, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В силу ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п.3 ст.6 указанного закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно ч.2 ст.12 названного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч.6 ст.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

В соответствии с п.п.6,11 ст.12 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.

Согласно ч.1 ст.33Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу ч1. ст.17, ч.1 ст.18 вышеуказанного закона содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии со ст.1 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденном у постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 г. N 338 Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, связи, транспортного комплекса, включающего в себя железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской, внутренний водный транспорт, инфраструктуру транспорта, дорожного хозяйства Республики Калмыкия.

Согласно указанного Положения, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия осуществляет полномочия в сфере дорожного хозяйства - организует обеспечение проектной документацией объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них, для чего осуществляет подготовку и утверждение заданий на разработку проектной документации и инженерных изысканий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них; участвует в разработке и реализации мер по повышению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.

Как видно из акта проверки от 19 ноября 2012 года, фототаблицы к нему и пояснений участников процесса, комиссией в составе: ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» ФИО5, помощника прокурора Яшалтинского района Коцоренко В.А. проведена проверка участка автомобильной дороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» протяженностью 64 километра, в ходе которой установлены следующие недостатки: на всей протяженности участка автодороги отсутствует дорожная разметка «1.2.2»; на 30,600 км имеется выбоина <данные изъяты> на 30,800 км - 2 выбоины: <данные изъяты> на 32,950 км - выбоина <данные изъяты> на 32,960 км - 3 выбоины: <данные изъяты>; на 32,980 км - выбоина <данные изъяты> на 33,100 км - выбоина <данные изъяты>; на 33,500 км - выбоина <данные изъяты>; на 33,650 км - выбоина <данные изъяты> на 34,600 км - выбоина <данные изъяты> на 37,500 км - выбоина <данные изъяты> на 37,900 км - выбоина <данные изъяты>; на 41,010 км -3 выбоины: <данные изъяты>; на 41,020 км - выбоина <данные изъяты> на 49,050 км - 4 выбоины: <данные изъяты>; на 50,100 км - 3 выбоины: <данные изъяты>; на 50,300 км - 2 выбоины: <данные изъяты> Ответственным за устранение указанных недостатков является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

Согласно копии сообщения Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК от 1 ноября 2012 года Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года за утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Калмыкия, в который входит автомобильная дорога «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» протяженностью 64 км.

Распоряжением Агентства по управлению имуществом Республики Калмыкия от 28 марта 2008 года -р в оперативное управление Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, переименованному указом Главы Республики Калмыкия от 30 ноября 2010 года в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, переданы автомобильные дороги общего пользования регионального значения.

Автомобильная дорога общего пользования регионального значения «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» на своём протяжении проходит по территории Республики Калмыкия (участок км 0 - км 53-700) и Ставропольскому краю (участок км 53-700-км 64+00).

Из копии сообщения начальника УГИБДД МВД по РК за от 29 октября 2012 года следует, что состояние автомобильных дорог РК в виду недостаточного финансирования ухудшается, уровень аварийности остается высоким. Эксплуатационное состояние территориальных дорог и дорожной инфраструктуры РК неудовлетворительное. Особую тревогу вызывают разрушения участков дорожного покрытия автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное».

Таким образом, судом установлено, что к полномочиям Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия как органа исполнительной власти Республики Калмыкия относится оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального значения, в том числе автомобильной дорогой «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное», которая нуждается в комплексе работ по её нормативному содержанию (в разметке, ремонте). На указанное министерство возлагается обязанность по содержанию дорог регионального значения.

При таких обстоятельствах, бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, выразившееся в не проведении работ по нанесению дорожной разметки и проведению ямочного ремонта является незаконным. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

Доводы представителей Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Харашкина К.А., Доржинова А.А. о том, что представитель министерства не участвовал при проведении проверки участка автомобильной дороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное», а также, что в бюджете республики не предусмотрены денежные средства на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а выделенных средств недостаточно для выполнения работ по нанесению горизонтальной разметки являются несостоятельными. Поскольку выявленные нарушения - отсутствие дорожной разметки и выбоины на автодороге, указанные в акте проверки участка автомобильной дороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» от 19 ноября 2012 года у суда сомнений не вызывают. Их наличие подтверждается пояснениями сторон, показаниями свидетеля ФИО5, приложенной к акту фототаблицей. Федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъекта России в области безопасности дорожного движения. Отсутствие финансирования не предусмотрены федеральным законодательством как основания для не проведения мероприятий по содержанию автодорог регионального значения.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В связи с чем, с Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, являющегося ответчиком по делу государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по не нанесению дорожной разметки и содержанию участка автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» незаконным.

Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить нанесение горизонтальной - разделительной разметки «1.2.2» и проведение ямочного ремонта на участке автодороги «с.Яшалта - с.Соленое - с.Дивное» протяженностью 53,700 километров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна. Судья Яшалтинского районного суда РК Змеёва Т.Н.