ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/2013 от 29.08.2013 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» августа 2013 года п.Мотыгино

Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Петушковой О.Ю.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании действий незаконными и обязании включении в список очередников – получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год по федеральной программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на ДД.ММ.ГГГГ год и выдать сертификат в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

                    У С Т А Н О В И Л:

    ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании действий незаконными и обязании включении в список очередников – получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год по федеральной программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на ДД.ММ.ГГГГ год и выдать сертификат в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>. В течение № лет № месяцев работала учителем математики, информатики в <адрес> средней школе №. В сентябре ДД.ММ.ГГГГ года стала пенсионеркой по старости и продолжала работать. В ДД.ММ.ГГГГ года она встала в очередь в районной <адрес> на переселение по программе «Север на юг» и в ДД.ММ.ГГГГ году там же прошла перерегистрацию. В ДД.ММ.ГГГГ году ее перенесли в список пенсионеров согласно поданному заявлению по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675. Она регулярно проверяла свою очередность в списке программы переселения «Север на юг» в течение ДД.ММ.ГГГГ годов. Ее фамилия всегда была в списке, и очередь не продвигалась, так как квартиры предоставлялись только инвалидам 1 и 2 групп в тот период времени.

В ДД.ММ.ГГГГ года от жителей поселка <адрес> случайно услышала, что предоставляют квартиры по переселению «Север на юг» и по списку пенсионеров, в котором она была с ДД.ММ.ГГГГ года. Она пошла в <адрес> в отдел «Север на юг» к специалисту ФИО3, узнать, положено ли ей получение государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год. В списке пенсионеров <адрес>, отправленном в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год ее не было. ФИО3, посмотрев данные в компьютере, сказала, что, действительно, ее фамилии там нет, и сослалась на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N №, по которому, якобы, ей надо было написать новое заявление о постановке в очередь. С её слов, заявление обновляется ежегодно. Никакого заявления об отказе в предоставлении какого-либо жилья в ДД.ММ.ГГГГ году она не писала, так как оно ей <адрес> и не предлагалось.

ФИО3 предложила до ДД.ММ.ГГГГ успеть написать заявление о выделении ей, как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году. Других вариантов она не рассматривала, настаивая на том, что списки уже в <адрес> и уточнять и корректировать она ничего не будет. Она согласилась, т.к. другого выхода не было, и написала заявление на включение в очередь на ДД.ММ.ГГГГ год.

Как потом выяснилось, никто из знакомых пенсионеров, получивших сертификат на переселение «Север на юг», стоявших рядом с ней в очереди с ДД.ММ.ГГГГ года, заявления на ДД.ММ.ГГГГ год не писали, а в списках на переселение «Север на юг» в <адрес> они были включены.

В ДД.ММ.ГГГГ года она вновь посетила отдел «Север на юг» <адрес> и узнала, что в ДД.ММ.ГГГГ году предоставляют по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей государственный жилищный сертификат только инвалидам <адрес>.

На ее вопрос о том, почему она не была включена в список, который был направлен в соответствующие органы <адрес>, на переселение в ДД.ММ.ГГГГ году, ФИО3 ответила, что произошла техническая ошибка, из-за которой ее фамилия не попала в список на ДД.ММ.ГГГГ год, направленный <адрес> для утверждения в соответствующие органы <адрес>. ФИО3 предложила ей написать заявление о выделении государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году.

Из-за этой технической ошибки она потеряла право предоставления государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, а в ДД.ММ.ГГГГ году будет предоставляться жилье по данной программе только для инвалидов <адрес>.

Считает, что ее законные права и интересы нарушены действиями должностного лица администрации <адрес>. Просит признать незаконными действия администрации <адрес> в лице специалиста ФИО3, выраженные во вне включении в список очередников-участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на ДД.ММ.ГГГГ год и обязать <адрес> и Министерство архитектуры и строительства <адрес> включить ее в списки очередников-получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год по федеральной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и выдать сертификат в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании истица ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердила, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме, показала, что она имеет регистрацию по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года она состоит в разводе со своим мужем. До ДД.ММ.ГГГГ года проживала с ним в одной квартире, из-за того, что он злоупотребляет алкоголем, по причине угрозы ее жизни, она обращалась к главе района о предоставлении ей жилья, однако, квартиру ей никто не выделил и она проживает то в <адрес> у детей, то у своей сестры в <адрес>. Просит признать действия администрации <адрес>, выразившиеся в не включении ее в список граждан-участников государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ год незаконными, обязать администрацию <адрес> и Министерство строительства и архитектуры <адрес> включить ее в списки очередников-получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год по федеральной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» и выдать сертификат в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель администрации ФИО3, действующая на основании доверенности исковые требования не признала и показала, что истица ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ года написала заявление и была включена в списки получателей жилищных сертификатов по категории пенсионеры на ДД.ММ.ГГГГ год. В ДД.ММ.ГГГГ году средств на выдачу сертификатов выделено мало и даже не все инвалиды могут получить сертификаты, в связи с чем, ею истице было предложено написать заявление на получение сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год. Включение в списки получателей жилищных сертификатов носит заявительный характер, документы, которые находятся в ее деле очень устарели, в них не было даже копии паспорта и при составлении списков программа ее не включила в список, кроме этого, она бы ее не смогла все равно внести в списки, поскольку ФИО8 о выделении ей сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году заявления не писала, полагает, что истица вообще не имеет права на получение сертификата, так как постоянно в <адрес> не проживает.

Представитель ответчика – министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования не признают, в отзыве на исковое заявление указали, что поскольку ФИО1 не подавала в администрацию <адрес> в установленном порядке заявления о выделении сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, то она не была включена в список граждан-участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год по категории пенсионеров с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по <адрес>, сформированный и утвержденный главой администрации ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанного списка министерство сформировало сводный список граждан-участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год по категории пенсионеров с учетом стажа работы, утвердило список ДД.ММ.ГГГГ и представило государственному заказчику подпрограммы – Министерству регионального развития РФ. ДД.ММ.ГГГГ истица представила в администрацию <адрес> заявление о выделении ей сертификата в ДД.ММ.ГГГГ года и она включена в список по <адрес> граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом ДД.ММ.ГГГГ году по категории «пенсионеры», с учетом стажа ее работы, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ под номером ДД.ММ.ГГГГ Поскольку истица не подала заявление о выделении ей сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год, она и не была администрацией <адрес> включена в список граждан-участников подпрограммы, по этой же причине она не была включена и в сводный список на получение сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем, полагают действия администрации <адрес> и министерства являются законными и не нарушают ее права, следовательно, считают требования истицы не подлежащими удовлетворению.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что истица является его бывшей супругой, с ней до ДД.ММ.ГГГГ года проживал по одному адресу, в настоящее время ФИО1в. проживает в <адрес> у детей, иногда приходит, смотрит квартиру.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 показала, что заявление на получение сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году она не писала, сертификат был ею получен и реализован, где сейчас проживает истица ей не известно.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 показала, что она не помнит, писала ли она заявление на получение сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, где истица проживает ей неизвестно, однако, часто видит ее у сестры по <адрес>.

    Суд, выслушав истицу, представителя ответчика администрации <адрес>, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( часть 1).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище ( часть 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( часть 3).

Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации граждан права на жилище.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, взаимосвязи со ст. 37 (части 1 и 3), которая гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, вправе предусмотреть для них соответствующие гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125 -ФЗ (в ред. От 17.07.2011) «О жилищных субсидиях, гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений ст. 2 этого же закона (в ред. От 17.07.2011 года), если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан.В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом.

Финансирование мероприятий по реализации положений Федерального закона № 125 осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879.

Согласно п. 16 Вышеуказанного Порядка на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.

На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес>» органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес>.

Пунктами «д» -«и» <адрес> органам местного самоуправления переданы в том числе такие полномочия как:

д) формирование на каждого гражданина, поставленного на учет, учетного дела, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет, с присвоением учетному делу номера, соответствующего номеру в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по соответствующему городскому округу (муниципальному образованию);

ж) своевременное предоставление по письменному обращению граждан необходимой информации по спискам граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;

з) ежегодное утверждение указанных в пункте «е» настоящей статьи списков и направление до 01 февраля их заверенных копий в уполномоченный орган исполнительной власти края в области жилищных отношений по вопросам переселения и улучшения жилищных условий граждан;

и) ведение книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по соответствующему городскому округу (муниципальному образованию).

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» (далее Правила).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанном в подпункте «з» пункта 5 Правил (граждане, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О     жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»), осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

    На основании п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

    В силу п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

На основании п. 29 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка формирует и утверждает сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. При этом формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан-участников подпрограммы.

В соответствии с п. 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам-участникам подпрограммы осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан.

Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, представляемый участником подпрограммы для получения сертификата, в число которых входят: заявление по форме, документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина-участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения и т.д.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (п. 44 (1) Правил).

Из анализа приведенных норм следует, что выдача гражданам государственного жилищного сертификата в конкретном году осуществляется в порядке очередности, установленной сводным списком граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году и после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на учете в администрации <адрес> на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди ДД.ММ.ГГГГ в списке пенсионеров.

В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 не подавала в администрацию <адрес> в установленном законом порядке заявления о выделении сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, что ею не оспаривалось, в связи с чем, она не была включена в список граждан-участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год по категории пенсионеров с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по <адрес>, сформированный и утвержденный главой администрации ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем ответчика ФИО3 были представлены документы, находящиеся в администрации <адрес> в деле истицы, а именно: копия паспорта, копия пенсионного удостоверения, заявление о выделении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, справка о заработной платы ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ год, справка с места работы от ДД.ММ.ГГГГ года, справка с места работы мужа ФИО4, справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, справка о стаже работы истицы.

Представитель ответчика ФИО3 показала, что копию паспорта ФИО1 представила лишь в ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, она при составлении списков граждан-участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ по категории пенсионеров даже и без ее заявления не смогла бы внести истицу в список, поскольку электронная программа требует данные паспорта гражданина.

Показания свидетеля ФИО5 в части того, что заявление на получение сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году она не писала, но сертификат был ею получен и реализован, не указывают на незаконные действия администрации <адрес> в части не включения в список очередников-участников федеральной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истицу и на предмет данного спора, никоим образом не влияют.

Таким образом, для включения в список гражданин, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы в период с ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году, ФИО1 не подавала заявление на ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем, она не была администрацией <адрес> включена в списки граждан-участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем, суд полагает истице в удовлетворении требований к администрации <адрес> в части признания незаконными действий, выразившихся в не включении ее в список граждан-участников государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ год отказать.

В суде установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ написала заявление главе администрации <адрес> о выделении ей жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, в Министерство представлен утвержденный главой администрации список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по категории пенсионеры, в данном списке ФИО1 указана под номером ДД.ММ.ГГГГ. На основании представленных документов министром строительства и архитектуры <адрес> утвержден сводный список ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.

В силу действующего законодательства установлена очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Таким образом, истица включена в Сводный список на получение жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год, ее требование обязать выдать ей сертификат в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда неисполнимо, поскольку в Списке истица значится по категории пенсионеров, которым сертификаты не выдаются в настоящее время, так как не удовлетворены потребности предыдущей очереди «инвалидов», в противном случае будут нарушены права граждан, состоящих в очереди впереди нее, что противоречит нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> и Министерству строительства и архитектуры <адрес> об обязании включить в списки очередников-получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год по федеральной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» и выдать сертификат в течение месяца с момента вступления решения в законную силу не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в не включении ее в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ год.

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> и Министерству строительства и архитектуры <адрес> об обязании включить в списки очередников-получателей государственного жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год по федеральной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» и выдать сертификат в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                         Петушкова О.Ю.