ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/2014 от 28.01.2014 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

     дело № 2-333/2014                                                     28 января 2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Ломоносовский районный суд г. Архангельска

 в составе председательствующего судьи Анисимовой Т.А.,

 при секретаре Шеховцевой Т.Я.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

 УСТАНОВИЛ:

 Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Поморские электросети» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в сфере промышленной и экологической безопасности, в деятельности ответчика выявлены нарушения. ООО «Поморские электросети» эксплуатирует по договору аренды с СПК «РК «Беломор» здания дизельной электростанции в ... для предоставления коммунальных услуг в сфере энергоснабжения. В соответствии с договором аренды обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере промышленной и экологической безопасности, возложена на ООО «Поморские электросети». Просит обязать ответчика устранить недостатки природоохранного законодательства: в срок до <Дата> разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов складов горюче-смазочных материалов (далее по тексту - ГСМ), направить указанный план для утверждения в орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, для согласования в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; в срок до <Дата> ввести данный план в действие приказом по организации; в срок до <Дата> разработать проект восстановления земель складов ГСМ; в срок до <Дата> направить результаты производственного экологического контроля, который осуществляется в целях охраны почв и земель при эксплуатации складов ГСМ в соответствующий орган государственного надзора (контроля).

 В судебное заседание не явился представитель третьего лица Администрации МО «Приморский муниципальный район». Извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. По определению суда в силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанного лица.

 В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика с иском не согласился. Дополнительно пояснил, что для устранения выявленных в ходе проверки нарушений требуется более длительный срок.

 Представители третьих лиц отдела надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу и Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности МО "Приморский муниципальный район" исковые требования поддержали.

 Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что согласно договору аренды от <Дата> ООО «Поморские электросети» эксплуатирует здания дизельной электростанции в ... (л.д.22-27).

 В соответствии с п.1.1. дополнительного соглашения <№> к договору аренды от <Дата> обязанность по соблюдению обязательных требований правовых актов, предписаний органов государственного и муниципального контроля, связанных с эксплуатацией и владением дизельных электростанций возложена на ООО «Поморские электросети» (л.д.27).

 В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

 В соответствии с ч. 2 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

 Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240 утвержден порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

 В соответствии с п.2 названного выше порядка, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

 Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.

 Согласно акту проверки от <Дата> в зданиях дизельных электростанций в ... находятся емкости для хранения дизельного топлива (л.д.16-18). На момент проверки емкости в ... дизельного топлива. Указанное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика.

 В силу ст.2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» емкости для хранения ГСМ относятся к опасным производственным объектам.

 В соответствии с ч. 3 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

 В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, природопользователи должны осуществлять производственный контроль, сведения о результатах которого направлять в соответствующий орган государственного надзора.

 Судом установлено, что ООО «Поморские электросети» нарушено природоохранное законодательство: отсутствует утвержденный план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения, отсутствует проект восстановления загрязненных земель при эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения, ООО «Поморские электросети» не осуществляется производственный экологический контроль в целях охраны почвы земель при эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения и использования земельных участков (л.д.12).

 Доказательств обратного, в нарушение положений ст.ст. 56, 57 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

 Из объяснений директора ООО «Поморские электросети» от <Дата> следует, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также проект рекультивации земель находятся в разработке (л.д.30). Указанный факт подтверждается договорами об оказании услуг природоохранного назначения от <Дата> заключенными между ответчиком и ... (л.д. 36-38).

 Суд приходит к выводу о том, что прокурором заявлен разумный срок для исполнения требований природоохранного законодательства, так как выполнение необходимы мероприятий не требует значительных временных затрат и существенных финансовых вложений.

 С учетом изложенного, исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

 В силу п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

 В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 На основании изложенного в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ...

 Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 исковые Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

 Обязать общество с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов складов горюче-смазочных материалов в ... области в срок до <Дата>; направить для утверждения план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов складов горюче-смазочных материалов в ... в орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления в срок до <Дата>; направить для согласования план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов складов горюче-смазочных материалов в д... в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в срок до <Дата>; ввести в действие приказом по организации план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов складов горюче-смазочных материалов в ... в срок до <Дата>; разработать проект восстановления земель складов горюче-смазочных материалов ... в срок до <Дата>; направить результаты производственного экологического контроля, который осуществляется в целях охраны почв и земель при эксплуатации складов горюче-смазочных материалов в ..., в соответствующий орган государственного надзора (контроля) в срок до <Дата>.

 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ...

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий                                 Т.А. Анисимова