ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/2024 от 02.02.2024 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2-333/2024

УИД: 51RS0002-01-2023-004377-55

Мотивированное решение составлено 2 февраля 2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 г. город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Романюк С.О.,

при ведении протокола помощником судьи Бирюлевой У.А.,

с участием:

представителей истца Лойка Н.И., Точилова А.П.,

представителя ответчика Федосенко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства» о возложении обязанности оформить договор водопользования,

установил:

Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – истец, Министерство) обратилось в суд с иском к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства» (далее – ММБУ «УДХ», ответчик) о возложении обязанности оформить договор водопользования.

В обоснование заявленных требований указано, что в сентябре 2021 года Министерством в ходе рассмотрения информации, опубликованной в социальной сети «В Контакте», было установлено, что поступающая из озера Среднее по трубе, в районе адрес***, используется ММБУ «УДХ» для заправки машин для поливки уличной сети. Оз. Среднее является водным объектом, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический контроль (надзор).

Учредителем ММБУ «УДХ» является Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, в связи с чем *** в адрес администрации города Мурманска направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

*** в адрес Министерства из Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска поступила информация о том, что ММБУ «УДХ» выполняет подготовку пакета документов для оформления договора водопользования оз. Среднее.

ММБУ «УДХ» в июне *** направило в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области заявление и документы на заключение договора водопользования оз. Среднее с целью забора (изъятия) водных ресурсов. Договор был подготовлен и направлен в адрес ММБУ «УДХ» для подписания. В дальнейшем подписанные со стороны ММБУ «УДХ» экземпляры договоров водопользования в адрес Министерства не поступали.

В связи с поступившим обращением гражданки в августе *** Министерством установлено, что заправка машин ММБУ «УДХ» из трубы, выведенной из оз. Среднее, по-прежнему осуществляется.

В настоящее время ММБУ «УДХ» договор водопользования на право пользования водным объектом оз. Среднее с целью забора (изъятия) водных ресурсов не оформлен.

*** Министерством в адрес ММБУ «УДХ» направлена претензия о добровольном устранении нарушений законодательства.

*** в адрес Министерства из ММБУ «УДХ» поступил ответ на претензию, в котором сообщено об исполнении претензии.

*** в адрес Министерства от ММБУ «УДХ» поступило заявление о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) ресурсов из водного объекта озеро Среднее, а также комплект обосновывающих материалов. Доработанный комплект материалов поступил ***

*** по результатам рассмотрения указанного заявления и материалов Министерством подготовлен и направлен в адрес ММБУ «УДХ» мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования.

В рамках рассмотрения Министерством направленных ММБУ «УДХ» документов на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, на основании информации отдела водных ресурсов по мурманской области Двинско-Печорского БВУ установлено отсутствие каких-либо сведений в государственном водном реестре о водном объекте оз. Среднее. Уполномоченный орган также разъяснил порядок получения сведений из государственного водного реестре и рекомендовал ММБУ «УДХ» обратиться в Росгидромет для внесения соответствующих сведений о водном объекте в государственный водный реестр.

Факт того, что сведения о водном объекте оз. Среднее не содержатся в государственном водном реестре, свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствует документальное подтверждение данных о водном объекте и принадлежности его к федеральной собственности. Предоставление права пользования водным объектом, сведения о котором не содержатся в государственном водном реестре, посредством заключения договора водопользования противоречит действующему законодательству. При этом, самовольное изъятие водных ресурсов из водного объекта влечет не поступление сумм платы за использование водным объектом в федеральный бюджет.

С учетом уточнения исковых требований истец просит суд обязать ответчика ММБУ «УДХ» оформить договор водопользования для использования водного объекта оз. Среднее с целью забора (изъятия) водных ресурсов в срок до ***

Представители истца Точилов А.П., Лойк Н.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ММБУ «УДХ» Федосенко И.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время ММБУ «УДХ» ведется работа по подготовке документов для внесения сведений о водном объекте оз. Среднее в государственный водный реестр.

Представитель третьего лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского БВУ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу, в которых просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с пунктом 2.2.11.1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 18 апреля 2013 г. №196-ПП, Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подлежит региональному государственному экологическому контролю (надзору).

Настоящий иск предъявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу, что иск подан Министерством в пределах своих полномочий.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ приведены основные принципы охраны окружающей среды. Так, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Водным кодексом. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях в том числе забора изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Частями 1, 3 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору водопользования одна сторона (исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Согласно части 1 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. Таким образом, источником информации о водных объектах является государственный водный реестр.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации в государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

В силу части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 13 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, в том числе описание его границ, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Согласно части 10 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством водных ресурсов - Росводресурсы) в установленном порядке согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».

В соответствии со статьей 11 Водного Кодекса Российской Федерации предоставляются в пользование на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований.

Статьей 12 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Судом установлено, что Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области является исполнительным органом государственной власти, предоставляющим в пользование водные объекты или их части, находящиеся в собственности Мурманской области, на основании договоров водопользования.

В сентябре 2021 года Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в ходе рассмотрения информации, опубликованной в социальной сети «В Контакте», было установлено, что поступающая из озера Среднее по трубе в районе Верхне-Ростинского шоссе, используется ММБУ «УДХ» для заправки машин для поливки уличной сети. Оз. Среднее является водным объектом, в отношении которого осуществляется региональный государственный экологический контроль (надзор).

*** в адрес Министерства из Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска поступила информация о том, что ММБУ «УДХ» выполняет подготовку пакета документов для оформления договора водопользования оз. Среднее.

ММБУ «УДХ» в июне *** направило в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области заявление и документы на заключение договора водопользования оз. Среднее с целью забора (изъятия) водных ресурсов. В дальнейшем подписанные со стороны ММБУ «УДХ» экземпляры договоров водопользования в адрес Министерства не поступали.

В связи с поступившим обращением гражданки в августе 2023 года Министерством установлено, что заправка машин ММБУ «УДХ» из трубы, выведенной из оз. Среднее, по-прежнему осуществляется.

Договор водопользования на право пользования водным объектом оз. Среднее с забора (изъятия) водных ресурсов в настоящее время ММБУ «УДХ» не оформлен.

*** Министерством в адрес ММБУ «УДХ» направлена претензия с требованием о добровольном устранении нарушений законодательства.

*** из ММБУ «УДХ» в адрес Министерства поступил ответ на претензию, в котором сообщено об исполнении претензии.

*** в адрес Министерства от ММБУ «УДХ» поступило заявление о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) ресурсов из водного объекта озеро Среднее, а также комплект обосновывающих материалов, доработанный комплект документов поступил ***

*** по результатам рассмотрения указанного заявления и материалов Министерством подготовлен и направлен в адрес ММБУ «УДХ» мотивированный отказ в предоставлении водного объекта оз. Среднее в пользование на основании договора водопользования, в обоснование которого указано, что в государственном водном реестре отсутствуют сведения о водном объекте оз. Среднее, в связи с чем отсутствует документальное подтверждение данных о водном объекте и принадлежности его к федеральной собственности. Предоставление права пользования водным объектом, сведения о котором не содержатся в государственном водном реестре, посредством заключения договора водопользования противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. №282 (далее – Положение о Росводресурсах), Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Росводресурсы осуществляют полномочия в соответствии с пунктом 5 раздела II Положения о Росводресурсах.

В силу пункта 5.5.1 Положения о Росводресурсах, Росводресурсы осуществляют ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Согласно пункта 4 Положения о Росводресурсах Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Двинско-Печорском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11 марта 2014 г. №66, Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Двинско-Печорское БВУ (далее – территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов водных объектов Баренцева, Белого и Карского (западная часть) морей, бассейнов рек о. Новая Земля, бассейнов рек Северная Двина, Мезень, Печора, Онега; водохранилищ: Иовского, Княжегубского, Борисоглебского, Кайтакоски, Раякоски, Янискоски; Рыбинского водохранилища и Онежского озера (в границах Вологодской области), а также других водных объектов на территории Архангельской, Мурманской, Вологодской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа.

В силу пункта 4.5.1. Положения о Двинско-Печорском БВУ территориальный орган осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами подготовки и заключения договора водопользования») настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с пунктами 1 или 3 части 2 статьи 11, статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее – водный объект), предоставляются в пользование в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации.

Частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что по способу использования водных объектов водопользование подразделяется на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно пункта 3 Постановления №274 подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы

- в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а также в отношении морей или их отдельных частей;

б) исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта;

в) орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование (далее - заявитель) в случаях, указанных в пункте 1 настоящих Правил, вправе обратиться в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта и координатах местоположения береговой линии (границы водного объекта), содержащихся в государственном водном реестре (п.4 Постановления №274).

На основании пункта 5 Постановления №274 заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление) в

орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 формы примерного договора водопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 274 договор водопользования должен содержать место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование (указываются координаты места водопользования и местоположения береговой линии (границы водного объекта), в пределах которых предполагается осуществлять водопользование (координаты не менее двух характерных точек береговой линии, прилегающих к крайним точкам места водопользования). Координаты указываются в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости).

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 июля 2022 г. №*** отказом в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование будет являться случай, если информация о заявленном водном объекте в целом не содержится в государственном водном реестре, и прежде всего, отсутствует в форме 1.9-гвр, содержание которой в полной мере отображает идентификационные характеристики водного объекта.

Отказ обосновывается тем, что невозможно идентифицировать водный объект и соответственно определить место водопользования относительно границ водного объекта.

Таким образом, сведения об идентификационных характеристиках водного объекта являются обязательными при подготовке заявления на право пользования водным объектом на основании решения, которые указываются на основании сведений, содержащихся в государственном водном реестре.

Порядок ведения государственного водного реестра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 (далее – Порядок №253).

Согласно пункта 2 Порядка №253 государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

В силу подпункта «в» пункта 12 Порядка №253 сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима для внесения в государственный водный реестр предоставляются Федеральной службой гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

В соответствии с пунктом 5 Порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, для внесения в государственный водный реестр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 2 ноября 2007 г. №284 (далее – Порядок №284), сведения о водных объектах, на которых отсутствуют пункты государственной наблюдательной сети, представляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Федеральное агентство водных ресурсов по мере обследования таких водных объектов.

Согласно письма Минприроды России от 13 июля 2022 г. №14-47/26792 в случае отсутствия в целом информации о заявленном водном объекте в государственный водный реестр, и прежде всего ее отсутствие в форме 1.9-гвр, содержание которой в полной мере отображает идентификационные характеристики водного объекта, информация о таком водном объекте может быть представлена в ГВР, в том числе по инициативе заявителя, в порядке, предусмотренном п. 5 Порядка №284.

Из материалов дела следует, что сведения о водном объекте оз. Среднее, как и сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта) озера Среднее в государственном водном реестре отсутствуют.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований с учетом их уточнения, поскольку предоставление права пользования водным объектом, сведения о котором не содержатся в государственном водном реестре, посредством заключения договора водопользования противоречит действующему законодательству.

Факт неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

На дату рассмотрения дела требования истца о возложении обязанности оформить договор водопользования для использования водного объекта оз. Среднее, ответчиком не исполнены, выявленные нарушения законодательства не устранены.

Доказательств обратного, в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика не представлено.

Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ММБУ «УДХ» требований действующего законодательства в части оформления договора водопользования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит обязать ответчика оформить договор водопользования для использования водного объекта оз. Среднее с целью забора (изъятия) водных ресурсов в срок до ***

В целях реального исполнения судебного акта, принимая во внимание объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок достаточным и полагает возможным установить срок, в течение которого ответчику необходимо произвести действия, направленные на оформление договора водопользования, в срок до ***, полагая, что установленный срок является разумным и достаточным.

При этом суд учитывает, что доказательств невозможности проведения указанных в иске действий, в указанный срок ответчиком не представлено.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства» о возложении обязанности оформить договор водопользования – удовлетворить.

Обязать Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства» (ИНН №***) оформить договор водопользования для использования водного объекта оз. Среднее с целью забора (изъятия) водных ресурсов в срок до ***

Взыскать с мурманского муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства» в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья С.О. Романюк