ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-334-10 от 04.08.2010 Дрожжановского районного суда (Республика Татарстан)

                                                                                    Дрожжановский районный суд Республики Татарстан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Дрожжановский районный суд Республики Татарстан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-334-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2010 года Село Старое Дрожжаное

Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ракиповой А.А.,

с участием заместителя прокурора Дрожжановского района Республики Татарстан Ахметзянова Д.Д.,

представителя Совета Дрожжановского муниципального района РТ Хайруллиной Э.Ж.,

при секретаре Дамаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дрожжановского района РТ в интересах муниципального образования о признании недействующими п.п.1.1, 1.2, 6.1 Положения о финансово-бюджетной палате Дрожжановского муниципального района РТ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дрожжановского района РТ обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействующими п.п.1.1, 1.2, 6.1 Положения о финансово-бюджетной палате Дрожжановского муниципального района РТ, утвержденного решением Представительного органа Дрожжановского муниципального района РТ № 3 от 21 декабря 2005 года.

В обоснование заявления прокурор района указывает, что решением Представительного органа Дрожжановского муниципального района РТ № 3 от 21 декабря 2005 года утверждено «Положение о финансово-бюджетной палате Дрожжановского муниципального района РТ». Однако отдельные нормы Положения, а именно пункты 1.1, 1.2 и 6.1 противоречат действующему законодательству и подлежат изменению.

Представитель заявителя заместитель прокурора района Ахметзянов Д.Д. в судебном заседании поддержал изложенные в заявлении требования прокурора и пояснил, что при создании Положения о финансово-бюджетной палате допущен ряд противоречий, их необходимо привести в соответствие с Бюджетным кодексом. Принесенный протест прокурора района в марте 2010 года не был удовлетворен. Просит удовлетворить изложенные в заявлении требования.

Представитель Совета Дрожжановского муниципального района РТ Хайруллина Э.Ж. с требованиями прокурора, изложенными в заявлении, не согласна и просит их оставить без удовлетворения. При этом она пояснила, что структуру органов местного самоуправления муниципальное образование определяет самостоятельно, основываясь на нормах Конституции Российской Федерации, на статьях Бюджетного кодекса РФ, также в соответствии с Федеральным законом № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Выслушав заместителя прокурора района Ахметзянова Д.Д., представителя Дрожжановского муниципального района РТ Хайруллину Э.Ж. и изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора района.

В судебном заседании установлено, что представительным органом Дрожжановского муниципального района на основании ч.3 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06 октября 2003 года решением от 08 декабря 2005 принят Устав муниципального образования Дрожжановского района РТ.

Согласно п.4 ч.1 ст.44 настоящего Закона Уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации ( исполнительно - распорядительного органа муниципального образования), контрольного органа является обязательным.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Статьей 53 Устава Дрожжановского муниципального района в структуре органов местного самоуправления Дрожжановского муниципального района предусмотрено наличие Финансово-бюджетной палаты района, возложением на нее функции по исполнению бюджета района, составление проектов бюджета района и отчета о его исполнении. Финансово-бюджетная палата подотчетна Совету района. Председатель названной палаты назначается Советом района по предложению Главы района.

Также статьей 29 Устава установлено, что назначение руководителя финансово-бюджетной палаты находится в компетенции Совета района.

В то же время статьей 52 Устава Дрожжановского муниципального района предусмотрено наличие контрольного органа муниципального образования - контрольно счетной палаты Дрожжановского района.

В соответствии со ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы наделены следующими полномочиями: рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) имеют следующие бюджетные полномочия: обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов; обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом; осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и ( или) принимаемыми в соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативными правовыми актами ( муниципальными правовыми актами) регулирующими бюджетные правоотношения.

В п.2 ст.154 Бюджетного кодекса РФ законодатель выделил полномочия финансовых органов.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение понятия финансовых органов муниципальных образований как органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований, осуществляющих составление и организацию исполнения местных бюджетов.

Данной нормой законодатель закрепил ведомственное подчинение финансовых органов местным администрациям как исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований.

Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета ( проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный орган (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со ст.171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов местных бюджетов является исключительной прерогативой местных администраций муниципальных образований, при этом в соответствии с частью второй указанной статьи непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

Исполнение местного бюджета в соответствии со ст.215.1 Бюджетного кодекса РФ обеспечивается местной администрацией муниципального образования, при этом организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган.

Исходя из изложенного, представительный орган муниципального образования, как участник бюджетных правоотношений наделен полномочиями утверждать местный бюджет и отчеты об их исполнении, и также осуществлять последующий контроль за исполнением бюджета.

Как следует из материалов дела, контрольно-счетная палата района является постоянно действующим коллегиальным органом местного самоуправления финансового контроля (п.1 ч.1 ст. 52 Устава района).

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ закреплено право представительного органа муниципального образования создания контрольного органа. Настоящей статьей определяются собственные полномочия финансового органа, где на местные администрации муниципальных образований возложена обязанность представлять в представительный орган муниципального образования необходимые сопроводительные материалы при утверждении бюджета, а на финансовые органы возложена обязанность представлять оперативную информацию об исполнении соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.38 Федерального закона № 131-ФЗ решением представительного органа Дрожжановского муниципального района от 30 декабря 2005 года создана Контрольно-счетная палата Дрожжановского муниципального района.

Этот орган тоже наделен собственными полномочиями и создан исключительно в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что касается финансово-бюджетной палаты, она создана, помимо других собственных полномочий, в целях финансового контроля за соблюдением получателями бюджетных средств, в том числе получателями бюджетных кредитов и муниципальных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств местного бюджета.

Контрольно-счетная палата является контрольным органом района, а не органом финансового контроля.

Финансовый контроль осуществляется в соответствии со ст.266 Бюджетного кодекса РФ финансово-бюджетной палатой района.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ контрольный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления.

Таким образом, суд полагает, что наличие контрольного органа в представительном органе местного самоуправления является обязательным. Полномочия представительного органа местного самоуправления, предусмотренные статьями 9, 153, 265 Бюджетного кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализуются путем создания, как депутатских комитетов, комиссий, рабочих групп, так и контрольного органа. Статус контрольно органа определяется по усмотрению представительного органа, что закрепляется нормами Устава муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания недействующими оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора Дрожжановского района Республики Татарстан о признании недействующими п.п.1.1, 1.2, 6.1 Положения о Финансово-бюджетной палате Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением представительного органа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан № 3 от 21 декабря 2005 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней через районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Ракипова