ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3340/20 от 24.12.2020 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело №2-3340/20

УИД - 09RS0001-01-2020-005472-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года г.Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Ковалевой О.Г.,

при секретаре судебного заседания – Урусове У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-3340/20 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Смолиеву Андрею Николаевичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с исковым заявлением к Смолиеву Андрею Николаевичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка, приведя в обоснование, что 15 августа 2016 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка , площадью 1,0026 га, расположенного по адресу: <адрес> Кадастровый . На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее-Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее-Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2020 № 94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в ЕГРЮЛ 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020, согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики. В порядке исполнения требований ст.131 Гражданского кодекса РФ, договор аренды от 15.08.2016 прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, о чем свидетельствует совершенная надпись от 17.11.2016г., заверенная печатью на оборотной стороне договора. 18 сентября 2017 года между ФИО1 и ФИО3 (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 04.10.2017 года). 13 июля 2018 года между ФИО3 и ФИО4 (последующий арендатор) был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 26.09.2018 года). 03 июня 2019 года между ФИО4 и ФИО5 (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 11.06.2019 года). 15 июля 2020 года между ФИО5 и Смолиевым Андреем Николаевичем (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 23.07.2020 года). Согласно подпункту г) пункта 12, главы III, вышеуказанного договора, арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент. В свою очередь, проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента. На основании п.4 ст.87 Лесного кодекса РФ, Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет. Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств Карачаево-Черкесской Республики (период действия с 2019г. по 2029г.). В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка. Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 06.10.2020г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 15.08.2016 . Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 09.10.2020г. Смолиев А.Н. направил заявление в адрес Министерства, в котором выразил свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды. В соответствии с частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018 года «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка. Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка от 15.08.2016 сформирована позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14 февраля 2017 года в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка. Согласно п.26 главы VII договора аренды лесного участка от 15.08.2016г. , заключенного между Управлением и Смолиевым А.Н., рассмотрение споров в судебном порядке производится по месту нахождения Арендодателя. Просит суд: Внести изменения в договор аренды лесного участка от 15.08.2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: 1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 1,0026 га; местоположение: Карачаево<адрес> кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: .» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 1,0026 га; местоположение: Российская <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 41-2015-06; категория защитности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в лесопарковых зонах; вид разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности».

Истец в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие.

Ответчик Смолиев А.Н. в судебное заседание не явилась, письменным заявлением от 12.11.2020 года, поступившее в суд 16.11.2020г. иск признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в ее отсутствие.

При таких обстоятельствах, гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы гражданского дела, письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В соответствии с частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018 года №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка.

Судом установлено, 15 августа 2016 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка , площадью 1,0026 га, расположенного по адресу: <адрес> Кадастровый .

На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее-Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее-Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2020 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в ЕГРЮЛ 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020, согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики.

18 сентября 2017 года между ФИО1 и ФИО3 (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 04.10.2017 года).

13 июля 2018 года между ФИО3 и ФИО4 (последующий арендатор) был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 26.09.2018 года).

03 июня 2019 года между ФИО4 и ФИО5 (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 11.06.2019 года).

15 июля 2020 года между ФИО5 и Смолиевым Андреем Николаевичем (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 15.08.2016 (дата государственной регистрации соглашения 23.07.2020 года).

При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 06.10.2020г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 15.08.2016 . Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 09.10.2020г. Смолиев А.Н. направил заявление в адрес Министерства, в котором выразил свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды, что послужило основанием для истца с правом обращения в суд.

Ответчик согласился с исковыми требованиями в полном объеме, направил в суд заявление о признании иска в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ, суд может не принять признаниеиска ответчиком только в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В данном случае признание ответчиком иска о внесении изменений в договор аренды лесного участка не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому суд принимает заявление ответчика о признание иска.

Как указано в ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. При этом согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к о внесении изменений в договор аренды лесного участка, удовлетворить.

Внести изменения в договор аренды лесного участка от 15.08.2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: 1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 1,0026 га; местоположение: <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 41-2015-06.» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 1,0026 га; местоположение: <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 41-2015-06; категория защитности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в лесопарковых зонах; вид разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности».

Взыскать с Смолиева Андрея Николаевича в доход муниципального образования города Черкесска государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья О.Г. Ковалева

Гражданское дело №2-3340/20

УИД - 09RS0001-01-2020-005472-56