ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3341/2022 от 12.09.2022 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-3341/2022

73RS0002-01-2022-006018-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 12 сентября 2022 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Лисовой Н.А.,

при секретаре Маряниной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Ивановой Ольге Александровне об обязании произвести демонтаж забора и обшивку дома из профилированного металлического листа,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с исковым заявлением к Ивановой О.А. об обязании произвести демонтаж забора и обшивку дома из профилированного металлического листа. Требования мотивированы тем, что в связи с совершенствованием государственного управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия создано соответствующее структурное подразделение администрации Губернатора Ульяновской области - управление по охране объектов культурного наследия (далее - Управление). Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении. Согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования «Карсунский район» находится объект культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова» (далее - достопримечательное место), поставленный на государственную охрану Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.05.2009 № 198-П.

В результате произведённого сотрудниками Управления визуального осмотра территории достопримечательного места зафиксировано, что по адресу: <адрес> установлен металлический забор из профилированного металлического листа (профнастил), также на участке расположен дом, обшитый металлическим профилированным листом.

Приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 № 53 определены режимы использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова».

Согласно утверждённым режимам использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова» дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне «А». Зона выделена на основе земельных участков и территорий с исторически сложившейся индивидуальной (усадебной) жилой застройкой в центральной части села Прислониха. Запрещается на территории достопримечательного места, в зоне «А» применение следующих строительных отделочных и материалов: силикатный кирпич без декоративной отделки; бетонные блоки без декоративной отделки; железобетонные панели и блоки без декоративной отделки;профилированный металлический лист (профнастил); пластиковый сайдинг; металлический сайдинг.

Данными незаконными действиями нарушены права и охраняемые законом интересы граждан, а именно: право граждан на доступ к культурным ценностям, предусмотренное ст. 44 Конституции Российской Федерации; право на доступ к объектам культурного наследия, предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3); право на сохранность объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, предусмотренное ст. 7 Закона № 73-Ф3.

Согласно ст. 11 Закона № 73-Ф3 региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Просят суд обязать ответчика Иванову О.А. произвести демонтаж синего забора из профилированного металлического листа (профнастил) и обшивки дома из профилированного металлического листа (профнастил) по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца - Трофимов П.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании ответчик Иванова О.А. не присутствовала, о месте и времени рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием ее представителя адвоката Буранова Г.К. Заявленные исковые требования не признает, по доводам, изложенным в отзыве на иск, дополнительных объяснениях.

Выслушав представителя истца, заслушав мнение адвоката Буранова Г.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона

должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что ответчик Иванова Ольга Александровна является собственником жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>

Земельный участок с кадастровым номером , а также жилой дом на нем с кадастровым номером приобретены на основании договора купли- продажи от 04.09.2014 г.

Данные договор и свидетельства не содержат указания на какие-либо ограничения, обременения права собственности на указанный земельный участок и жилой дом. Свидетельства о государственной регистрации права от 09.09.2014 г. на земельный участок и на жилой дом в графе «Существующие ограничения (обременения) права» содержит запись «не зарегистрировано».

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.05.2009 № 198-П объект культурного наследия (памятник истории и культуры) «Достопримечательное место «Прислониха» - родина художника А.А. Пластова, расположенный в селе Прислониха и его окрестностях на территориях Карсунского и Майнского районов Ульяновской области включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия.

Приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 года № 53 определены режимы использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова».

Обращаясь в суд с данным иском, истец ссылается на то обстоятельство, что согласно утверждённым приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011г. №53 режимам использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова» дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне «А». Зона выделена на основе земельных участков и территорий с исторически сложившейся индивидуальной (усадебной) жилой застройкой в центральной части села Прислониха. Запрещается на территории достопримечательного места, в зоне «А» применение следующих строительных отделочных и материалов: силикатный кирпич без декоративной отделки; бетонные блоки без декоративной отделки; железобетонные панели и блоки без декоративной отделки; профилированный металлический лист (профнастил); пластиковый сайдинг; металлический сайдинг. При строительстве и капитальном ремонте усадебных ограждений применять строительные материалы: прозрачные ограды и заборы из жердей, досок, штакетника, горбыля с элементами резного декора. Установлением истицей по адресу: <адрес> металлического забора из профилированного металлического листа нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, а именно: право граждан на доступ к культурным ценностям, право на сохранность объекта культурного наследия.

В нарушение пункта 18 Положения о зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ сам Приказ Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 № 53 не содержит предписания об обязательной государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки, возникающих на его основании.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 10 Положения о зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 (действовало до 24.09.2015 года), особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований: ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм.

Согласно пункту 11 данного Положения, «режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований: а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений».

Согласно пункту 4 Режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова» в Карсунском и Майнском районах Ульяновской области, утв. приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 № 53, устанавливаются ограничения использования земельных участков, объектов капитального строительства, существующих зданий и сооружений в части особых требований по охране объектов культурного наследия в их историко- культурной среде для зоны «А» объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А. Пластова».

В частности, к ним относятся ограничения по применению строительных и отделочных материалов: при новом строительстве, реконструкции, капитальном и текущем ремонте зданий и сооружений запрещается применение следующих строительных отделочных и материалов: 1) силикатный кирпич без декоративной отделки; 2) бетонные блоки без декоративной отделки; 3) железобетонные панели и блоки без декоративной отделки; 4) профилированный металлический лист (профнастил); 5) пластиковый сайдинг; 6) металлический сайдинг (пункт 4.6).

Согласно п.4.7 53 Ограничения по стилистике и строительным материалам усадебных ограждений: при строительстве и ремонте усадебных ограждений разрешается применять традиционные формы и строительные материалы- прозрачные ограды и заборы из жердей, досок, штакетника, горбыля с элементами резного декора.

Согласно пункту 4 статьи 5.1 ФЗ от 25.06.2002 № 73-Ф3, орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы.

Согласно пункту 18 Положения о зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 (действовало до 24.09.2015 года), «сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации».

Согласно пункту 18 Положения о зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статьи 47.1 ФЗ от 25.06.2002 № 73-Ф3, «ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия). Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости».

Согласно части 1 статьи 47.3 ФЗ от 25.06.2002 № 73-Ф3, «при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия» (пункты 3 и 4).

Изложенные положения о государственной регистрации ограничений (обременений) вытекают из требований статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ.

Государственная регистрация рассматриваемых ограничения (обременений) прав на земельные участки позволяет при совершении любых сделок с данным имуществом получить точное представление о возможностях по его использованию и распоряжению, влияя на волю покупателя и формирование его желания приобрести участок или отказаться от этого ввиду наличия обременений.

Указанный по делу жилой дом и земельный участок (домовладение в целом), принадлежащие ответчице Ивановой О.А., расположены в зоне «А», где введены ограничения по применению строительных и отделочных материалов. В частности, запрещено использование профилированного металлического листа при установке усадебных ограждений (п.4.6, 4.7).

Иванова О.А. о наличии каких-либо ограничений (обременений) прав на приобретенный земельный участок, возникших на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия (приказа Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08. 2011 № 53), не знала и не могла знать. Земельный участок с кадастровым номером , а также жилой дом с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, были приобретены ею на основании договора купли-продажи от 04.09.2014 г. Переход права собственности на данные объекты недвижимости зарегистрирован в установленном законном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с выдачей соответствующих свидетельств, датированных 09.09.2014 г.

При этом ни договор купли-продажи, ни свидетельство о государственной регистрации права, не содержат сведений о наличии каких-либо обременений (ограничений) права.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФИО2 на спорный земельный участок, разрешенное использование этого участка - для ведения личного подсобного хозяйства, существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы. В паспорте объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Прислониха» - родина художника ФИО4» отсутствовало описание предмета охраны объекта и указано, что предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден (п. 8). Также в паспорте отсутствуют сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия (п. 9).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что о наличии каких-либо ограничений (обременений) прав на приобретенный земельный участок, возникших на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия (приказа Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08. 2011 № 53) ответчица не знала.

Согласно пункту 1 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, оно устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Согласно пункту 12 Положения, «проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения».

Требование Положения об общественном обсуждении проекта зон охраны объекта культурного наследия обеспечивает учет интересов, прежде всего, лиц, права которых будут ограничены в результате введения рассматриваемого зонирования.

Следовательно, к настоящему моменту Приказ Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 №53, утвердивший режимы (характер) использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова» в Карсунском и Майнском районах Ульяновской области, не соответствует современному, действующему федеральному законодательству в рассматриваемой сфере и не может применяться, поскольку ограничивает правомочия граждан в реализации их права собственности, в частности, права собственности Ивановой О.А. на земельный участок с кадастровым номером 73:05:021404:15.

Суд отмечает, что зонирование произведено без учета мнения проживающих в с. Прислониха Карсунского района Ульяновской области граждан (собственников земельных участков в пределах села) относительно как его общих пределов, так и пределов конкретных зон (А, Б, В и др.) и установленных в них режимах деятельности, что нарушает их права и законные интересы.

Согласно абз. 2 п. 17 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия. В паспорт объекта культурного наследия вносятся: сведения о наименовании объекта культурного наследия; сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; сведения о виде объекта культурного наследия; номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в реестр; сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);сведения о границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; описание предмета охраны объекта культурного наследия; фотографическое изображение объекта культурного наследия; сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия.

Паспорт является основным учетным документом на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ (далее - объект культурного наследия), в который вносятся сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и подлежит оформлению соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Представителем истца в судебное заседание представлен паспорт объекта культурного наследия, в котором указан объект культурного наследия: «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова», вместе с тем, в паспорте в пункте 8 не указаны сведения о предмете охраны объекта культурного наследия, отсутствует описание предмета охраны объекта культурного наследия и указано, что предмет охраны объекта культурного наследия: не утвержден.

Также в паспорте в пункте 9 отсутствуют сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информации о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия.

Частью 2 ст.36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1)земли сельскохозяйственного назначения; 2)земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4)земли особо охраняемых территорий и объектов; 5)земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).Установлено, что ответчику не было необходимости выбирать вид разрешенного использования земли, поскольку земельный участок приобретался в результате купли-продажи.

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным на имя ответчика, указан режим использования –для ведения личного подсобного хозяйства. Какие-либо обременения отсутствовали. Данный режим использования полностью устраивал ответчика при покупке земельного участка.

Доводы истца о том, что в результате установленного ответчиком забора и обшивка дома из профилированного металлического листа изменена исторически сложившаяся застройка в зоне «А» на территории объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Прислониха - родина художника А.А.Пластова» суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В судебном заседании представитель истца отмечает нарушения со стороны ответчика, выразившиеся в установлении ответчиком забора из профилированного металлического листа по адресу: <адрес> имея при этом в виду, что нарушаются права и законные интересы других лиц, закрепленные вч.2 ст.34 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При этом, истцом суду не представлено доказательств умышленных действий ответчика, направленных на нарушение запрета на возведение забора из профилированного металлического листа по адресу: <адрес>

Отсутствуют какие-либо свидетельства о том, что установленный ответчицей забор и обшивка дома нарушает права граждан на доступ к объекту культурного наследия и на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде.

Исходя из принципа равной защиты государственной и частной форм собственности, соблюдая баланс интересов граждан и требование органа, осуществляющего контроль за сохранением объекта культурного наследия, гражданину должны быть представлены все имеющиеся ограничения для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для установления забора (постройки дома и т.д.) с целью реализации гражданином гарантированного ст.35 Конституции РФ права на охрану частной собственности, с одной стороны, и гарантированного ч.2 ст.44 Конституции РФ права на доступ к культурным ценностям, с другой.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Ивановой Ольге Александровне об обязании произвести демонтаж забора и обшивки дома из профилированного металлического листа по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Лисова