2-3342/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 декабря 2017 г. г. Уфа
Уфимский районный суд РБ в составе председательствующей судьи Мозжериной Г.Ю.,
при секретаре Файрузовой Э.Р.,
с участием:
истца ФИО1,
третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО2, ФИО2 к Администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления однократного бесплатного земельного участка, как граждан, имеющих трех и более детей, обязании поставить на учет для однократного бесплатного получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, как граждан, имеющие трех и более детей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что ФИО4 ФИО2, является матерью троих детей: ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. Ее семья имеет право на получение однократного бесплатного земельного участка, как граждане имеющие трех и более детей, согласно п.2 ст.28 Федерального закона от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона " О содействии развитию жилищного строительства" и "Земельный кодекс Российской Федерации".
17 июля 2017 года истец обратилась в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением №117-и/УЗАиС для постановки на учет для однократного бесплатного получения земельного участка, как граждане имеющие трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство.
27 сентября 2017 года истец получила ответ из Администрации муниципального района Уфимский район, содержащий отказ в постановке семьи на учет в целях предоставления однократного бесплатного земельного участка, как граждане имеющие трех и более детей. Администрация муниципального района Уфимский район РБ обосновала свой отказ тем, что ученая норма площади для признания нуждающимся в жилых помещениях не более 12 кв.м. общей площадью на 1 человека.
Считает, что решение об отказе в постановке семьи на учет в целях предоставления однократного бесплатного земельного участка, как граждане, имеющие трех и более детей, является незаконным и существенно нарушает права истца.
Дом и земельный участок имеющийся у истца куплен в ипотеку, согласно кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Договор оформлен на 240 месяцев, из которых выплачено 48 месяцев. Соответственно дом и земельный участок находится в залоге в ОАО Сбербанк России, согласно п.2, п.п.2.4, п.п.2.5 договора купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от ДД.ММ.ГГГГ и не является собственностью истца и ее семьи. Другого жилья и земельного участка у них не имеется.
Просит суд признать незаконным отказ Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №6507 от 27 сентября 2017 года в постановке на учет в целях предоставления однократного бесплатного земельного участка, как граждане имеющие трех и более детей, в соответствии п.2 ст.28 ФЗ-138 от 14 июня 2011 года "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона " О содействии развитию жилищного строительства" и " Земельный кодекс РФ"
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан поставить на учет мою семью для однократного бесплатного получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительства, как граждане имеющие трех и более детей, в составе: ФИО4 ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Истец ФИО1 и третье лицо ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По общему правилу, на основании ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Так, отношения по использованию и охране земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, урегулированы Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Закон РБ).
Органы местного самоуправления в Республике Башкортостан, в частности, управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 3 Закона РБ).
В силу ст. 10 Закона РБ (в ред. Закона РБ от 28.05.2015 N 225-з), предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также отдельным категориям граждан - в случаях, установленных настоящей статьей.
В частности, земельные участки предоставляются однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Законом РБ предусмотрено, что учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган отдельно по каждой категории.
Сформированный уполномоченным органом перечень земельных участков, предназначенных для однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан, в который включаются все имеющиеся земельные участки, предназначенные для однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона РБ, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;
гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
В силу с ч. 1 ст. 10.1 Закона РБ, для постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, граждане, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Закона, вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с указанием основания, а также цели использования земельного участка.
По правилам ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При системном толковании вышеизложенных положений во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, Приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 года N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со ст.1 Постановления главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ от 07.03.2012 N 493 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального района Уфимский район РБ" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального района Уфимский район, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых в том числе членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
17.07.2017г. ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию МР Уфимский район РБ о постановке ее на учет для однократного бесплатного получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительства, как гражданина имеющего трех и более детей с составом семьи: ФИО2-муж, ФИО2-дочь, ФИО2-сын, ФИО2-сын.
Письмом от 27.09.2017г. №6509 администрация МР Уфимский район РБ уведомила ФИО1 о том, что на заседании Земельной комиссии принято решение об отказе в постановке на учет по указанной категории в связи с тем, что учетная норма площади занимаемого семьей Ф-вых жилого помещения составляет 36 кв.м. на оного человека, что превышает установленную учетную норму площади.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на основании договора купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от 18.10.2013г. б/н, ФИО1, ФИО3 являются долевыми собственниками по ? доли каждый жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: РБ, <адрес>, <адрес> жилого дома составляет 180,6 кв.м.
В данном жилом доме зарегистрированы ФИО1, а также члены ее семьи: ФИО2, ФИО2, ФИО2, ФИО2, что следует из справки от 10.07.2017г. №, выданной администрацией сельского поселения Авдонский сельсовет МР <адрес> РБ.
Поскольку на всех членов семьи ФИО1 приходится по 36,12 кв.м. учетной нормы площади жилого помещения, что выше установленной учетной нормы площади в 12 кв.м., то администрацией МР Уфимский район РБ правомерно отказано в постановке на учет ФИО1
Довод истца о том, что жилой дом находится в залоге у банка и поэтому не является собственностью истца и ее мужа, основан на неправильном толковании норм права и не является основанием для удовлетворения исковых требований истца.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО4 ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО2, ФИО2 к Администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления однократного бесплатного земельного участка, как граждан, имеющих трех и более детей, обязании поставить на учет для однократного бесплатного получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, как граждане, имеющие трех и более детей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Уфимский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Ю. Мозжерина
Решение в окончательной форме принято 08.12.2017г.