Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 августа 2018 года г. Ханты - Мансийск
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при секретаре Кошкаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику - Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1, имея трудовой стаж более 35 лет, обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от 25.05.2018 года № 15-Исх-10792 отказал в присвоении звания, указав, что Почётная грамота Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, Президиума Верховного Совета Узбекской ССР и Совета Министров Узбекской ССР, а также Почетная грамота треста «УзТЖС» не являются ведомственными наградами. Не соглашаясь с принятым решением, истец просит суд обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскать судебные расходы.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 35, 37).
Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил (л.д. 36).
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Истец ФИО1 имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 35 лет, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д.10-27).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награждена Почётной грамотой Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики, учреждённой в ознаменование 60-летия Узбекской Советской Социалистической Республики и Коммунистической партии Узбекистана (л.д.31-32).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награждена управляющим трестом «УзТЖС» Почётной грамотой за добросовестное отношение к труду.
Письмом от 25.05.2018 года № 15-Исх-10792 Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу ФИО1 звания «Ветеран труда» было отказано, поскольку Почетная грамота Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, Президиума Верховного Совета Узбекской ССР и Совета Министров Узбекской ССР, а также Почетная грамота треста «УзТЖС» не является ведомственной наградой в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года №103-п (л.д.28-30).
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.
Звание «Ветеран труда» присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры либо уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз).
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06 июня 2005 года №103-п.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, основания для присвоения звания «Ветеран труда» являются государственные либо ведомственные награды (знаки отличия) за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий, добросовестное и безупречное исполнение трудовых обязанностей по трудовому договору либо обязанностей государственной службы по контракту.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют.
Согласно п.2.3 приложения 1 к постановления Правительства автономного округа от 26 июня 2006 года №142-п «О порядке присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверения, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран туда», предоставляют заявление с приложением удостоверения к награде, почетному званию, ведомственному знаку отличия в труде.
При отсутствии удостоверения к награде, почетному званию, ведомственному знаку отличия в труде факт награждения подтверждается: архивной справкой, выпиской из приказов или решений коллегии министерств (ведомств) о награждении.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 награждена Почётной грамотой Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, а также Почетной грамотой треста «УзТЖС», однако доказательств того, что истец поощрён ведомственной наградой за отличие в труде, присвоенной уполномоченным органом государственной власти не представлено, имеющиеся у истца награждения, таковыми не являются.
С учётом всего изложенного ответчик обоснованно не принял в качестве ведомственной награды Почётную грамоту Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, Президиума Верховного Совета Узбекской ССР и Совета Министров Узбекской ССР, а также Почётную грамоту треста «УзТЖС», на которые ссылался истец, и законно отказал ей в удовлетворении заявления о присвоении звания «Ветеран труда».
При указанных обстоятельствах, награждение Почетной грамотой Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, Президиума Верховного Совета Узбекской ССР и Совета Министров Узбекской ССР и Почетной грамотой треста «УзТЖС не дает истцу право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований и присуждения истцу понесённых им судебных расходов согласно правилам ст.98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 13 августа 2018 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
Копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда С.В. Вахрушев