ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3343/2013 от 06.11.2013 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2013 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Фокиной Т.К.

При секретаре Стрельцовой Н.В..,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3343/2013 по иску С.В.В. к Военному комиссариату Тамбовской области об изменении размеров присужденных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

С.В.В. обратился с иском к Военному комиссариату Тамбовской области об изменении размеров присужденных сумм, в котором просил изменить размер ранее присужденных сумм периодических платежей и назначить с 01.10.2013 года размер компенсации на приобретение продтоваров равный 3005 руб.87 коп., размер ежегодной компенсации за вред здоровью равный 5009 руб.78 коп.; обязать военный комиссариат тамбовской области выплачивать ему с 01.10.2013 года за счет средств федерального бюджета РФ денежную компенсацию на приобретение продтоваров в размере 3005 руб.87 коп. с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, определяемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, до изменения обстоятельств, влияющих на критерий последующей индексации; обязать военный комиссариат Тамбовской области выплачивать ему с 01.10.2013 года за счет средств федерального бюджета РФ, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 5009 руб.78 коп. с дальнейшей ее индексацией, исходя из уровня инфляции, определяемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, до изменения обстоятельств, влияющих на критерий последующей индексации.

Истец указал, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 мая 2007 года по делу №2-3796/07 об индексации сумм по его иску к военному комиссариату Тамбовской области, вступившим в законную силу, помимо прочего, на военный комиссариат возложена обязанность (денежное обязательство) выплачивать ему с 01 июня 2007 года за счет средств федерального бюджета денежные суммы: в счет компенсации на приобретение продтоваров в размере 1837 руб.51 коп., а также в счет ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 3062 руб.51 коп.

С 01.01.2008 года по настоящее время изменились обстоятельства, влияющие на изменения названных сумм. Такими обстоятельствами являются установленный и ежегодно изменяющийся федеральным законом «О федеральном бюджете» на 2008-2013 годах уровень инфляции в Российской Федерации, а также, начиная с 2010 финансового года, введенная в названном выше законе новая норма правового регулирования, а именно: часть 5 статьи 10, регламентирующая установление критерия (индекса), влияющего на изменение размеров по денежному обязательству, касающегося непосредственно на содержание граждан в возмещение вреда жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с федеральными законами «О федеральном бюджете» на период с 2008 по 2013 год установлено, что в 2008 году такой индекс составил – 1.105, в 2009 -1.13, в 2010 – 1.1, в 2011 – 1,065, в 2012 – 1,06, в 2013 – 1,055.

С учетом обстоятельств, влияющих на размер ранее присужденных сумм, данные суммы увеличиваются по состоянию на 01.01.2013 согласно приведенному им расчету и должны составлять по компенсации на продтовары – 3005 руб.87 коп., по компенсации за вред здоровью – 5009 руб.78 коп.

В судебном заседании истец полностью поддержал исковые требования и пояснил, что с момента вступления решения суда от 21.05.2007 года в законную силу возникли обстоятельства, которые влияют на размер присужденных ему денежных сумм. Поскольку размер денежных компенсаций ежегодной в возмещение вреда здоровью и ежемесячной на приобретение продтоваров установлены решением суда, то только суд вправе пересмотреть установленный размер выплат. Причинителем вреда его здоровью является государство, именно государство несет обязательство по возмещению вреда здоровью за счет средств федерального бюджета. Государство себя банкротом не объявило. Имущественное положение Российской Федерации улучшается. Профицит бюджета превалирует над его дефицитом. Федеральными законами "О федеральном бюджете..." на соответствующий год предусмотрена индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта. Однако, военный комиссариат не индексирует присужденные судом выплаты. В связи с чем он обращался к различным должностным лицам, в том числе и Министерства обороны. В письме от 04.09.2013 заместителя министра обороны Шевцовой на имя его представителя даны разъяснения, что назначенные лицам, уволенным с военной службы, на основании судебных решений денежные компенсации и иные выплаты в больших, чем установлено законодательством, размерах, могут индексироваться только в судебном порядке. Военный комиссариат самостоятельно индексирует лишь одну выплату ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью, чем нарушает его права, установленные ч.1 ст.19 Конституции РФ. Все выплаты, предусмотренные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" входят в объем возмещения вреда здоровью Возмещение вреда здоровью не может отождествляться с социальными выплатами. Порядок индексации в соответствии с минимальным размером оплаты труда, величиной прожиточного минимума распространяется не на всех лиц, подвергшихся воздействию радиации, а лишь на тех, у кого право на возмещение вреда возникло до вступления в силу 12.02.2001 Федерального закона №5-ФЗ. У него такое право возникло в ноябре 2000 года.. Заявления ответчика о справедливости и отличающихся по размеру выплат присужденных ему судом и другим лицам, получающим на основании Постановлений Правительства считает заблуждением, поскольку он не может получать компенсационные выплаты в таком же размере, как лица, у которых право возникло лишь в 2013 году. Решением Верховного Суда от 18.08.2009 года по его заявлению о признании частично недействующими пункт 1 постановления Правительства РФ от 21.12.2007 № 914, пунктов 1 и 14 Приложения № 1 и пункта 2 Приложения 3 2 к данному Постановлению разъяснено, что Постановление не содержит каких-либо ограничений в части индексации выплат и компенсаций, назначенных судебными решениями. Постановление не устанавливает круг лиц, на который распространяется его действие. В связи с обесцениванием денежных выплат его материальное положение ухудшается. Европейское право предусматривает уважение права собственности. Присужденные ему денежные суммы это его собственность.

Представитель истца М.В.Н. поддержал требования и доводы истца, пояснив, что решение суда от 21.05.2007 года не исполняется в полном объеме, две выплаты: ежегодной компенсации возмещения вреда здоровья и ежемесячной компенсации на приобретение продтоваров не индексируются в соответствии с законодательством. В силу инфляционных процессов покупательная способность выплат снижается. Решение Верховного Суда РФ по заявлению С.В.В., содержащее толкование оспариваемого Постановления Правительства, имеет преюдициальное значение. Управление соцзащиты области индексирует все три выплаты в возмещение вреда здоровью, УМВД РФ по Тамбовской области - две выплаты, а ВКТО лишь одну выплату. Материальное положение истца ухудшилось, так как присужденные судом денежные выплаты обесценились, данные обстоятельства позволяют установить новый размер выплат.

Представители ответчика Военного комиссариата Тамбовской области Х. и М. исковые требования не признали.

Представитель ответчика Х. пояснила, что ежегодная компенсация возмещения вреда здоровью и ежемесячная компенсация на приобретение продтоваров входят в объем возмещения вреда, но индексация их различна. Истец получает по решению суда компенсацию на приобретение продтоваров в размере 1837,51 руб., ежегодную компенсацию 3062,51 руб., а государством данные выплаты установлены соответственно 705,39 руб. и 1175,66 руб. Права истца не нарушаются, поскольку получаемые им выплаты в два с лишним раза превышают установленные государством. В бюджет не заложена индексация завышенных сумм спорных выплат. По вопросу индексации присужденных сумм истец обращался в суд и ему в этом отказано

Представитель ответчика М. пояснила, что военный комиссариат руководствуется Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан. подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом РФ от 26 апреля 2004 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данными нормативно-правовыми актами установлено, что размеры компенсационных выплат, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. До сведения Министерства обороны РФ доведена позиция Верховного Суда РФ, которая сформулирована в определении Верховного Суда РФ от 11 января 2008 года № 25-О7-24.Размеры компенсационных выплат определены законодателем в постановлениях Правительства РФ, которые ежегодно определяют коэффициент индексации. Данные постановления Правительства не предусматривают индексацию ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, размер которых установлен решением суда. Принимая во внимание определение Конституционного суда РФ от 04.12.2007 № 879-О-О и определение Верховного Суда РФ от 11 января 2008 года № 25-ВО7-24 военный комиссариат не имеет право на увеличение размеров выплат, в несколько раз превышающих те, которые установлены постановлением Правительства РФ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом "О федеральном бюджете". Действующее законодательство предусматривает установленные суммы в целях восстановления их покупательской способности с учетом коэффициентов инфляции, предусмотренных федеральным законом "о федеральном бюджете" на соответствующий финансовый год, в порядке, определяемом Правительством российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства от 4 декабря 2012 № 1255 на 2013 год установлен размер компенсации на приобретение продовольственных товаров 705 руб.39 коп., ежегодной компенсации за вред здоровью для инвалидов 2 группы - 1175 руб.66 коп.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела. суд считает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.

В суде установлено С.В.В. является инвалидом 2 группы, в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС. Истец является получателем ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты возмещения вреда здоровью.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 мая 2007 года, вступившим в законную силу 02.06.2007, С.В.В. с 01.06.2007 установлен размер денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 1 837руб.51 коп. и ежегодной компенсации возмещения вреда здоровью в сумме 3062руб.51 коп., военный комиссариат области обязан производить указанные выплаты с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Истец получает в настоящее время денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 1 837 руб.51 коп. и ежегодную компенсацию возмещения вреда здоровью 3062 руб.51 коп.

В соответствии с ч.3 ст.209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требования изменения размера и сроков платежа.

По мнению истца такими обстоятельства являются: установленный и изменяющийся уровень инфляции в РФ; из федеральных законов "О федеральном бюджете" видно, что профицит бюджета превалирует над дефицитом; Федеральные законы «О федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов, «О федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов, «О федеральном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривают индексацию сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета с 01.01.2011 – 1,065, с 01.2012- 1,06, с 01.01.2013 – 1,055.

Доводы истца суд считает не состоятельными и подлежащими отклонению. Принятые федеральные законы «О федеральном бюджете» на соответствующий год могут являться основанием для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству.

Согласно расчету истца он просит определить размер ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексов инфляции за период с 2008 года по 2013 год.

Таким образом, обратившись с иском в порядке части 3 статьи 209 ГПК РФ об изменении размера выше указанных компенсаций, истец фактически считает необходимым проиндексировать выплачиваемые ему суммы ежегодного возмещения вреда здоровья и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с применением индексов инфляции.

Однако, индексация взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда производится по заявлению взыскателя или должника в соответствии с ч.1 ст.208 ГПК РФ судом, рассмотревшим дело.

Вопрос об индексации присужденной истцу денежной ежегодной компенсации возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров судом уже рассматривался, что не оспаривается сторонами. Судом отказано С.В.В. в индексации присужденных решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21.05.2007 года спорных сумм при обращении в порядке ст.203 ГПК РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в пункте 38 Постановления от 26 января 2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" в соответствии с частью 3 статьи 209 ГПК РФ потерпевший, а также лицо, на которое возложена обязанность по возмещению вреда, вправе обратиться с требованием об изменении размера возмещения вреда. Основаниями для изменения размера возмещения вреда согласно статье 1090 ГК РФ являются: изменение степени утраты трудоспособности потерпевшего; изменение имущественного положения потерпевшего и (или) причинителя вреда.

Таким образом, к изменению обстоятельств, влияющих на определение размера платежей, относятся обстоятельства, наступление которых требует нового рассмотрения дела по существу, поскольку изменяется материально-правовая природа спорных правоотношений.

Доказательств возникновения подобных обстоятельств, применительно к данному делу, истцом не представлено.

Доводы истца со ссылкой на решение Верховного Суда РФ от 18.08.2009г., не состоятельны, поскольку оно не содержит выводов по существу спора по настоящему делу.

Письмо заместителя министра обороны от 04.09.2012 содержит лишь разъяснение М.В.Н. право на обращение с иском в порядке ч.3 ст.209 ГПК РФ

Выплата ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Пунктом 3 статьи 4 ФЗ от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся…» внесены изменения, которыми гарантируется денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат.

Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847, Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292, Постановлением Правительства РФ от 25..05.2006г. № 246, постановлением Правительства РФ от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007 г. № 914 в редакции от 24.12.2008г., от 16.12.2009 № 1024, от 21.12.2010 года № 1079 утверждены Правила индексации в 2004-2007 годах и на 2008-2011гг. размеров компенсаций и иных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены коэффициенты индексации и размеры компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. В соответствии с постановлением Правительства от 4 декабря 2012 года № 1255 на 2013 год установлен размер компенсации на приобретение продовольственных товаров 705 руб.39 коп., ежегодной компенсации за вред здоровью для инвалидом 2 группы - 1175 руб.66 коп.

Хотя ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС и подлежит индексации, но это не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35 в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровья с 01.07.2000г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 этого Федерального закона. Это разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст.14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда не была признана неконституционной.

Суд считает доводы, приведенные истцом об имущественном положении причинителя вреда не обоснованными и подлежащими отклонению.

Спорные компенсационные выплаты производятся истцу с учетом реальной возможности государства, как это указано в Постановлении Конституционного суда от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционных отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации…», что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Федеральный законодатель возложил порядок определения этих выплат на Правительство РФ, что усматривается из ч.3 ст.5 базового Закона с последующими изменениями и дополнениями.

Во исполнение закона Правительство РФ своими постановлениями ежегодно утверждало Правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсации и иных выплат. В настоящее время денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируется путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства РФ.

Федеральным законодателем определено имущественное положение государство, которое позволяет ему выплачивать в 2013 году ежегодную компенсацию возмещения вреда здоровью инвалиду 2 группы в размере 1175 руб.66 коп., а компенсацию на приобретение продовольственных товаров 705руб. 39 коп.

С.В.В. вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Тамбова произведена индексация названных выплат по благоприятному для истца варианту с применением индекса роста величины прожиточного минимума в Тамбовской области начиная с 01.01.2002г., примененные индексы значительно выше роста индексов инфляции за соответствующие периоды. Суммы, определенные истцу ко взысканию значительно выше предусмотренных законом при индексации с применением роста индексов инфляции. Истцу взыскана задолженность, расчет по которым произведен с применением индексов роста величины прожиточного минимума, то есть суммы осовременены.

В связи с чем суд считает оснований для определения новых размеров ежегодной компенсации возмещения вреда здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

С.В.В. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Тамбовской области об изменении размера ранее присужденных сумм периодических платежей и назначении с 01.10.2012 размера компенсации на приобретение продовольственных товаров равным 3005 руб.87 коп., размера ежегодной компенсации за вред здоровью равным 5009 руб.78 коп., обязании военного комиссариата Тамбовской области выплачивать с 01.10.2013 года за счет средств федерального бюджета денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 3005 руб.87 коп., ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 5009 руб.78 коп. с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, определяемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, до изменения обстоятельств, влияющих на критерий последующей индексации отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Фокина Т.К.

Решение в окончательной форме принято 13.11.2013 года.

Судья: Фокина Т.К.

Верно. Судья: