Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 31 января 2022 года
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия об обязании включить в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной и социальной помощи,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с указанным иском к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, в котором просил признать незаконным отказ Минтруда Ингушетии во включении его в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и обязать включить его в указанный регистр.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии сост. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» его должны были включить в федеральный регистр как ветерана боевых действий в Афганистане на основании своевременно поданного им ДД.ММ.ГГГГ заявления, имеющегося у ответчика.
На письмо председателя правления Ингушского регионального отделения общероссийской общественной организации «Совет ветеранов Афганистана» ФИО3 о включении в федеральный регистр истца и иных ветеранов, вставших на учет на получение жилья в Ингушском региональном отделении общероссийской общественной организации «Совета ветеранов Афганистана», ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о невозможности включения данных лиц в указанный регистр по причине неподачи ими заявлений до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении иска по доводам, отраженным в письменных возражениях.
Осуществив допрос свидетеля, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах») ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ переданы Российской Федерацией в соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким органом на территории Республики Ингушетия выступает Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия.
Форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий относящихся к категориям, установленным статьями 14-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» (далее-Закон Республики Ингушетия №).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Закона Республики Ингушетия № право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республики Ингушетия, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживающие на территории Республики Ингушетия.
Порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки гражданам для приобретения (строительства) жилья в собственность определяется Правительством Республики Ингушетия (статья 3 Закона Республики Ингушетия №).
Во исполнение статьи 3 Закона Республики Ингушетия № порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом установлено, что в Министерстве труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 51 ветеран боевых действий в Афганистане, которые встали на учет до ДД.ММ.ГГГГ, среди которых истец отсутствует.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минтруд отказал во включении истца как ветерана боевых действий в Федеральный регистр в связи с тем, что он не обращался с заявлением о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представителем ответчика представлен акт приема-передачи личных дел участников боевых действий в Афганистане от «Совета ветеранов Афганистана» Министерству труда и социального развития РИ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что истец обратился с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное подтверждается также соответствующим заявлением истца, оригинал которого находится у ответчика вместе с иными материалами учетного дела, переданного согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, и показаниями свидетеля ФИО4, который, будучи заместителем председателя общественной организации «Совет ветеранов Афганистана» в период с 2002 по 2005 гг., формировал списки ветеранов, проходивших службу в Демократической <адрес> и сдавших заявления с приложенными документами на получение льгот и улучшение жилищных условий, с целью последующей передачи их председателем общественной организации в Министерство труда и социального развития РИ, и в связи с этим подтвердил подачу истцом соответствующих документов до ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, суду представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью министра труда и социального развития РИ ФИО5, которое подтверждает, что учетное дело истца ФИО1 с соответствующим заявлением о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, находилось у ответчика гораздо ранее передачи дублирующего заявления и учетного дела по акту от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что истец ФИО1 обратился с соответствующим заявлением и приложенными документами до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика основывал свои возражения на том, что истец, обратившись с заявлением до ДД.ММ.ГГГГ, адресовал свое заявление Ингушской региональной организации «Совет ветеранов Афганистана», а не в надлежащий орган - Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия.
Суд относится к данной позиции критически в связи со следующими обстоятельствами. То обстоятельство, что истец, как и более 220 других членов «Совета ветеранов Афганистана», адресовал свое заявление указанной организации, ошибочно полагая, что при передаче Министерству труда и социального развития РИ заявлений, поданных в Совет как в координирующую организацию, министерство будет исходить из даты обращения с заявлением и из интересов ветеранов боевых действий, является уважительной причиной восстановления судом его права на включение в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Министерство труда и социального развития РИ, получив по акту от ДД.ММ.ГГГГ личное дела истца, имело законное основание для принятия решения о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с внесением в соответствующий федеральный регистр на основании того, что он обратился с соответствующим заявлением до ДД.ММ.ГГГГ.
При формулировании указанных выводов суд исходит из того, что в соответствии со ст. 2 Конституции РИ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Формальный подход ответчика к отклонению заявления, поданного по ошибке в общественную организацию, является прямым нарушением указанного выше положения Конституции РФ, так как орган исполнительной власти субъекта РФ обязан исходить из необходимости учитывать в первую очередь волеизъявление гражданина на реализацию своих прав на улучшение жилищных условий, при том, что это волеизъявление произведено в надлежащей форме и в надлежащие сроки (до ДД.ММ.ГГГГ).
Что касается довода ответчика о том, что истец получил выплату в рамках целевой республиканской программы по оказанию материальной поддержки лицам, проходившим военную службу в Демократической <адрес>, то суд исходит из того, что исковым требованием является обязание ответчика внести сведения об истце в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи.
Исходя из положений Закона, участие лиц, состоящих в Федеральном регистре, в каких-либо программах, проводимых в субъектах РФ, не является препятствием для состояния в нем. Кроме этого, суд отмечает, что в ходе реализации республиканской программы не осуществлялось распределение жилой недвижимости для удовлетворения потребности участников программы по улучшению жилищных условий, а только выплачивались суммы в денежной форме, незначительные по сравнению со стоимостью жилых объектов, даже исходя из социальной нормы 18 кв.м. площади на одного человека.
Основываясь на данных выводах, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление, обязав ответчика включить истца в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия об обязании включить в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной и социальной помощи удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия включить ФИО1 в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия включить ФИО1 в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко
Решение25.02.2022