Дело № 2-3343/2021 УИД 53RS0022-01-2021-003846-21
г. Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2021 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Васильковой С.В.,
с участием помощника прокурора Белкиной Д.М., истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Великого Новгорода, действующего в интересах ФИО1, к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, обязании произвести ежемесячные денежные выплаты,
установил:
Прокурор г. Великого Новгорода, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (далее - Учреждение), в котором учетом уточненных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать незаконными решения Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет; признать за ФИО1 право на ежемесячную денежную выплату на несовершеннолетнюю ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и обязать Учреждение произвести ФИО1 указанную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 246 руб. 29 коп.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являющаяся матерью несовершеннолетней ФИО3, неоднократно обращалась в Учреждение с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. В рамках межведомственного взаимодействия УМВД России по Новгородской области представлены Учреждению сведения об отсутствии регистрации ребенка по месту жительства на территории Новгородской области, в связи с чем Учреждением приняты решения об отказе в назначении денежной выплаты. Оспариваемые отказы не основаны на законе и нарушают социальные права ФИО1, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Сумма неполученной ФИО1 денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 72 246 руб. 29 коп. и подлежит взысканию с Учреждения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УМВД России по Новгородской области, Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, начальник отдела по назначению и выплате государственных пособий на детей ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» ФИО4, законный представитель несовершеннолетней ФИО3 - ФИО5
Представители третьих лиц Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области, УМВД России по Новгородской области, третье лицо ФИО5 в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Белкина Д.М., истец ФИО1 требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Учреждения ФИО2 иск не признала, поддержала письменные возражения на заявленные требования.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 утверждены требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
В соответствии с п. 12, 13 указанного Постановления документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, запрашивается уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Сведения не истребуются уполномоченным органом у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации).
Указом Губернатора Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее — Порядок).
Согласно п. 2 Порядка право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Новгородской области, на совместно проживающего с ним ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Новгородской области на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее величина прожиточного минимума на душу населения).
В силу п. 22 Порядка Учреждение вправе проверять достоверность документов (сведений), указанных в заявлении и представленных заявителем. В этих целях Учреждение вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
В пункте 30 Порядка указаны основания для отказа в назначении выплаты, в том числе: несоблюдение условий, установленных пунктами 2, 3 Порядка и условий; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент по назначения ежемесячной денежной выплаты (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.10.2 Регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе:
несоблюдение условий, установленных пунктом 1.2.2 настоящего Административного регламента;
непредставление копии документа, удостоверяющего личность заявителя, и (или) сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации;
наличие в заявлении недостоверных или неполных данных.Судом установлено, что по обращению ФИО1 прокуратурой г. Великого Новгорода проведена проверка соблюдения ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» требований законодательства при предоставлении мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 и ФИО5 является родителями несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, действуя через Единый портал государственных и муниципальных услуг, обращалась в Учреждение с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
В заявлениях ФИО1 указала сведения о рождении и регистрации несовершеннолетней ФИО3 по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 12 Порядка Учреждением направлены в УМВД России по Новгородской области запросы о предоставлении информации о регистрации ребенка по месту жительства.
В рамках межведомственного взаимодействия УМВД России по Новгородской области представлены Учреждению ответы об отсутствии сведений о регистрации ребенка по месту жительства на территории Новгородской области.
По результатам рассмотрения заявлений Учреждением приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка по причине отсутствия информации о месте жительства (места пребывания) несовершеннолетней ФИО3 на территории региона.
Из объяснений представителя ответчика ФИО2 следует, что основанием для отказа послужило наличие в заявлении недостоверных или неполных данных о месте жительства ребенка (п. 30 Порядка, п. 2.10.2 Регламента).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, действуя через ГОУА МФЦ Новгородской области, вновь обратилась в Учреждение с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на дочь ФИО3 К заявлению ФИО1 приложила справку о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО3 по адресу: <адрес>
Приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет на ФИО3 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые отказы Учреждения не основаны на законе, поскольку в перечне обязательных документов, необходимых для назначения ежемесячной выплаты, отсутствует документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства.
Сведения, указанные ФИО1 в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ являлись достоверными и достаточными для принятия Учреждением решения о назначении ежемесячной выплаты.
Использование Учреждением сведений, представленных УМВД России по Новгородской области в порядке межведомственного взаимодействия, привело к получению недостоверного результата, в частности, к получению сведений об отсутствии регистрации ребенка на территории Новгородской области, что не соответствует действительности, и, как следствие, к принятию Учреждением незаконных решений.
Вместе с тем, результаты межведомственного взаимодействия уполномоченных органов (организаций) не должны нарушать права граждан и создавать необоснованные препятствия для получения гарантированных государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Кроме того, местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей (ст. 20 ГК РФ), а право лица на получение соответствующих мер социальной поддержки не может быть ограничено отсутствием регистрации ребенка по месту жительства.
Признание за ФИО1 права на денежную выплату является обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 не оспаривала тот факт, что среднедушевой доход семьи ФИО1 не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Новгородской области на дату обращения (обращений) за назначением ежемесячной выплаты.
Таким образом, право ФИО1 на ежемесячную денежную выплату на ребенка является очевидным и подтверждается собранными по делу доказательствами.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Данная совокупность в рассматриваемом деле имеется, а потому решения Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка следует признать незаконными.
Права ФИО1 подлежат восстановлению путем возложения на Учреждение обязанности произвести ФИО1 ежемесячную денежную выплату на несовершеннолетнюю ФИО3
В соответствии с п. 6 Порядка (в редакции, действующей на момент возникновении спорных правоотношений) ежемесячная денежная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижении ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата осуществляет со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ее назначением.
Сумма ежемесячной денежной выплаты, подлежащая выплате Учреждением ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 72 246 руб. 29 коп. (5497 руб.х13 мес.+5 497 руб./28 дн.х4дн.).
С учетом обстоятельств дела и приведенного правового регулирования, исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора г. Великого Новгорода удовлетворить.
Признать незаконными решения ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1в назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» выплатить ФИО1ежемесячную денежную выплату на несовершеннолетнюю ФИО6в сумме 72 246 руб. 29 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 06 сентября 2021 года.