Гр.дело №2-3344/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И.
при секретаре Оленниковой Т.Ю., помощнике судьи Тороновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия о признании решения неправомерным, восстановлении выплат дополнительного материального обеспечения,
установил:
В суд обратилась ФИО2 с вышеназванным исковым заявлением, согласно которому просит признать решение Центра по установлению и выплате пенсий о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения неправомерным, восстановить выплаты ДМО с мая 2019г. В требований истец указала, что с сентября 2017 года ей было назначено дополнительное материальное обеспечение в соответствии с ФЗ от 04.03.2002г. №21-ФЗ и распоряжением Правительства РФ №... от 23.01.2008г. Она получала выплаты до апреля 2019г., поступивший платеж 23.05.2019г. был удержан с формулировкой «погашение кредита». Она обратилась в октябрьское отделение ПФР, где ей специалист сообщила, что указанные выплаты в 2017 году были назначены неправомерно. Данную выплату истец получала в составе группы из трех человек за проект «Реализация программы ЮНЕСКО «Провозглашение шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества» на территории Российской Федерации», оснований для отмены данный выплаты не имелось.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика Управления ПФР в ... на Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель по ордеру адвокат ФИО8 доводы и требования изложенные в исковом заявлении поддержали. Суду пояснили, что помимо истца указанную премию получали еще двое человек, проживающих в ... и .... Данную премию они получают до настоящего времени, отказано в выплате только истцу. Ответчик неверно трактуют нормы закона от 04.03.2002г. №21-ФЗ, чем ухудшили материальное положение ФИО2 Считали, что закон не имеет обратной силы и назначенная в 2017г. надбавка к пенсии должна быть возобновлена. Действия ответчика противоречат разъяснениям изложенным в телетайпограмме от 12.04.2002г., при этом премия назначена Правительством РФ. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия по доверенности ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном возражении. Суду пояснила, что оснований для назначения выплаты с 2017 года не имелось, доводы стороны истцы основаны на неверном понимании положений Федерального закона от 04.03.2002г. №21-ФЗ, премия установленная истцу не является государственной премией. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 является получателем пенсии по старости, с 27.09.2017г. при обращении в пенсионный орган с ответствующим заявлением ей было назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Решением Центра по установлению и выплате пенсий ПФР в РБ от 07.05.2019г. выплата дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 г. №21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» ФИО2 была прекращена с 01.05.2019г. Из решения следует, что при проверке документов пенсионного дела установлено отсутствие права на назначение дополнительного материального обеспечения на основании пп.8 п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 г. №21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», так как премии Правительства Российской Федерации в области культуры не наделены статусом «Государственной» премии Российской Федерации.
Обращаясь в суд, истец указала, что она является лауреатом премии Правительства Российской Федерации, дополнительное материальное обеспечение ей назначено в соответствии с разъяснениями в телетайпограмме Минтруда РФ № 2181-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002г. и подпунктом 8 п.2 ст.1 Федерального закона №21-ФЗ, а решение ответчика о прекращении ей выплаты дополнительного материального обеспечения является неправомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 января 2008г. ...-р ФИО2 присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры за проект «Реализация программы ЮНЕСКО «Провозглашение шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества» на территории Российской Федерации».
По смыслу норм Федерального закона № 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области.
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус «Государственной премии» в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации не наделено (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. ...-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Согласно части 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации.
На основании пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации.
Из анализа действующих нормативных правовых актов следует, что в настоящее время в системе государственного премирования учреждены следующие государственные премии Российской Федерации, присуждаемые за выдающиеся достижения: ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза ФИО1 (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», Положение о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза ФИО1, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1499); Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства (Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры», Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусств, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 485); Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. №233 «О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» вместе с Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, утвержденным этим указом); Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 491 «О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности» вместе с Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности, утвержденным этим указом).
Все приведенные выше премии обладают статусом «Государственной премии», а лицам, которым они присуждены, присваивается звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации (соответствующей)» и вручается диплом «Лауреат Государственной премии Российской Федерации (соответствующей)».
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон №21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона №21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственных премий СССР, лауреаты Государственных премии Российской Федерации (РСФСР).
Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определены Федеральным законом № 21-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 указанного закона порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации, которое в пункте 2 постановления от 7 июня 2002 г. №390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» возложило на Минтруд России полномочия по утверждению перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом № 21-ФЗ по согласованию с Минфином России.
Реализуя предоставленные Правительством Российской Федерации полномочия и в соответствии с подпунктом 5.2.162 пункта 5.2 и подпунктом 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень.
Согласно п.5 данного Перечня для получения дополнительного ежемесячного материального обеспечения заявителю необходимо предоставить в пенсионный орган диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации - представляется гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
ФИО2 в пенсионный орган при подаче заявления о назначении ДМО был представлен диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации в области культуры, что, как было указано выше, не дает оснований для назначения ей дополнительного материального обеспечения.
При таких обстоятельствах решение Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ от 07 мая 2019г. о прекращении выплаты дополнительного материального обеспечения не может быть признано неправомерным (незаконным), так как было принято в соответствии с действующим законодательством. Оснований для признания за ФИО2 права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ не имеется. Следовательно, требование истца о возобновлении данной выплаты удовлетворено быть также не может.
При этом доводы стороны истца о том, что Правительство РФ является государственным органом, а выданная Правительством премия является государственной, основаны на ошибочном понимании норм материального права. Как отмечено ранее полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации не наделено, награждение государственными наградами РФ, присвоение почетными званиями отнесено к компетенции Президента Российской Федерации.
Доводы стороны истца о том, что ФИО2 имеет право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с разъяснениями изложенными в телетайпограмме Минтруда РФ № 2181-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002г. суд находит несостоятельными, т.к. данный документ не является нормативно-правовым актом. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "О премиях Правительства Российской Федерации в области культуры" таким правом лауреатов премий Правительства РФ правом на данную выплату (ДМО) не наделяет.
При таких обстоятельствах требования истца о признании решения пенсионного органа неправомерным, восстановлении ей выплат дополнительного материального обеспечения, суд находит необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов