Дело № 2 – 55/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
Председательствующего судьи Титовой Н.В.,
при секретаре Капыриной Л.М.,
при участии
представителя истца по доверенности ФИО1,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика по письменному заявлению ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО4 к ФИО2, ТОС «Виктория», Кошкиной Н.А. о признании недействительными решений собраний ТОС «Виктория» от 06.07.2020г. и от 19.10.2020г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО2, ТОС «Виктория о признании недействительным решения общего собрания ТОС «Виктория», по адресу г. <адрес> от 06.07.2020г.. Считает, что при проведении собрания отсутствовал кворум, собственники дома не были надлежащим образом извещены о времени проведения собрания, не была известна повестка собрания, ответчик не имела право на проведение собрания, собрание не было проведено в форме конференции, очно-заочное голосование не предусмотрено уставом или нормативно-правовыми актами в сфере ТОС. Решением грубо нарушены права истца.
В ходе рассмотрения дела истец требования увеличила и просила также признать недействительным и решение собрания от 19.10.2020г., по тем же основаниям.
К участию в деле в качестве соответчика была привлечена секретарь собрания Кошкина Н.А., в качестве третьего лица администрация г.Липецка, которые в судебное заседание не явились.
В судебном заседании истец и представитель истца по доверенности исковые требования поддержали в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, также представили письменную позицию по делу, в которой указали на следующие обстоятельства. Собрание проводилось 06.07.2020г., тогда как собственники 06.07.2020г. согласно списку граждан участие приняли только 86 человек, 33 жителя 07.07.2020, 36 жителей 08.07.2020, 20 жителей 09.07.2020, 20 жителей 10.07.2020, 9 жителей 11.07.2020, 13 жителей 13.07.2020, 44 жителя 14.07.2020, всего 261 подпись, однако нельзя принять участие в собрании после собрания. Жильцы голосовали по списку вопросов, тогда как должно идти голосование по каждому вопросу. Вопрос о выборе ФИО2 в протоколе пропущен, т.е. голосование по нему не состоялось. Не указаны сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Волеизъявление граждан отсутствует, так как в списке указаны лишь ФИО, адрес, подпись. Представленные списки жильцов принявших участие в собрании не могут заменить протокол заочного голосования, который обязателен в силу закона. Часть лиц, указанных в списке, не являются собственниками помещений в доме. До жителей не была доведена информация о повестке дня, форме проведения собрания: очная, заочная или смешанная формы. В протоколе указано, что 2 человека проголосовали против, но это не следует ни из списка жителей, ни из реестра собственников кто голосовал против не указано. Подписи в реестре «ЗА» не имеют значения, так как не допустимо голосовать по списку вопросов, данные лица не составляют кворум для принятия решения. Собрание ТОС и собрание по ЖК РФ разные события, регулирующиеся разными нормативными актами. Такие же нарушения имеют место и в решении собрания от 19.10.2020г..
Ответчик ФИО2 и его представитель по письменному заявлению исковые требования не признали. Указав, что о дне проведения собрания жильцам было известно, объявления развешивались на подъезде. Всем все было известно. Представили письменный отзыв на требования истца, в котором указали на следующие обстоятельства. ТОС «Виктория» государственную регистрацию в установленном законом порядке, в регистрирующем органе МИФНС № 6 по Липецкой области не осуществило, следовательно, не является юридическим лицом, не обладает процессуальной правоспособностью и дееспособностью, в связи с чем не может быть ответчиком в суде. ФИО2 является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является субъектом спорного правоотношения, не может в силу закона нести обязанности, которые просит возложить на него истец по иску, а именно: председатель ТОС является избираемым лицом, исполняющим волеизъявление участников голосования и не имеет возможности влиять на итоги голосования, администрации города Липецка осуществляет прием и регистрацию протоколов собраний участников ТОС, проверяет соответствие представленных протоколов требованиям законодательства (осуществляет легитимизацияю решения собрания ТОС), вносит в реестр соответствующей записи, наделяет полномочиями председателя ТОС, осуществляет выдачу соответствующего удостоверения, которая и является надлежащим ответчиком. Поскольку ответчиком по делу должна являться администрация г.Липецка, то спор подлежит рассмотрению в порядке административного искового производства регулируемого нормами КАС РФ.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится: выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован статьями 45-48 ЖК РФ.
Согласно положений ст. 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 4 настоящей статьи).
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно ч.3 ст. 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
повестка дня данного собрания;
порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 46 ЖК РФ, решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ч. 2 ст. 47 ЖК РФ).
Согласно ст. 48 ЖК РФ, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за",
"против" или "воздержался" (ч. 5.1. ст. 48 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
13.11.2014г. состоялась конференция граждан дома <адрес>, что подтверждается протоколом конференции. На конференции были приняты решения по 10 вопросам в том числе принят устав, утверждена структура органов ТОС Виктория, избран совет ТОС, избран председатель совета ТОС, контрольно-ревизионная комиссия ТОС, избраны представители ТОС согласно утвержденной структуры органов ТОС, назначен уполномоченное лицо, ответственное за регистрацию ТОС в администрации г.Липецка (т.1 л.д.9-14).
Распоряжением администрации г.Липецка в лице департамента территориального управления от 25.03.2015г. зарегистрирован устав ТОС «Виктория», рекомендовано председателю Совета ТОС «Виктория» ФИО5 известить жителей <адрес> о регистрации устава ТОС (т.1 л.д.15).
Согласно уставу ТОС «Виктория (<...>) высшим органом осуществления ТОС является конференция граждан, проживающих на территории ТОС п.6.2, п.7.1 срок полномочий органов ТОС - 5 лет со дня создания ТОС, п. 7.2 срок полномочий конференции, делегатов конференции граждан как высшего органа ТОС – 5 лет с момента избрания делегатов.
Раздел 8 устава определяет порядок назначения и проведения конференции граждан в целях осуществления ТОС. Пункт 8.2. устава устанавливает, что конференция граждан с целью осуществления ТОС созывается по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в год. Конференция созывается председателем Совета ТОС, который обеспечивает организацию и проведение конференции, подготовку повестки дня, информирует жителей соответствующей территории о проведении конференции (п.8.3). Решения конференции принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих делегатов (8.6). Секретарем конференции ведется протокол, в котором указывается дата и место ее проведения, общее число избранных делегатов, количество присутствующих делегатов, повестка дня, содержание выступлений, принятые решения и результаты голосования по ним (8.7). Протокол утверждается решением конференции граждан, подписывается председательствующим и секретарем ( 8.8.). Решение о назначении заседания конференции в целях осуществления ТОС соответствующих документы и материалы конференции своевременно, но не позднее 5 дней до проведения конференции граждан доводится инициаторами до населения соответствующей территории способом избранным конференцией (8.10). В случае появления обстоятельств, мешающих исполнению выборными лицами Совета ТОС, других органов ТОС своих обязанностей, конференция жителей вправе снять с них полномочия по представлению Совета ТОС (11.3) (т.1 л.д.16-19).
Протоколом собрания жителей проживающих по <адрес> по переизбранию председателя ТОС «Виктория» от 07.06.2019г. (т. 1 л.д.20-21) была рассмотрена кандидатура ФИО4 на должность председателя ТОС «Виктория» в связи с досрочным сложением полномочий ФИО5 и проведения конференции жителей дома, изменили список делегатов на конференции граждан.
06.07.2020г. согласно протоколу собрания жителей проживающих по <адрес> собрание проводилось с 19-00ч. во дворе дома, на собрании присутствовали 43 человека. Ответственным за проведение собрания являлась ФИО2. На территории проживает 450 чел, достигших возраста 16 лет (л.д.23- 25т.1).
Повестка собрания: 1. утверждение повестки собрания, 2. переизбрание председателя ТОС «Виктория», 3. избрание председателя и секретаря собрания, 4. другие вопросы (всего 4 вопроса).
По первому вопросу решили утвердить предлагаемую повестку дня (41 чел - за, 2- против).
По второму вопросу председателем собрания избрали ФИО2, секретарем Кошкину Н.А. (41чел.- за, 2- против).
По третьему вопросу утвердили предложение председателя собрания по переизбранию председателя и членов совета ТОС «Виктория» (41чел.- за, 2- против).
Также указано, что было проведено очно-заочное голосование результат которого «за» – 261 чел., слушали отчет по запросу жителей дома о проделанной работе ФИО4 представлен не был, мнения жителей о переизбрании председателя ТОС «Виктория» ФИО4 на кандидатуру ФИО2.
Из анализа представленного протокола следует, что второй вопрос о переизбрании председателя ТОС «Виктория» не был разрешен, поскольку вторым решением были избраны председатель и секретарь собрания; согласно текста указанного в п.3 протокола: слушали вновь избранного председателя ТОС «Виктория» ФИО2 по переизбранию бывших членов совета ТОС и назначению новых членов: Кошкину Н.А., ФИО6, ФИО7, и решили утвердить предложение председателя собрания по переизбранию председателя и членов совета ТОС «Виктория». Однако ранее был избран только председатель собрания и секретарь, и решения вопроса о назначении председателем совета ТОС «Виктория» ФИО2 принято не было.
Кроме того, за что конкретно голосовали очно-заочно 261 человек указанных в протоколе не известно, по какому вопросу слушали мнения жителей по переизбранию председателя ТОС «Виктория», кто выступал и какие мнения были, в протоколе не отражено.
Как следует из устава ТОС «Виктория», ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", очно-заочное голосование по вопросу переизбрания председателя ТОС не предусмотрено. Указанный вопрос входит в полномочия конференции жителей ТОС. Сведений о внесении в устав ТОС изменений представлено не было.
В части 5.1 ст. 48 ЖК РФ определено, что при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны сведения о лице, участвующем в голосовании. При этом Жилищный кодекс РФ не определяет, какие это сведения и кто их должен заполнять. По мнению Минстроя России в письме от 5 октября 2017 г. № 35851-ЕС/04 к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относятся, в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии). Аналогичным образом решается вопрос идентификации участников собрания в Методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр. В Требованиях к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее – Требования), утвержденных приказом Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр определено, что сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова «Присутствующие» и включают в себя для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина.
Из представленного списка граждан, принявших участие в собрании жителей по переизбранию председателя ТОС «Виктория» следует, что 86 человек принимали участие в собрании06.07.2020г., тогда как в протоколе указаны 43 человека. Установить достоверно, кто именно непосредственно принимал участие в собрании 06.07.2020г., а кто подписал списки после его проведения не возможно. Кроме того, как следует из протокола от 06.07.2020г. собрание проводилось именно 06.07.2020г., однако из списков следует, что жильцы присутствовали на каких-то собраниях по переизбранию председателя ТОС, также начиная с 07.07.2020г. по 14.07.2020г. (т.1 л.д.72-79). На указанных листах дела находятся списки граждан по порядковому номеру начиная с 1 и до 261, и на л.д.72-78 указаны жильцы принимавшие участие в собрании как 06.07.2020г., так и в последующие дни, т.е. каждый новый список начинается с даты 06.07.2020г., а протоколе от 06.07.2020г. уже указано на то, что было проведено очно-заочное голосование и 261 человек проголосовали «за».
Из реестра собственников многоквартирного дома, принявших участие в общем собрании собственников следует, что 41 человек в графе решение принятое собственниками по каждому вопросу, поставленному на голосование согласно повестке дня (за или против) приняли решение за, однако в реестре отсутствуют лица, проголосовавшие против, тогда как протоколе имеются сведения о том, что 2 человека были против.
Если, учитывать, что проводилось общее собрание собственников МКД, и к ним подлежат применению нормы жилищного законодательства, то из 450 собственников непосредственное участие в собрании принимало 43 человек, т.е. 9,5% из которых 2 человек голосовали против, и, следовательно, кворума не имелось. Вопрос о проведении очно-заочного голосования не рассматривался, собственники жилых помещений не были в установленные законом порядке, и сроки извещены о проведении собрания, отсутствовали сведения о повестке собрания. Собрание проводилось, и решение было принято 06.07.2020г., в связи с чем, оснований полагать, что начиная с 07.07.2020 по 14.07.2020г. собственники принимали какое-либо решение по вопросам указанным в протоколе от 06.07.2020г. не имеется. Кроме того доказательств подтверждающих принятие положительного решения остальными собственниками суду не представлено, поскольку из списков не следует, что собственники принимали голосование по какому-либо вопросу.
Как следует из материалов дела сведений о вручении либо уведомлении каким-либо способом собственников многоквартирного дома о проведении собрания в очно-заочной форме 06.07.2020г. не имеется.
Из текста представленной фотографии, размещенной на двери какого-то подъезда дома, следует, что 06.07.2020г. в 19ч. во дворе дома <адрес> состоится общее собрание всех собственников (зарегистрированных), повестка дня переизбрание председателя ТОС «Виктория» и всего состава ТОС «Виктория», А.З.М. (секретаря), К.Т.Н.Е.С.Ю.. (т.1 л.д.99).
Когда была сделана фотография не известно.
Из показаний свидетелей следует, что объявления вешались на дверях подъезда, но кем-то срывались. Объявления висели только того содержания, что указано на фотографии.
Однако, удостовериться в сроках уведомления собственникам многоквартирного дома о предстоящем собрании, не позднее чем за десять дней до даты его проведения, так не представилось возможным в виду отсутствия таких сведений. Представленная фотография не подтверждает надлежащее уведомление всех собственников о проведении собрания. Кроме того не все собственники проживают по адресу г<адрес>, ответчик не представила достоверные данные об извещении всех собственников о проводимом собрании.
Достоверных сведений о размещении уведомления на информационном стенде каждого подъезда дома также суду не представлено, а кроме того оснований полагать, что ответчики исполнили требования ст. 45 ЖК РФ, в части должного уведомления всех собственников о проведении собрания, путем размещения уведомления на информационном стенде у суда не имеется.
Доказательств уведомления собственников многоквартирного дома о предстоящем собрании установленным законом, либо общим собранием собственников, способом, позволяющим достоверно установить получения данного уведомления адресатом, не представлено.
Также в нарушении п. 3 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, отсутствуют сведения о том, где собственники могут получить бюллетени для голосования. Фактически, голосование проходило путем поквартирного обхода и подписания списков. В нарушение ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ, письменные решения собственников по вопросам повестки голосования не оформлялись.
Протоколами конференции граждан и собрания граждан от 13.11.2014г. и 07.06.2019г. были утверждены списки делегатов присутствующие на конференции и вновь избранных делегатов. Ст. 27 ФЗ предусмотрено, что решение на конференции принимается 2/3 голосов избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Из представленного списка лиц лично присутствующих на собрании 06.07.2020г. участие принимали только 4 делегата (ФИО2, ФИО4, Г., Г.), что меньше 2/3 от избранных делегатов, всего 24 человека. Следовательно, полагать, что имелся кворум, не имеется оснований.
Аналогичные нарушения имелись и при проведении собрания 19.10.2020г., в протоколе имеется ссылка на 3-х человек которые были против и воздержались, однако установить, кто именно это был не представляется возможным, поскольку в списках лиц принявших участие в собрании данные сведения отсутствуют (т.1 л.д.87-88, 89-91).
Собранием не были выбраны секретарь и председатель собрания. Вопрос о выборе председателя ТОС 19.10.2020г. в повестку дня не был включен, однако было решение об оставлении председателем ТОС «Виктория» ФИО2, выбранную собранием 06.07.2020г..
Кроме того, кворума также не имелось, поскольку на собрании присутствовал только 61 человек из 450 собственников, т.е. 13,56%.
Довод ответчика и его представителя, что надлежащим ответчиком по требованиям ФИО4 будет администрация г. Липецка, которая осуществляет прием и регистрацию протоколов собраний участников ТОС, проверяет соответствие представленных протоколов требованиям законодательства (осуществляет легитимизацию решения собрания ТОС), вносит в реестр соответствующей записи, наделяет полномочиями председателя ТОС, осуществляет выдачу соответствующего удостоверения, основан на неверном толковании норм права. Именно председатель собрания и секретарь собрания отвечают за проведение собрания и его законность.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами достоверно подтвержден факт нарушений порядка созыва, подготовки и проведения собрания, связанных с не извещением собственников о проведении собрания, отсутствием волеизъявления собственников (нарушения кворума), невозможностью определить волеизъявление (нарушения при оформлении результатов голосования).
Указанное, наряду с установленными судом нарушениями требований закона при подготовке и проведении собрания, влечет недействительность собрания и принятых на данном собрании решений.
Согласно положений ч.1 ст. 55, ч.1 ст. 56 и ч.1 ст. 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, путем представления суду соответствующих доказательств, содержащих сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Ответчики не представили доказательств надлежащего исполнения вышеприведенных требований закона при подготовке, проведении собрания, оформлении результатов голосования, в связи с чем, судебной коллегией данные доводы отклоняются как голословные.
В данном случае допущенные ответчиком нарушения, свидетельствующие о нарушении порядка созыва собрания, отсутствии возможности проверить кворум собрания, нельзя отнести к несущественным.
Следовательно, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Признать недействительными решения собраний ТОС «Виктория» по адресу <адрес> от 06.07.2020г. и от 19.10.2020г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Титова
Мотивированное решение принято 18.01.2021г.