ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3344/2023 от 03.08.2023 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2-3344/2023

УИД 44RS0001-01-2023-003058-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Шершневой М.А.,

при ведении протокола помощником судьи Абсалямовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая компания «Старый город» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,

УСТАНОВИЛ:

Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просил признать незаконным бездействие ООО УК «Старый город» при эксплуатации линейного объекта: железнодорожного пути от СП-28 до упора, протяженностью 443 м, инв. , расположенного по адресу: <адрес>, железнодорожный подъездной путь от СП-28 до упора, условный номер объекта: , в части непринятия мер по разработке и утверждению локальных нормативных актов в отношении объекта инфраструктуры, определяющего его эксплуатацию, содержание и обслуживание, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования; обязать ООО УК «Старый город» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить локальные нормативные акты в соответствии с п. п. 42, 43, 44, 47, 54, 68, п. 5 и п. 24 Приложения к Приложению к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2022 № 250, инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

В судебном заседании старший помощник прокурора Удалов А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что не возражает, если судом срок исполнения решения будет увеличен до девяти месяцев.

Представитель ответчика ООО УК «Старый город» по доверенности Малышев А.Е. исковые требования признал. Просил установить срок исполнения решения – в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку требуемая процедура занимает продолжительное время.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданским прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозок определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пуит, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установления законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Требования к технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства закреплены в Правилах технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2022 № 250 (далее – ПТЭ на ЖДТ РФ), является обязательными для исполнения владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. п. 42, 43, 44, 47, 54, 68 ПТЭ на железнодорожном транспорте РФ, п. 5 и п. 24 Приложения № 12 к Приложению № 2 к ПТЭ на железнодорожном транспорте РФ, на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта возложена обязанность по разработке и последующего утверждения локальных нормативных актов в отношении объекта инфраструктуры, определяющего его эксплуатацию, содержание и обслуживание.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ, п. 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МИС РФ от 18.06.2003 № 26, на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

01.02.2023 Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном пути необщего пользования ООО УК «Старый город», в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства.

В целях устранения нарушений в адрес руководителя Общества <дата> транспортной прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в области эксплуатации объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта, - линейного объекта железнодорожного пути от СП-28 до упора, протяженностью 443 м, инв. , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, железнодорожный подъездной путь от СП-28 до упора. Условный номер объекта: .

<дата> Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка устранения нарушений законодательства по ранее принятым мерам прокурорского реагирования, в ходе которой установлены факты непринятия мер, направленных на фактическое устранение нарушений законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности ООО «УК Старый город».

Проверкой установлено, что вышеуказанные требования законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования ООО УК «Старый город» не исполняются, локальные нормативные акты в отношении объекта инфраструктуры, определяющего его эксплуатацию, содержание и обслуживание, Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, не разработаны.

Так, в нарушение п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пп. 42, 43, 44, 47, 54, 68 ПТЭ на железнодорожном транспорте РФ, Обществом не разработаны и не утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие порядок организации и выполнения работ, связанных с эксплуатацией всех элементов железнодорожного пути необщего пользования на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации, в том числе с содержанием: номенклатуры и периодичности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, порядком планирования и контроля выполнения работ; нормами материально-технического и технологического обеспечения работ по техническому обслуживанию и ремонту; составом, порядка оформления, согласования и утверждения технологической документации, используемой для проведения работ по технической документации, используемой для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту; порядка проведения и оформления осмотров и проверок железнодорожного пути, на основании проектно, ремонтной или эксплуатационной документации; регламентирующий техническое обслуживание и ремонт элемента инфраструктуры, железнодорожного пути, не разработан локальный нормативный акт, определяющий значение параметров геометрии рельсовой колеи, требующих ограничения скорости; устанавливающий допустимые скорости движения в зависимости от наличия дефектных (негодных) деревянных шпал, негодных узлов скреплений переводных и мостовых брусьев; устанавливающий допускаемые скорости поездов при величинах зазоров, не соответствующих нормативным параметрам и не требующих закрытия движения до производства работ по их регулировке; не установлен порядок пропуска железнодорожного подвижного состава по дефектным и остродефектным рельсам и по стрелочным переводам, имеющим дефекты металлических частей и содержащий меры, гарантирующие безопасность движения.

В нарушении п. 2 ст. 20 указанного Федерального закона, п. 5 и п. 24 Приложения № 12 к Приложению № 2 к ПТЭ на железнодорожном транспорте РФ, локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей не установлен порядок маркировки (клеймения), выдачи, хранения, а также действий при потере переносных средств закрепления железнодорожного подвижного состава; не установлен порядок ведения номерного учета тормозных башмаков.

Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 16 данного Федерального закона, п. 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, отсутствует инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

Из объяснений генерального директора ООО УК «Старый город» от <дата> следует, что на основании п. <дата>, договора от <дата> ООО УК «Старый город» арендует линейный объект: железнодорожный путь от СП-28 до упора, протяженностью 443,0 м., инв. , адрес: <адрес>, Железнодорожный подъездной путь от СП-28 до упора. Условный номер объекта: .

До настоящего времени технический паспорт на линейный объект Обществом не составлен, к разработке и утверждению локальных нормативных актов Общество не приступило, что стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

В связи с изложенным суд считает необходимым признать незаконным бездействие ООО Управляющая компания «Старый город», ИНН , ОГРН , при эксплуатации линейного объекта: железнодорожного пути от СП-28 до упора, протяженностью 443 м, инв. , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, железнодорожный подъездной путь от СП-28 до упора. Условный номер объекта , по непринятию мер по разработке и утверждению локальных нормативных актов в отношении объекта инфраструктуры, определяющих его эксплуатацию, содержание и обслуживание, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования обязать ООО УК «Старый город» разработать и утвердить локальные нормативные акты в соответствии с п. п. 42,43, 44, 47, 54, 68, п. 5 и п. 24 Приложения к Приложению 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от <дата>, инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом положений вышеуказанной нормы, обстоятельств дела, а также мнения участников процесса, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение девяти месяцев со дня вступления решения в суда в законную силу, признав указанный срок разумным с учетом всех обстоятельств дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО Управляющая компания «Старый город», ИНН , ОГРН , при эксплуатации линейного объекта: железнодорожного пути от СП-28 до упора, протяженностью 443 м, инв. , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, железнодорожный подъездной путь от СП-28 до упора. Условный номер объекта , по непринятию мер по разработке и утверждению локальных нормативных актов в отношении объекта инфраструктуры, определяющих его эксплуатацию, содержание и обслуживание, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

Обязать ООО Управляющая компания «Старый город», ИНН 4401141599, ОГРН 1134401003252, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить локальные нормативные акты в соответствии с п. п. 42,43, 44, 47, 54, 68, п. 5 и п. 24 Приложения №12 к Приложению 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2023 №250, инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья М.А. Шершнева