ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3345 от 31.12.9999 Ачинского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Ачинский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ачинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-3345(2010)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи ФИО0,

с участием представителя истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО4, ФИО3, ФИО2,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Ачинские коммунальные системы» о признании незаконным действий по взиманию платежей без фактического оказания услуг, прекращении действий по включению в договоры на оказание услуг условий об оплате услуг без фактического оказания услуг, суд

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... (далее Роспотребнадзор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Ачинские коммунальные системы» (далее МУП АКС) с иском о признании незаконным действий по взиманию платежей без фактического оказания услуг, мотивируя свои требования тем, МУП АКС разработан типовой договор  на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению для заключения со всеми потребителями, который регулирует отношения между потребителем и МУП АКС как исполнителем по предоставлению коммунальной ус­луги по холодному водоснабжению, водоотведению (канализации) и очистке сточных вод на основании Правил пре­доставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлени­ем Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, предметом данного договора является отпуск (получение) питьевой воды из системы водоснабжения; прием (сброс) сточных вод от Потребителя в систему канализации Исполнителя. В соответствии с п.п. 6, 9 указанных правил, состав предоставляемых услуг определяется степенью благоустроенности жилого дома, поэтому под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков обеспечивается Исполнителем, поэтому к потребителям, не имеющим присоединения к сети канализации для водоотведения бытовых стоков при наличии ям (септиков) Правила предоставления коммунальных услуг применяться не могут, а должны применяться Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен. МУП АКС ежемесячно взимается плата за определенный объем предоставленной потребителю воды и оплата такого же объема по водоотведению, включающего в себя услугу по канализации и отчистке сточных вод, при этом при обслуживании жилых домов, не присоединенных к сети канализации, и, не производя откачку жидких бытовых отходов из выгребных ям (септиков), взимает оплату за не оказанную услугу, что в силу ст. 702, 779 ГК РФ запрещено.

В процессе рассмотрения дела, Роспотребнадзором дополнены требования требованием о прекращении действий по включению в договоры на оказание услуг условий об оплате услуг без фактического оказания услуг, мотивируя аналогичными основаниями л.д.89-92).

Представитель истца ФИО1, действующая по доверенности от Дата обезличена г. л.д. 24), заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что из поступивших жалоб граждан установлено, что в частных жилых домах ..., имеющих выгребные ямы (септики), граждане сами занимаются вывозом жидких бытовых отходов, заказывая эту услугу в различных организациях и производя им оплату, однако в договоры на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с МУП АКС включается услуга и оплата по отпуску питьевой воды и приему сточных вод от потребителя и очистке сточных вод в объеме отпущенной питьевой воды по установленным нормативам администрацией ..., при этом услуга по водоотведению не оказывается, что нарушает права потребителей, так как по не оказанной услуге взимается оплата необоснованно, в связи с чем, данные действия МУП АКС следует признать незаконными, прекратить их и обязать ответчика через средство массовой информации известить потребителей о состоявшемся решении суда.

Представители ответчика ФИО4, действующая по доверенности от Дата обезличена г., ФИО3, действующая по доверенности от Дата обезличена г., ФИО2, действующая по доверенности от Дата обезличена г. л.д.94-96), против исковых требований возражали, суду пояснили, что МУП АКС занимается обеспечением потребителей питьевой водой, приемом и очисткой хозяйственно-бытовых сточных вод. По договорам о предоставлении услуг МУП АКС оказывает потребителям услуги по водоснабжению и водоотведению. На основании утвержденных нормативов и тарифов администрацией ..., в договоры включаются услуги по отпуску питьевой воды, приему сточных вод от потребителя в приемный колодец правобережных очистных сооружении исполнителя, а если присоединенная система канализации у частных жилых домов отсутствует, то включается услуга по очистке сточных вод, при этом объем для оплаты этой услуги зависит от количества потребленной питьевой воды по нормативу или по счетчику, так как предполагается, что в выгребные ямы (септики) должно поступить такое же количество отходов, что и потребителем получено питьевой воды при водоснабжении. Действительно по Правилам сбора, вывоза и утилизации отходов в ..., граждане должны один раз в квартал организовать вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям (септиков), заказать эту услугу в иных организациях, так как МУП АКС эту услугу не оказывает, однако в квитанции на оплату ежемесячно выставляется оплата по очистке сточных вод, так как все отходы вывозятся на очистные сооружения и МУП АКС производится очистка, при этом, невозможно установить, какое количество отходов поступило от каждого потребителя из выгребной ямы (септика), в связи с тем, что одна ассенизаторская машина может одновременно вывезти отходы нескольких потребителей. Договоры между МУП АКС и организациями, занимающимися вывозом отходов не заключаются, поступление отходов отражается в журнале учета стоков, где отражается сама организация, номер машины и ее объем, а не объем отходов конкретного потребителя. Вместе с тем, считают, что право на включение оспариваемых условий в договоры на оказание услуг и оплаты, предоставлено МУП АКС постановлениями администрации ..., определяющими нормативы и тарифы, поэтому действия МУП АКС законны, обоснованны и в удовлетворении требований Роспотребнадзора следует отказать.

Выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Роспотребнадзора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.

Пунктами 7, 9 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства от Дата обезличена г. Номер обезличен определено, что услуга по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Запрещается обуславливать предоставление одних услуг обязательным оказанием других услуг.

Согласно ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Статьей 16 закона «О защите прав потребителей» определено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.

Как установлено по делу, Муниципальное унитарное предприятие «Ачинские коммунальные системы» является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Дата обезличена г., согласно Уставу осуществляет деятельность по предоставлению тепловой энергии, обеспечению потребителей водой питьевого качества, приему и очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, по обслуживанию тепловых и водопроводных сетей ... л.д.38-48).

Постановлениями главы ... от Дата обезличена г. Номер обезличенп, Дата обезличена г. Номер обезличенп утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения ..., в том числе, приложением Номер обезличен определен норматив потребления для жилых домов с холодным водоснабжением и канализацией в 4 куб.м. в месяц, для жилых домов с холодным водоснабжением без канализации 2, 3 куб.м. в месяц (п.1.7, 1.8 приложения) л.д.49-52).

Постановлением администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличенп установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для МУП АКС на 2010 г., где с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. определены тарифы на услуги холодного водоснабжения – 12, 20 руб.куб.м. (без НДС); на услуги водоотведения и очистки сточных вод – 8,90 руб.уб.м. (без НДС), в том числе по очистке сточных вод – 4, 86 руб.уб.м. (без НДС) л.д. 117-118).

В Роспотребнадзор ... поступили заявления жителей частных жилых домов города, где указано на нарушение их прав как потребителей действиями МУП АКС при включении в договоры на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению и в квитанции на оплату услуги по водоотведению (канализации и очистке сточных вод) без оказания этих услуг и начисление им оплаты, так как откачка отходов из выгребных ям (септиков) производится ими самостоятельно по мере необходимости и за плату л.д.25-30).

Как видно из представленных ответчиком в материалы дела копий договоров на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению (очистке сточных вод), квитанций, разработанных бланков договоров, предлагаемых потребителям для заключения, предметом данных договоров является отпуск (получение) питьевой воды потребителем из системы водоснабжения исполнителя, прием сточных вод от потребителя в приемный колодец правобережных очистных сооружений исполнителя, либо в систему канализации (п.2.1 договора).

В п. 5.4 договоров включены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, установленные постановлением главы ..., которые принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в действие с момента их утверждения. Тариф на момент заключения договора составляет размер, утвержденный в приведенных выше постановлениях л.д.81, 100, 105, 108). Конкретный предлагаемый проект договора определяется исходя из заявления гражданина о заключении договора, в котором он указывает на наличие в его жилье сантехнического оборудования, горячего и холодного водоснабжения, канализации л.д.101, 103, 104, 107). При этом в квитанциях на оплату услуг ежемесячно предъявляется на оплату сумма по водоотведению, либо по очистке сточных вод л.д.57,102, 106, 110, 111).

В процессе рассмотрения дела установлено, что вывозом жидких бытовых отходов из выгребных ям (септиков) частных жилых домов граждан за плату занимаются управляющие компании, иные организации, имеющие ассенизаторские машины, которыми доставляются эти отходы на очистные сооружения города, где происходит очистка сточных вод МУП АКС, что не отрицалось представителями ответчика. Данные о поступающих отходах заносятся в Журнал учета стоков, поступающих автотранспортом на правобережные очистные сооружения, где содержатся сведения о дате, времени поступления, номере транспортного средства и его общем объеме возможности приема отходов, а также наименование оказывающего эту услугу предприятия и наименование организации, заказавшей вывоз ЖБО, или название улицы и номер дома или нескольких домов, откуда привезены отходы, однако объем отходов, полученных от конкретного потребителя, не указан л.д.58-80).

Вместе с тем, в квитанциях на оплату МУП АКС потребителю выставляется объем потребления по норме, исходя из количества зарегистрированных в жилом доме лиц, в зависимости от количества потребленной холодной воды, при 4-х зарегистрированных – 16 куб.м. холодной воды, 16 куб.м. водоотведения л.д.27).

Из пояснений свидетеля Е.В. – начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации ... видно, что объем водоотведения для частных жилых домов города ставится в зависимость от объема потребленной холодной воды, хотя прямого указания на это в постановлениях нет, однако это подразумевается, так как предполагается, что полученное количество холодной воды должно поступить в выгребные ямы (септики) граждан.

Апелляционным определением Ачинского городского суда от Дата обезличена г. рассмотрены апелляционная жалоба МУП АКС на решение мирового судьи по гражданскому делу по иску ФИО7 к МУП АКС о защите прав потребителей, которым решение мирового судьи оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. Решением мирового судьи исковые требования ФИО7 удовлетворены частично, исключено начисление по коммунальным платежам за водоотведение по жилому дому по ..., ..., определена задолженность по коммунальным платежам за холодное водоснабжение, при этом истица ФИО7 указывала на наличие в ее частном жилом доме септика, который наполнен на 60 см., ею еще ни разу отходы не откачивались, поэтому услуга МУП АКС по очистке сточных вод ей не оказывалась, начисление за водоотведение и принятие оплаты за эту коммунальную услугу произведено незаконно л.д.119-122).

Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что для потребителей, проживающих в частных жилых домах ..., не имеющих присоединения к сети канализации, услуга МУП АКС по водоснабжению обусловлена обязательным приобретением услуги по водоотведению, в том числе и по очистке сточных вод, что является нарушением прав потребителей со стороны МУП АКС и свидетельствует в силу ст. 16 закона «О защите прав потребителей» о незаконности этих действий.

Данная услуга предложена всем потребителям в разработанном МУП АКС типовом договоре на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению как коммунальная услуга по водоснабжению и водоотведению (очистке сточных вод), определена оплата в виде тарифов на услуги системы водоотведения (очистки сточных вод), без предоставления услуги по вывозу жидких бытовых отходов из выгребных ям (септиков) потребителей.

Производимое МУП АКС ежемесячное начисление и получение платежей за оспариваемую услугу по водоотведению (очистке сточных вод) вне зависимости от оказания услуги по вывозу жидких бытовых отходов и в зависимости от объема предоставленной потребителю воды, суд полагает необоснованным, так как в процессе рассмотрения дела представителями ответчика не оспаривался тот факт, что ежемесячного вывоза жидких бытовых отходов, находящихся в выгребных ямах (септиках) этих потребителей МУП АКС не производится, а Правилами сбора, вывоза и утилизации отходов в ..., утвержденных Дата обезличена г. определена периодичность очистки выгребных ям (септиков) в жилых домах один раз в квартал.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о предоставлении им возможности включения оспариваемых условий в договоры на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению и начисления оплаты за водоотведение (очистку сточных вод) постановлениями администрации ... и утвержденными для МУП АКС тарифами, поскольку данная услуга и оплата может быть предъявлена потребителям только при фактическом оказании услуги по вывозу бытовых отходов и начислении платы за фактический принятый объем отходов. При этом судом также учитывается, что МУП АКС не приняты меры для урегулирования отношений с организациями, оказывающими гражданам услугу по вывозу жидких бытовых отходов и фактически осуществляющими доставку сточных вод на очистные сооружения города. Ответчиком не представлено суду доказательств технической невозможности точного учета поступающего объема отходов от каждого потребителя.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Роспотребнадзора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить, признать незаконными действия МУП АКС по ежемесячному взиманию платежей за водоотведение и очистку сточных вод без фактического оказания услуги по вывозу жидких бытовых отходов потребителей, прекратить действия МУП АКС по включению в договоры на оказание услуг условий о ежемесячной оплате услуг за водоотведение и очистку сточных вод без фактического ежемесячного оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов потребителей, обязать довести до сведения потребителей решение суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы» по ежемесячному взиманию платежей за водоотведение (канализацию) при отсутствии присоединенной сети к центральной канализации и очистке сточных вод в частных жилых домах ... без фактического ежемесячного оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов из септиков (выгребных ям) потребителей незаконными.

Прекратить  действия Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы» по включению в договоры на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению условий о ежемесячной оплате услуг за водоотведение (канализацию) при отсутствии присоединенной сети к центральной канализации и ежемесячной оплате услуг по очистке сточных вод в частных жилых домах ... без фактического ежемесячного оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов из септиков (выгребных ям) потребителей.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Ачинские коммунальные системы» довести через средство массовой информации до сведения потребителей резолютивную часть решения суда в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в ...вой суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.

ФИО8 ФИО0