ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3345/19 от 14.08.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,

с участием в судебном заседании помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Зеленского Д.Е.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3345/2019 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района к ООО «КТ-Ресурс» об обязании провести специальную оценку условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нижнеилимского района обратился в Кировский районный суд с иском в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц к ООО «КТ-Ресурс» об обязании провести специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведен анализ исполнения трудового законодательства, в ходе которого выявлены нарушения законодательства об охране труда предприятием, осуществляющим деятельность на территории Нижнеилимского района. Установлено, что общее количество рабочих мест в ООО «КТ-Ресурс» составляет 30 единиц, которые фактически заняты.

По информации ООО «КТ-Ресурс» в 2016 году проведена специальная оценка условий труда 15 рабочих мест, в 2018 году 2 рабочих мест.

Установлено, что согласно штатному расписанию ООО «КТ-Ресурс» работники данного предприятия выполняют работы по следующим должностям (профессиям): машинист котла 4 разряда, машинист котла 3 разряда, транспортерщик 2 разряда, слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, аппаратчик ХВО 4 разряда, электромонтёр по ремонту электрооборудования 5 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда, машинист фронтального погрузчика 4 разряда, водитель вакуумной машины, машинист насосных установок 1 разряда, оператор КНС 1 разряда, оператор КОС 1 разряда, слесарь-сантехник 5 разряда, слесарь-ремонтник 4 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, электрогазосварщик 6 разряда, слесарь сантехник 4 разряда, оператор ЦТП (центрально-тепловой пункт) 4 разряда, электрогазосварщик 3 разряда, исполнительный директор, инженер ОТ, мастер ВКХ, бухгалтер абонентского отдела, кассир, начальник ПТО, уборщик офисных помещений, ведущий специалист по энергетике, транспорту, МТС и организации производства, главный энергетик.

Согласно картам специальной оценки условий труда специальная оценка условий труда в ООО «KT-Ресурс» была проведена в отношении следующих должностей (профессий): оператор теплового пункта 3 разряда, машинист фронтального погрузчика 6 разряда, слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, слесарь - сантехник по обслуживанию теплосетей 2-4 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, оператор КНС, оператор КОС, аппаратчик ХВО 3 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда, машинист котла 5 разряда, машинист котла с функцией топливоподачи, начальник.

Карты специальной оценки условий труда в отношении должностей (профессий): оператор теплового пункта 3 разряда, машинист фронтального погрузчика 6 разряда, слесарь - сантехник по обслуживанию теплосетей 2-4 разряда, оператор КНС, оператор КОС, аппаратчик ХВО 3 разряда, машинист котла 5 разряда, машинист котла с функцией топливоподачи, начальник не свидетельствуют о проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием (за исключением слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда), поскольку аналогичными рабочими местами не являются, штатным расписанием вышеуказанные должности не предусмотрены.

Таким образом, в настоящее время специальная оценка условий труда проведена в отношении следующих профессии (должностей), предусмотренных штатным расписанием ООО «KT-Ресурс»: слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда.

Отсутствием специальной оценки условий труда нарушаются трудовые права работников организации на надлежащее обеспечение охраны труда, а также получение дополнительных льгот, связанных с вредными условиями труда, которые могут быть установлены в результате данной оценки.

Круг работников занимающих указанные рабочие места на предприятии является неопределенным, поскольку может изменяться в связи с проведением кадровых мероприятий (перевод, увольнение, прием на работу).

На основании изложенного прокурор просит суд обязать ответчика провести специальную оценку условий труда в отношении следующих рабочих мест: машинист котла 4 разряда, машинист котла 3 разряда, транспортерщик 2 разряда, аппаратчик ХВО 4 разряда, машинист фронтального погрузчика 4 разряда, водитель вакуумной машины, машинист насосных установок 1 разряда, оператор КНС 1 разряда, оператор КОС 1 разряда, слесарь-сантехник 5 разряда, слесарь-ремонтник 4 разряда, электрогазосварщик 6 разряда, слесарь сантехник 4 разряда, оператор ЦТП (центрально-тепловой пункт) 4 разряда, электрогазосварщик 3 разряда, исполнительный директор, инженер ОТ, мастер ВКХ, бухгалтер абонентского отдела, кассир, начальник ПТО, уборщик офисных помещений, ведущий специалист по энергетике, транспорту, МТС и организации производства, главный энергетик.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Зеленский Д.Е., действующий на основании доверенности от 14.08.2019г., исковые требования поддержал, полагал их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования прокурора не оспаривала, суду пояснила, что несвоевременное проведение специальной оценки условий труда обусловлено тем, что в связи с осуществлением регулируемого вида деятельности (производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)) Общество учитывает затраты на проведение специальной оценки труда в тарифах на тепловую энергию. Денежные средства, учтенные в тарифах на тепловую энергию, утвержденные протоколом заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 02.12.2016г., обществом полностью потрачены. В настоящее время ответчиком изысканы собственные денежные средства на проведение оценки условий труда оставшихся рабочих мест, заключен договор с ООО «Научно-Исследовательская Лаборатория». В соответствии с п. 2.1.2 договора окончание работ определено – 31.12.2019г.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с абз. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно положениям ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 8 указанного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Положениями ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.

Из вышеуказанных положений следует, что праву работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда корреспондирует установленная законом обязанность работодателя по его обеспечению.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.05.2019г. ООО «КТ-Ресурс» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 28.06.2016г. за основным государственным регистрационным . Руководителем ООО «КТ-Ресурс» является ФИО2

В соответствии с Уставом ООО «КТ-Ресурс» основными направлениями деятельности Общества являются производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно-технического назначения и товарах народного потребления, в разработке и внедрении новых технологий в производстве: практическая реализация научно-технических достижений в различных должностях деятельности: разработка и внедрение в производство малоотходных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; организация грузоперевозок; выполнение иных работ и оказание услуг (п.п.2.2 Устава).

Общее количество рабочих мест в ООО «КТ-Ресурс» составляет 30 единиц, которые фактически заняты. По информации ООО «КТ-Ресурс» в 2016 году проведена специальная оценка условий труда 15 рабочих мест, в 2018 году 2 рабочих мест.

Установлено, что согласно штатному расписанию ООО «КТ-Ресурс» работники данного предприятия выполняют работы по следующим должностям (профессиям): машинист котла 4 разряда, машинист котла 3 разряда, транспортерщик 2 разряда, слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, аппаратчик ХВО 4 разряда, электромонтёр по ремонту электрооборудования 5 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда, машинист фронтального погрузчика 4 разряда, водитель вакуумной машины, машинист насосных установок 1 разряда, оператор КНС 1 разряда, оператор КОС 1 разряда, слесарь-сантехник 5 разряда, слесарь-ремонтник 4 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, электрогазосварщик 6 разряда, слесарь сантехник 4 разряда, оператор ЦТП (центрально-тепловой пункт) 4 разряда, электрогазосварщик 3 разряда, исполнительный директор, инженер ОТ, мастер ВКХ, бухгалтер абонентского отдела, кассир, начальник ПТО, уборщик офисных помещений, ведущий специалист по энергетике, транспорту, МТС и организации производства, главный энергетик.

Согласно картам специальной оценки условий труда специальная оценка условий труда в ООО «KT-Ресурс» была проведена в отношении следующих должностей (профессий): оператор теплового пункта 3 разряда, машинист фронтального погрузчика 6 разряда, слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, слесарь - сантехник по обслуживанию теплосетей 2-4 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, оператор КНС, оператор КОС, аппаратчик ХВО 3 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда, машинист котла 5 разряда, машинист котла с функцией топливоподачи, начальник.

Карты специальной оценки условий труда в отношении должностей (профессий): оператор теплового пункта 3 разряда, машинист фронтального погрузчика 6 разряда, слесарь - сантехник по обслуживанию теплосетей 2-4 разряда, оператор КНС, оператор КОС, аппаратчик ХВО 3 разряда, машинист котла 5 разряда, машинист котла с функцией топливоподачи, начальник не свидетельствуют о проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием (за исключением слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда), поскольку аналогичными рабочими местами не являются, штатным расписанием вышеуказанные должности не предусмотрены.

Таким образом, в настоящее время специальная оценка условий труда проведена в отношении следующих профессии (должностей) предусмотренных штатным расписанием ООО «KT-Ресурс»: слесарь по ремонту оборудования котельной 5 разряда, электрогазосварщик 5 разряда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, уборщик производственных помещений 1 разряда.

Отсутствием специальной оценки условий труда нарушаются трудовые права работников организации на надлежащее обеспечение охраны труда, а также получение дополнительных льгот, связанных с вредными условиями труда, которые могут быть установлены в результате данной оценки.

Приказом ООО «КТ-Ресурс» от 07.08.2019г. № 03-о/р на подписью директора ФИО2 с 13.08.2019 по 31.12.2019 назначено проведение специальной оценки условий труда. На комиссию по специальной оценке условий труда данным приказом возложена обязанность составить перечень рабочих мест для специальной оценки условий труда с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом рабочем месте (с учётом аналогичных рабочих мест).

В связи с выполнением комплекса работ по специальной оценке условий труда на 27 рабочих местах ООО «КТ-Ресурс» 13.08.2019г. между ООО «КТ-Ресурс» (Заказчик) и ООО «Научно-Исследовательская Лаборатория» (Исполнитель) заключен договор на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда.

В соответствии с п.2.1.2 договора окончание выполнения работ - 31.12.2019г.

Вместе с тем, поскольку обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест предусмотрена законом и, как следует из представленных документов, на момент рассмотрения настоящего дела им не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нижнеилимского района удовлетворить.

Обязать ООО «КТ-Ресурс» (ОГРН <***>) провести специальную оценку условий труда в отношении следующих рабочих мест: машинист котла 4 разряда, машинист котла 3 разряда, транспортерщик 2 разряда, аппаратчик ХВО 4 разряда, машинист фронтального погрузчика 4 разряда, водитель вакуумной машины, машинист насосных установок 1 разряда, оператор КНС 1 разряда, оператор КОС 1 разряда, слесарь-сантехник 5 разряда, слесарь-ремонтник 4 разряда, электрогазосварщик 6 разряда, слесарь сантехник 4 разряда, оператор ЦТП (центрально-тепловой пункт) 4 разряда, электрогазосварщик 3 разряда, исполнительный директор, инженер ОТ, мастер ВКХ, бухгалтер абонентского отдела, кассир, начальник ПТО, уборщик офисных помещений, ведущий специалист по энергетике, транспорту, МТС и организации производства, главный энергетик.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Председательствующий Н.А. Прибыткова

Решение суда в окончательной форме принято 20.08.2019г.

Судья